СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Певческий репертуар уроков музыки как фактор воспитания младших школьников

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье определяется место певческого репертуара на уроках музыки, его роль и влияние на воспитание, эмоциональное, когнитивное и социальное развитие младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Певческий репертуар уроков музыки как фактор воспитания младших школьников»

УДК 372.87


ПЕВЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР УРОКОВ МУЗЫКИ

КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Семиколенова А. Г.,

Курский государственный университет,

ГБДОУ «Детский сад № 7»,

г. Севастополь, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М.Ф.,

Курский государственный университет,

г. Курск, Россия



Аннотация. В данной статье определяется место певческого репертуара на уроках музыки, его роль и влияние на воспитание, эмоциональное, когнитивное и социальное развитие младших школьников.

Ключевые слова: урок музыки; певческий репертуар; воспитание обучающихся; чувственно-эмоциональное восприятие музыки; эстетический, художественный и музыкальный вкус.

Abstract. This article defines the place of the singing repertoire in music lessons, its role and influence on the upbringing, emotional, cognitive and social development of younger schoolchildren.

Key words: music lesson; singing repertoire; education of students; sensory and emotional perception of music; aesthetic, artistic and musical taste.



Музыкальное воспитание рассматривается в педагогике искусства, как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, приводящая к формированию всесторонней культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание не воспринимается исключительно, как привилегия для талантливых обучающихся, а понимается, как неотъемлемая часть полноценного развития их личности. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он [Сухомлинский, с. 6-7].

Музыка является неотъемлемой частью жизни человека и имеет важное значение в развитии различных сфер личности, особенно в детстве. Уроки музыки в начальной школе играют важную роль в формировании музыкального вкуса, творческого мышления, социальных навыков и эмоциональной сферы младших школьников. Одним из ключевых аспектов на уроках музыки выступает певческий репертуар, который является фактором воспитания детей. Ключевым моментов в этом процессе становится их эмоциональное развитие. Это обусловлено тем, что:

- музыкальные произведения различных жанров и настроений помогают детям в выражении своих эмоций и чувств;

- исполнение песен с положительным содержанием способствует формированию оптимистического настроя и укреплению позитивной эмоциональной составляющей у детей;

- певческий репертуар оказывает влияние на социально-коммуникативное развитие младших школьников;

- пение вместе с другими детьми на уроке музыки оказывает влияние на развитие навыков коллективной работы и взаимодействия;

- совместное пение стимулирует сопереживание, вовлеченность в музыкальный процесс, создает атмосферу сотрудничества.

Помимо преобразующего эмоционального воздействия певческого репертуара на младших школьников следует отметить его влияние на когнитивное развитие детей, поскольку изучение и исполнение различных музыкальных произведений требует использования памяти, внимания, концентрации и музыкального слуха. Пение приучает детей к целостному восприятию, развивает логическое мышление и умение анализировать.

Ключевыми показателями влияния певческого репертуара на воспитание младших школьников в рамках уроков становятся:

1. Воспитание музыкального слуха: в процессе освоения певческого репертуара дети учатся слушать музыку, различать тембры, регистры, ритмы и другие музыкальные элементы. Это особенно важно для младших школьников, так как их музыкальный слух пока еще недостаточно дифференцирован.

2. Формирование музыкального вкуса: через певческий репертуар дети знакомятся с различными жанрами и стилями музыки, расширяют свой кругозор и понимание музыкального мира.

3. Укрепление самооценки: участие в певческой деятельности на уроках музыки помогает детям почувствовать свою значимость и успехи. Они могут исполнять песни перед классом или на школьных концертах, что способствует развитию самооценки и уверенности в себе.

4. Развитие творческого мышления: на уроках музыки дети участвуют в создании различных интерпретаций песен, придумывают собственные варианты их исполнения. Это стимулирует развитие их творческого потенциала и проявление способности к музыкальному самовыражению.

5. Формирование социальных навыков: пение в ансамбле или хоре требует сотрудничества, умения слышать других участников и согласования действий. В коллективной певческой деятельности у детей развиваются навыки коммуникации, сотрудничества и толерантности.

Кроме того, певческий репертуар уроков музыки оказывает влияние на развитие речи и языковых навыков у младших школьников. Певческое интонирование в процессе исполнения репертуара помогает детям осознать, как использовать музыкальную, а следовательно, и вербальную речь для передачи определенного содержания и выражения эмоций. Школьники учатся правильно дышать, артикулировать и использовать разнообразные интонации, что положительно сказывается на их ораторских навыках.

