СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕТРЕНКО Н. Г. Урок "«Для бедной Тани все были жребии равны» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)" РЯиЛ 2019-11

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЕТРЕНКО Н. Г. Урок "«Для бедной Тани все были жребии равны» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)" РЯиЛ 2019-11

Просмотр содержимого документа
«ПЕТРЕНКО Н. Г. Урок "«Для бедной Тани все были жребии равны» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)" РЯиЛ 2019-11»

Н. Г. Петренко, учитель русского языка и литературы ГУО «Пелищенская средняя школа» Каменецкого района Брестской области

«Для бедной Тани все были жребии равны» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

IX класс

Цели урока помочь учащимся найти от­вет на вопрос: «Что значит любовь для геро­ев пушкинского романа?»; развивать умение анализировать текст (7 и 8 главы романа); че­рез анализ выяснить, почему оказалось невоз­можно счастье таких незаурядных личностей, как Татьяна и Евгений; с позиции гендерного воспитания определить индивидуально-лич­ностное отношение к героям, найти связь ли­тературы XIX века с современностью.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Ученица читает сочинение.

Скажите: кто ещё не читал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Прочи­тайте! Это стихия, солнце, любовь, верность, сон, реальность, правда, вымысел... Един­ственное, что я изменила бы, это концовка. Так хочется верить в сказку и во всём видеть счастливый финал. Роман поселился в моей душе. Герои следовали за мной и днём и но­чью. Я видела их наяву.

Приснилось мне сегодня:

Как будто я лечу

И, словно птица,

Снижаюсь и кричу.

Лечу я ниже, ниже,

Вот-вот уж упаду...

И вдруг сквозь крышу дома

Как молнией промчу.

Тот дом мне был знакомый —

Здесь книги, кресла, стол...

Татьяны образ новый

Предстал передо мной.

Я в зеркало взглянула —

И вижу там себя.

Мысль в голове мелькнула:

Татьяна — это я.

Летят, летят минуты,

Тихонько скрипнет дверь,

Онегин на пороге

Передо мной теперь.

Всё, как в романе этом,

Он на колени встал,

Слова прощенья тихо

В стихах мне прошептал...

Сон, как роман, такой же.

Я оглядела зал,

Но, боже мой, какой же

Придумать мне финал?

Простить его, остаться

С Онегиным навек,

Любить его сильнее,

Чем может человек.

Но губы шепчут тихо

По тексту те слова,

В стихах все строчки лихо

Летят, ну вот дела!

Такой конец хороший

Я вставить бы могла.

Ах, автор, Пушкин, Пушкин,

Здесь всё твоя вина.

Мне жаль Татьяну.

Привычка свыше нам дана,

И, как сказал нам классик,

«Замена счастию она».

И вдруг я улетаю

Снежинкой со двора.

Потом я вдруг растаю,

Проснуться мне пора.

А на дворе декабрь,

И в школу мне вставать.

Сегодня сочиненье

Мне надо написать.

Я напишу о чувствах,

Которые во сне

Я испытала грустно

В волшебной той стране.

А этот сон прекрасный

Я буду вспоминать,

А снег за дверью долго

Всё будет бушевать.

— Ребята, вы прослушали сочинение на­шей выпускницы Дарьи Хомич под названием «Сон» (напечатано в журнале «Русский язык и литература» № 1 за 2007 год). Какие чувства вы испытывали, когда читали роман в стихах?

  1. Объявление темы и цели урока.

Тема сегодняшнего урока звучит философски дво­яко: «Для бедной Тани все были жребии рав­ны...» Через работу в гендерных группах (юноши и девушки) мы ответим на вопросы: что значит любовь для Евгения Онегина и Татьяны Лариной? Чем любовь книжная от­личается от любви реальной? В чём разница женской любви и мужской?


  1. Оформление доски

Любовь

«Для бедной Тани все были жребии равны...»

Онегин Татьяна (юноши) (девушки)





Символ любви из романа А. С. Пушкина


л






«Евгений Онегин»




  1. Аналитическая беседа.

  • Что такое любовь? Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Ответы учащихся.)

Словарная работа.

Любовь: 1) чувство самоотверженной, сер­дечной привязанности; 2) склонность, при­страстие к чему-либо (С. И. Ожегов).

Юноши Девушки

Привязанность Тепло

Забота Нежность

Близость Сердечность

Счастье

На доске записываются несколько ассоци­ативных слов.

