Урок по математике во втором классе
Тема урока: Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание)
Цель: формирование и совершенствование умения решать текстовые задачи арифметическим способом.
Задачи:
1. Отрабатывать вычислительные навыки;
2. Развивать мыслительные операции.
3.Развивать познавательную активность учащихся.
4.Формировать умения применять свои знания в необычной учебной ситуации.
5. Способствовать расширению кругозора.
6.Воспитывать в детях чувство дружбы, взаимопомощи.
Вид урока: Путешествие с любимыми сказочными героями
Тип урока: Урок решения практических задач.
Предметные задачи: продолжать знакомство с задачами на встречное движение; закреплять умение решать задачи и выражения изученных видов; развивать навыки счета.
Метапредметные задачи:
личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров в группе и паре; корректируют свои действия, оценивают собственную деятельность – выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; способны к саморегуляции.
познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, структурируют знания; анализируют, сравнивают; устанавливают причинно-следственные связи; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление.
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; уважают всех участников группы, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4. Физминутка..
5. Первичное закрепление
6. Продолжение работы по теме урока
7. Домашнее задание.
8.Рефлексия учебной деятельности
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
(Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Геннадьевна. Ребята, сегодня в урок математики
проведу я. Я очень рада Вас видеть и, надеюсь, что Вы рады видеть меня.
Мы урок начнем с разминки
Выпрямляем наши спинки
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
– Ребята, сегодня необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. И гостям тоже подарим улыбку. Теперь можете тихонько сесть
Посмотрите, у вас всё готово для урока?(Да)
Пишем сегодняшнее число, классная работа.
- А теперь предлагаю вам обратить внимание на экран ( слайд 2.) Внимательно посмотрите на слайд и найдите, сколько цифр спряталось в этом рисунке. А эти цифры запишем в тетрадь. Это будет чистописание
Проверяем. (Ответ: цифры 0, 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 – всего 9 цифр)
- Молодцы ребята.
– Ребята, кто из вас любит сказки? Все? (Да)
– Я сегодня предлагаю вам совершить путешествие в очень интересную сказку. Как вы думаете, это будет простая сказка или математическая? Почему?
Чтобы отправиться в путешествие, нужно решить цепочку. Вы готовы?
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
(Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий.)
- А теперь проверим, как вы справились с заданием! Проверяем: я читаю ответ, а вы у себя отметьте.
Молодцы, ребятишки!
- Ребята, посмотрите на экран. Кто узнал из какой сказки этот рисунок? СЛАЙД 3-4
А кто помнить эту сказку? Как Гуси-Лебеди унесли братца-Иванушку.Побежала девочка его искать.
У кого она попросила помощи? (Печки, речки, яблони). Но прежде чем помочь девочке, они попросили её исполнить их желания.
А желания не простые, ведь у нас урок математики. А просили они решить задачи. Девочка, конечно, спешит, торопится, ей трудно эти задания выполнять. А нас много. Поможем Машеньке и Ванечке спастись от Гусей-Лебедей и Бабы-Яги?
– Готовы? (Да) СЛАЙДЫ 5-7
Печка (желание печки)
У пенечка 7 грибочков
И под елкой 5.
Сколько будет всех грибочков
Надо сосчитать? (7 + 5 = 12)
Речка (желание речки)
Саша с Колей рыб удили
9 рыбок наловили.
Котик к рыбкам подобрался –
1 схватил он и умчался.
Сосчитайте-ка, скорей,
Сколько осталось рыб у друзей? (9 – 1 = 8)
Яблоня (желание яблони)
Дядя ёжик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Три из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш он дал зайчатам? (10 – 3=7)
Ой какие мы молодцы! Помогли девочке выполнить задание. Теперь мы знаем, где же находится братец Иванушка.
Давайте оценим свою работу на лесенке успеха. СЛАЙД 8. У вас на столе лежит лесенка успеха. На нем вы сами себе будете оценивать. Будете плюсики отмечать. А в конце посчитаем, у кого сколько плюсиков.
Ребята, а как вы думаете, почему наши помощники заставили девочку решать задачи? Как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Да, мы будем решать задачи, и тема нашего урока «Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание)»
Чему мы научимся сегодня?
Закреплять умение решать простые и составные задачи
Развивать познавательный интерес и мыслительную активность
Развивать вычислительные навыки
3. Решение проблемы.
(Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы.)
Долго бежала девочка по полям по лесам. СЛАЙД 9-10. Вдруг видит, стоит избушка на курьих ножках. А в избушке Баба-яга злая, братца Иванушку держит. И говорит Баба-яга, отпущу я тебя, если решишь сложную задачу, много лет уже мучаюсь над ней, никак не могу решить.
Поможем ребятам решить эту задачу и спастись от злой Бабы-яги.
Возьмите карточку №2. Прочитайте. Подумайте и обсудите, можно ли ответить на главный вопрос задачи, если нет, то что нужно знать?