Сопутствующим фактором музыкального воспитания младших школьников посредством певческого репертуара является совершенствование чувства ритма и координации движений. Пение позволяет детям учитывать время и ритм композиции, а также контролировать свои движения во взаимодействии с другими учениками. Они учатся соотносить движения с музыкой, что способствует развитию двигательной координации и гармонии в движениях.

Певческий репертуар, осваиваемый на уроках музыки, способствует воспитанию чувства эстетики и общей культуры. Разнообразные музыкальные произведения знакомят детей с разными жанрами и стилями музыки, учат понимать и ценить красоту и глубину содержания музыкального искусства. Они учатся выразительно и эмоционально исполнять вокально-хоровую музыку, что развивает не только их эстетическое восприятие, но и способность чувствовать и передавать эмоции.

Важно помнить, что выбираемый для уроков певческий репертуар должен быть разнообразным и включать образцы народной, духовной, классической и современной музыки; иметь высокую художественную ценность и быть адекватным возрастным особенностям младших школьников. Он должен быть интересным и доступным для восприятия и исполнения, соответствовать музыкальным предпочтениям детей. Педагогу следует не только адаптировать репертуар под потребности обучающихся, но и максимально полно использовать его воспитательные возможности.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что «приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [Стратегия, с. 2].

Апеллируя к основным направлениям воспитания школьников, определенным в Федеральной рабочей программе воспитания, учитель должен формировать певческий репертуар уроков музыки таким образом, чтобы он способствовал «развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формированию у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [Федеральная рабочая программа воспитания, с. 2].

Поэтому в учебный певческий репертуар уроков музыки на уровне начального общего образования следует включать произведения, способствующие гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, физическому, трудовому, экологическому воспитанию младших школьников, исходя из ценностей «научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей» [Федеральная рабочая программа воспитания, с. 3].

Певческий репертуар уроков музыки, коррелируя с направлениями воспитательной работы, должен раскрывать 8 основных содержательных линий программы по музыке для начальной школы. На наш взгляд, в начальной школе целесообразно использовать вариативный певческий репертуар, включающий разнохарактерные песни. Предлагая младшим школьникам для разучивания и исполнения те или иные произведения, необходимо определять их оптимальное количество, учитывать календарный принцип освоения, наличие интереса у детей, уровень их общего и музыкального развития и другие факторы. В качестве примера предлагаем вариативный репертуарный план для 1-го класса, в котором все песни распределены по модулям (содержательным линиям) предмета «Музыка»:

  1. «Музыкальная грамота»: В. Герчик, сл. Н. Френкель «Нотный хоровод», В. Шаинский «Чему учат в школе», А. Островский, сл. З. Петровой «Азбука», Р. Роджерс «До-ре-ми», Р. Паулс «Алфавит», Т. Бурцева «Игрушки учат ноты».

  2. «Народная музыка России»: р. н. попевки «Дон-дон», «Сидит ворон на дубу», «Солнышко», «Зайчик», «Вот так дом», р. н. колядка «Все идут, спешат на праздник», р. н. п. «Во поле береза стояла», «Купим мы, бабушка, тебе курочку», «Дудка», «Во кузнице», «Теремок», «Как на тоненький ледок».

  3. «Музыка народов мира»: француз. нар. «Пастушья песня», укр. н. колядка «Щедрик», европейская н. колядка «Риу, риу, риу», польская н. п. «Колыбельная», литовская н. п. «Танец вокруг елки», эст. н. п. (пер. М. Ивенсен) «У каждого свой музыкальный инструмент», белор. н. п. «Савка и Гришка»

  4. «Духовная музыка»: Е. Каверин «Пойдем вместе в Вифлеем», М. Торм и Эния «Рождественская песня», Ф. Грубер. Международный рождественский гимн «Тихая ночь».

  5. «Классическая музыка»: Ц. Кюи «Осень», Н. Римский-Корсаков «Здравствуй, гостья-зима», Д. Кабалевский «Труба и барабан», Д. Кабалевский, сл. А. Пришельца «Наш край», Д. Кабалевский на сл. Ц. Солодаря «Доброе утро!», В. А. Моцарт - Б. Флисс «Колыбельная», Й. Брамс «Петрушка».