Работа в группах.

  • В каком культурном пространстве идёт поиск счастья Онегиным и Татьяной?

Примерный ответ.

Онегин (юноши)

Татьяна (девушки)

Книги

Книги

Науки

Национальная культура

Байрон

Героини романов

Наполеон

Опыт няни

Преобразования

Христианские ценности


Записываются на доске.

  • Девушки, расскажите наизусть «Пись­мо Татьяны к Онегийу».

  • «Я к вам пишу...» Как вы оцениваете поступок Татьяны? Что подтолкнуло её к этому признанию?

(Татьяна увлекалась романами, подчас использовала книжную лексику. Но за книж­ными словами живёт настоящее чувство.

Она понимает, что её могут осудить за признание в любви все, только не Онегин...)

Примечание. Отвечают девушки, допол­няют юноши.

  • Пушкин говорил: «Любви нас не при­рода учит, а первый пакостный роман». Мож­но ли научить любить? Подтвердите примера­ми из изученных ранее произведений.

  • Почему Татьяна в начале письма назы­вает Онегина на «Вы», затем звучит «Ты»?

(«Вы» — звучит отрешённо, недоверчи­во, словно на расстоянии. Татьяна незамет­но для себя от холодного «Вы» переходит к сердечному «Ты». Чувствуется доверие, при­знательность, любовь. В конце письма снова появляется «Вы», как неудавшаяся попыт­ка сохранить спокойный, вежливый тон.)

  • Юноши, расскажите наизусть «Письмо Онегина к Татьяне».

  • Сформулируйте, используя цитаты, причину отказа Онегина от любви Татьяны.

(В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел...

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Несчастной жертвой Ленский пал.

Я думал: вольность и покой

Замена счастью...)

  • «Я знаю: век уж мой измерен...» Сколько лет было Онегину, когда он писал это в письме к Татьяне? Почему «его век из­мерен»?

(26 лет. Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я...)

  • Что изменилось в Онегине? Каким он стал?

(Теперь он иной. Читает другие книги, авторы которых люди свободомыслящие, стремящиеся к действию.

Он меж печатными строками

Читал духовными глазами

Другие строки...

Онегину стала понятна Татьяна. Он от­крыл живой поэтический мир народа через сны, преданья, «сказки вздор живой». Он от­рёкся от своего прошлого, кроме воспомина­ний о Татьяне. В конце романа герой увидел ту самую «бедную Таню»...)

Примечание: отвечают юноши, дополня­ют девушки.

Физкультминутка

  • Что такое романтическая любовь? (Любовь, окутанная загадкой, таинствен­ная, трудно постижимая разумом.)

  • Можно ли любовь Онегина назвать романтической? (Пожалуй, да. На первый взгляд Онегин не романтик. Он изначально не стремился к уединению, не писал стихов. Но он первый увидел необыкновенный образ Татьяны. Онегин — «романтик по умона­строению, по духу и моде времени». Много читал. Татьяна лучше поняла героя после посещения дома Онегина.)

  • Можно ли любовь Татьяны назвать ро­мантической?

Примерный ответ. Безусловно. С первых страниц знакомства с героиней её образ овеян тайной:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива...

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Близость к природе:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход...

Загадочно и имя героини. «Имя Татьяна встречалось чаще в народной среде*. Для Пушкина важна связь с народом. Татьяне очень близка няня.

Любовь к чтению. Жила романами: Воображаясь героиней Своих возлюбленных творцов...

Отсутствие родительского воспитания, свобода.

Один из самых романтических поступков Татьяны — объяснение в любви первой в письме к Онегину на французском языке.

  • «Для бедной Тани все были жребии равны». Так ли это? Почему Татьяна вышла замуж за нелюбимого человека?

(А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны...)

  • Если «все были жребии равны», поче­му она не вышла замуж в родной деревне, а поехала «на ярмарку невест»?

(Буянов сватался: отказ.

Ивану Петушкову — тоже.

Гусар Пыхтин гостил у нас...)

  1. Исследовательская деятельность.

  • Татьяна Ларина отказывает женихам- соседям, а за московского генерала выходит замуж. Каким вы увидели мужа Татьяны: молодым или старым, сердечным или злым?

(А. С. Пушкин два раза употребляет сло­восочетание «важный генерал»:

А глаз меж тем с неё не сводит Какой-то важный генерал.