Две девочки измеряли длину дорожки с двух концов, идя навстречу друг другу. Одна девочка прошла до встречи 7 м, другая- на 8 м больше. Какой длины была эта дорожка?
- А что такое задача? (это проблема, которую нужно решить)
- Из каких частей состоит задача? (условие и вопрос)
-Из каких частей состоит решение задачи? (краткая запись, решение и ответ)
-Ребята, а наша задача является задачей? (Содержится вопрос)
-Что нужно узнать в задаче? (Длину дорожки.)
Что для этого нужно? (Нужно знать, сколько метров до встречи прошла каждая девочка.)
Обсудим.
Сколько прошла первая девочка? (7м.)
Сколько прошла вторая девочка? (Неизвестно.)
Можем ли мы это узнать?
Как это сделать? Каким действием решается? (Можем, 7м + 8м =15м.)
Можем ли мы теперь узнать длину дорожки? Как это сделать? (Сложить расстояние, которая прошла первая девочка, и расстояние, которое прошла вторая девочка: 7м + 15м = = 23 м.)
-Запишем условие вместе.
- Запишите решение задачи в тетрадь.
-Проверяем СЛАЙД 11
Оцените свою работу на лесенке самооценки. Поработали, пора и отдохнуть
4. Физкультминутка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Отлично размялись, а теперь тихо сядьте на свои места. Спасибо
Отвернуться Баба-яга не успела, девочка подхватила братца на руки и побежала. Баба-яга за ними в погоню Гусей-лебедей отправила.
Сестрица с братом добежали до реки. СЛАЙД12-13
Речка-матушка, спрячь меня!
Спрячу, только ты выполни задание.
5.Первичное закрепление
(Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы.)
А теперь перед нами следующее задание карточки 3
А задание такое – собрать задачу.. В этом задании смешали условия и вопросы задач. Берем простые карандаши. Условие соединяем с вопросом, и там же пишем ответ задаче. Задание выполняем в парах. «Одна голова хорошо, а две лучше.»
Хозяйка напекла 20 блинов, когда гости съели несколько блинов, осталось 10. | Сколько хомячков было у продавца? |
Когда у продавца купили 6 хомячков, то у него осталось 9. | Сколько кукол стало у Тани? |
У Тани было 5 кукол, ей подарили ещё 3 куклы? | Сколько блинов съели гости? |
Как только ваша пара буде готова, дайте об этом знать
Проверка.
У. Сколько хомячков было у продавца? (15)
Сколько блинов съели гости? (10)
Сколько кукол стало у Тани? (8)
- Молодцы, ребята, у нас получилось очень хорошо поработать с данной темой.
6. Продолжение работы по теме урока
Побежала девочка с братишкой дальше, а гуси-лебеди догоняют. Того и гляди, братца из рук вырвут. А вот и яблонька.
Яблонька-матушка, спрячь меня!
Хорошо, только выполни и ты мою просьбу. Карточка 4
Задача:
На яблоне висло 16 яблок, 9 созрели и упали. Сколько яблок осталось?
Прочитали все? Есть среди вас желающие помочь девочке решить задачу у доски?
Остальные у себя в тетрадях решают.
Что нам нужно узнать? Что нам известно? Каким действием решается задача?
Запишите в тетради решение.
Проверяем работу. СЛАЙД 14
Оцените свою работу на лесенке успеха.
Пролетели Гуси-лебеди мимо, не заметили детей. Бегут Машенька и Ванечка дальше. Гуси уже обратно возвращаются, не нашли их. Испугались дети, хорошо, что навстречу им Печка стоит.
Печка-матушка, спрячь нас от гусей.
Хорошо. Выполните моё задание, а я вас спрячу.
Поможем ребятам?
Решают задание на белой карточке 5
20 + 6 – 20 = 6
10 + 20 – 17 =13
15 + 5 – 14 =6
13 + 8 – 5 =16
Выполняете самостоятельно, потом обмениваемся карточками с соседом. Взаимопроверка Проверяем с учителем.
Спрятала печка ребят, Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. СЛАЙД 16
7.Рефлексия учебной деятельности
(Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества)
Ну что, ребята, помогли мы героям сказки найти Иванушку и возвращаться домой?
А как мы им помогли?
Давайте вспомним, чему мы научились за урок? Какую задачу ставили?
(развивать умение решать текстовые задачи арифметическим способом). Справились мы с это задачей. Замечательно!
8. Информация о домашнем задании
(Задача: дать обучающимся домашнее задание.)
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: Карточка 6
- Откройте листочек и ознакомьтесь с заданием. Поднимите руку, если у вас есть вопросы по дом заданию.
Подведение итогов урока
А сейчас подсчитайте количество плюсов на вашей лесенке. Поднимите руку у кого 5 плюсов, 4 плюса, 3 плюса, 2 плюса Молодцы! Вы все хорошо поработали сегодня, Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. СЛАЙД 17
Урок окончен.Спасибо за урок.