  6. «Современная музыкальная культура»: муз. и сл. Г. Васильева «Кто такие фиксики?», муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен «Скворушка прощается», Г. Струве «Пестрый колпачок», И. Сидельников «Осеннее настроение», О.  Осипова «Осенние дорожки», В. Павленко на сл. Э. Богдановой «Капельки», муз. В. Попляновой, сл. В. Татаринова «Камышинка-дудочка», Т. Книппер «Почему медведь зимой спит», П. Семернин «Смешной человечек», муз. и сл. А. Евтодьевой «Зимушка хрустальная», Л. Бекман «В лесу родилась елочка», Н. Елисеев «Дед Мороз», сл. и муз. А. Пряжникова «Замела метелица, город мой», А. Пинегин «Зимняя сказка», В. Михайлов «Почему?», А. Красев «Лягушка», А. Филиппенко «Про лягушек и комара», В. Иванников на сл. О. Фадеевой «Самая хорошая», Л. Мельников «Мамочка моя», Г. Струве «Про козлика», А. Журбин на сл. В. Шленского «Добрые слоны», В. Блага «Чудак», С. Васильев и М. Ланда на сл. С. Васильева и О. Клименковой «Круглая песенка».

  7. «Музыка театр и кино»: О. Фельцман на сл. И. Шаферана «Ёлочка-ёлка, лесной аромат» из м/ф "Новогодняя сказка", муз. Р. Паулса на сл. Аспази «Колыбельная» («За печкою поёт сверчок») из к/ф «Долгая дорога в дюнах», А. Спадавеккиа «Добрый жук» из к/ф «Золушка», В. Львовский «Песня о Доброте из» м/ф «Приключения поросенка Фунтика», А. Рыбников – песни из к/ф «Буратино», М. Дунаевский – песни из к/ф «Мэри Поппинс, до свиданья!», Г. Гладков – песни из м/ф «Бременские музыканты», детские оперы М. Красева «Муха-цокотуха» и М. Коваля «Волк и семеро козлят», Б. Савельев «Марш АБВГДейки» из популярной детской телепередачи.

  8. «Музыка в жизни человека»: Г. Гладков «Песня друзей», А. Филиппенко «Веселый музыкант», Б. Савельев «Из чего наш мир состоит?», муз. А. Ермолова на сл. В. Борисова «Теперь мы первоклашки», Д. Кабалевский «Песня о школе», сл. и муз. С. Насауленко «Осень наступила», В. Кикта «Слон и скрипочка», А. Петряшева «Рыжий кот», муз. А. Варламова на сл. Е. Шлаковского «В новогоднем лесу», Г. Струве «Песня о России», О. Юдахина на сл. В. Ключникова «Радуга», Я. Дубравин «Добрый день!», В. Песков «Пробуждальная песенка», В. Шаинский «Про папу», В. Трубачев «Будущий солдат», О. Протасов «Ты не бойся, мама!», муз. Э. Ханка на сл. И. Резника «Моя армия», С. Никитин на сл. С. Крылова «Песня о маленьком трубаче», муз. А Новикова на сл. М. Левашова «Учил Суворов», муз. М. Блантера на сл. М.  Исаковского «Колыбельная», В. Михайлов «Зоопарк», Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!», В. Шаинский «Мир похож на цветной луг», Ю. Чичков «Самая счастливая» и др.

Интерактивный характер процесса освоения разнопланового певческого репертуара на уроках музыки в начальной школе будет способствовать «формированию у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, становлению российского исторического сознания; стимулировать познавательную мотивацию, давать возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; формировать навыки групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде; способствовать развитию критического мышления» [Федеральная рабочая программа воспитания, с. 8].

Все это говорит о том, что певческий репертуар устанавливает приоритет личностных достижений обучающихся в музыкально-образовательной деятельности, следовательно, он является важным фактором воспитания младших школьников.


Литература:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р). URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 10.12.2023).

  2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, год издания? 320 с.

  3. Федеральная рабочая программа воспитания ООП НОО (Пр. Минпросвещения об утв. ФОП НОО от 16 ноября 2022 г. N 992). URL: https://vk.com/doc326055550_659162296?hash=J5TePCZl4m2jWJqYW3uYp5WLSzSJH4x90SdS15KrfHz&dl=HjJvxPCcMjMfC71V0ezonvJteuSHUkKRCBeernJDxGT (дата обращения: 10.12.2023).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!