К хозяйке дама приближалась,

За нею важный генерал.

Важный генерал — это ещё не значит, что старый.)

  • Почему «важный»? (Автор так образ­но описывает Татьяну, что любой мужчина рядом с ней чувствовал бы свою значимость и гордился своей избранницей:

Она была нетороплива,

Не холодна. Не говорлива,

Без взора наглого для всех.

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Всё тихо, просто было в ней.

К ней дамы подвигались ближе,

Старушки улыбались ей.

Мужчины кланялися ниже...)

  • Так молодой или старый муж у Татья­ны? (Молодой. Первое доказательство:

Князь подходит

К своей жене и ей подводит

Родню и друга своего.

Родня может быть разного возраста, а вот друзья, как правило, одного.

Ещё одно доказательство:

С Онегиным он вспоминает,

Проказы, шутки прежних лет.

Онегину 26 лет, значит, генералу может быть под тридцать.)

  • Зачем у вас я на примете?

Не потоку ль, что в высшем свете Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен...

О каких сраженьях идёт речь? (О войне 1812 года. В истории известны имена моло­дых генералов. Раз в сраженьях изувечен — значит, герой. Татьяна такого человека не может оставить, потому что она порядоч­на, верит в Бога:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.)

  • Что значит любовь для Татьяны?

  • Что значит любовь для Онегина?

  • Почему оказалось невозможно счастье таких незаурядных личностей, как Татьяна и Евгений? (В 1834 году Пушкин, уже же­натый на Гончаровой, снова придёт к убеж­дению, что «на свете счастья нет, но есть покой и воля».)

  • В каком ещё произведении Пушкина герои любят друг друга, а вместе быть не мо­гут? ( «Дубровский».)

  • Татьяна не похожа на светских дам. Вспомните сказки, рассказы, повести А. С. Пуш­кина. Охарактеризуйте его идеал женщины. (Милая простота, мятежное воображение, до­верчивость, правдивость, верность мужу, не­заурядный ум, пламенное сердце, нежность...)

  • Дайте характеристику современным де­вушкам. (Ответы учащихся.)

  • Казалось бы, с XIX века главное не из­менилось. Девушки по-прежнему мечтают о романтической любви, стремятся к счастью. О какой любви мечтают современные моло­дые люди?

  • Девушки, что вы цените в юношах?

  • Юноши, что вы цените в девушках?

  • Одинаково ли любят мужчины и жен­щины? Чем любовь книжная отличается от любви реальной?

  • «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литера­туре. В. Г. Белинский писал: «Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только одних поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всею её прозою и пошлостию».

«В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил его!»

  1. Рефлексия.

Продолжите фразу:

Урок дал мне...

Я не согласен с мнением одноклассниц, что...

Я не согласна с мнением одноклассников, что...

Для меня любовь...

  1. Устное словесное рисование (в груп­пах).

  • Придумайте символ любви по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». (Старин­ное письмо, свеча; платок с вензелем Т. JI.)

  1. Домашнее задание.

Подготовить ответы на вопросы учебника.

  1. Выставление отметок и их коммен­тирование.




Т. Г. Матарас, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 2 г. Житковичи имени А. В. Головача» Гомельской области

Образ Татьяны Лариной в романе Л. €. Пушкина «Евгений Онегин»

Цель урока: раскрыть понятие «милый идеал» автора; создать содержательные условия для развития у учащихся умения анализировать текст; творческих способностей учащихся; развивать навык выразительного чтения наизусть.

Эпиграф: Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. А. С. Пушкин

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

Чтение отрывка наизусть.

  1. Объявление темы, формулирование целей урока.

  2. Работа по теме урока.

  1. Анализ эпиграфа к уроку.

  2. Анализ образа Татьяны.

План

  1. Детство и юность Татьяны.

  2. Встреча с Онегиным и любовь к нему.

  3. Татьяна в финале романа.

  4. Отношение автора к Татьяне.

  • Какую смысловую нагрузку несёт эпи­граф 3-й главы?

  • Как характеризует Пушкин Татьяну?

  • Как складывались у Татьяны отноше­ния с семьей: с родителями, сестрой, няней? Почему?

  • Кому ещё противопоставлена Татьяна? В чём смысл этого противопоставления?

  • Почему Татьяна влюбилась в Онегина? Что для неё важно в его характере?

Сообщение учащейся

Оперы — значительная часть наследия великого русского композитора Петра Ильи­ча Чайковского. Пожалуй, самое любимое публикой сочинение — опера «Евгений Оне­гин» (была закончена в Италии в 1878 году). Композитор стремился как можно ближе быть к пушкинскому оригиналу, скромно оценивал своё творение лишь как попытку проиллюстрировать музыкой любовную ли­нию «романа в стихах».

В романе «Евгений Онегин» композитор видел правдивые образы, глубокую жизнен­ную драму, которая происходила в реальных условиях. Он глубоко проникся пушкинскими образами, чистой любовью героев, верностью и пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу. Композитор словно распевает стихи Пушкина, подобно тому как поют романсы на стихи поэ­тов, и сочиняет необычайно широкие мелодии, покоряющие одухотворённостью.

  • Прочитайте вслух письмо Татьяны к Онегину; послушайте арию Татьяны из опе­ры П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Сравните впечатления от прочитанного и услышанного.

  • Как характеризует Татьяну её письмо к Онегину?

  • Образ Татьяны вызвал противоречивые отзывы критиков. Вот что говорил Белин­ский о письме Татьяны: «Письмо Татьяны свело с ума всех русских читателей... письмо Татьяны прекрасно и теперь, хотя уже и от­зывается немножко детскостью, чем-то “ро­мантическим”. Иначе и быть не могло: язык страстей так нов и недоступен нравственно немотствующей Татьяне: она не умела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений, если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на её памяти пло­хими и хорошими романами».

Марина Цветаева писала: «... многое предо­пределил во мне “Евгений Онегин”. Если я по­том всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку — и руки, не страшась суда — то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и перебро­шенной через грудь косой, это на моих гла­зах — сделала. И если потом, когда уходили (всегда уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».

Выразите свою точку зрения, опираясь на мнения критиков.

  • Какие качества проявляет Татьяна, полюбив Онегина? (Решительность, силу воли, мужество, ведь на карту поставлена не только её личная судьба, но и репутация всей семьи. Окажись Онегин непорядочным человеком, Татьяна своим поступком разру­шила бы свою жизнь и счастье сестры.)

  • Какой ответ на свои чувства находит Татьяна в душе Онегина?

Инсценировка встречи в саду.

  • Почему Онегин не ответил на любовь Татьяны?

  • Согласны ли вы, что Онегин проявил «души прямое благородство»? В чём это про­явилось?

  • Как повлияло на становление Татьяны посещение кабинета Онегина? (Белинский писал, что «посещение дома Онегина и чте­ние книг с его пометками приготовили Та­тьяну к перерождению из деревенской девоч­ки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина».)

  • Какой увидел Татьяну Онегин, когда вернулся в Петербург?

  • Почему Пушкин «заставил» Онегина полюбить Татьяну?

  • Как ответила Татьяна на письмо Оне­гина?

  • Пушкин называет Татьяну своим «ми­лым идеалом». Почему Онегин не распознал этот идеал? Или Татьяна только в последней главе приближается к идеалу?

  • Чем заканчивается роман? И заканчи­вается ли он вообще?

  • Образ Татьяны свободен от заданности: она живой человек и поэтому «милый иде­ал» автора. Поэт неоднократно говорит о своей любви к Татьяне, даёт ей самые сердечные ха­рактеристики, переживает за её судьбу. Най­дите подтверждение этому в тексте. (III гл., 15, 31, 37 строфы; IV гл., 23, 24 строфы; VII гл., 5, 55 строфы; VIII гл., 50 строфа.)

V. Обобщение.

  • Пушкин так исчерпывающе и глубо­ко обрисовал образ Татьяны, что мы легко можем представить её в любой жизненной ситуации. Почему? (Татьяналюбимая героиня А. С. Пушкина, его идеал.)

  • Доказать и показать это и было целью нашего урока. Как вы считаете, мы её до­стигли?

  1. Выставление отметок и их комменти­рование.

  2. Рефлексия.

  • Продолжите фразу:

Мне понравилось на уроке...

Меня удивило...

Я задумался (лась )...

Грустно...

Я доволен собой, потому что...

  1. Домашнее задание.

  1. Написать мини-сочинение «Счастье — это...» или «Любить человека — это зна­чит...».

  2. Выучить письмо Татьяны и Онегина наизусть.