СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Певческое дыхание - основа вокального исполнительства»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Певческое дыхание - основа вокального исполнительства»»

Государственное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Детская школа искусств с. Александров Гай»

Александрово -Гайского муниципального района

Саратовской области











Методическая разработка

на тему

«Певческое дыхание - основа вокального исполнительства»









Преподаватель:

отделения вокальное исполнительство (эстрадный вокал)

Мамонова Нина Сергеевна









с. Александров –Гай


2022 г.

  1. Введение

Методическая разработка написана для дополнительной общеразвивающей программе в области Эстрадно - джазового искусства, Вокальное исполнительство (Эстрадный вокал).

Основной целью методической разработки является: обобщение методики формирования и постановки певческого дыхания для обучающихся от 7 и старше лет.

Задачами методической разработки являются:

-характеристики особенностей певческого дыхания, работы органов, участвующих в певческом дыхании, видов певческого дыхания:

-разработка упражнений для развития правильного певческого дыхания.

Искусство пения – это прежде всего искусство дыхания. Поэтому с самых первых уроков нужно уделять пристальное внимание дыханию.


  1. Диафрагма.

При вдохе легкие наполняются воздухом, при выдохе - освобождаются и снова возобновляется вдох. При вдохе происходит увеличение грудной полости благодаря опусканию диафрагмы и поднятию ребер. При выдохе объемы грудной клетки и легких уменьшаются, давление в альвеолах возрастает и воздух выходит из легких по дыхательным путям наружу. Выдох обеспечивается расслаблением дыхательных мышц, опусканием ребер, подъемом купола диафрагмы, что обусловливает уменьшение объема грудной клетки и легких.

Диафрагма — грудобрюшинная перегородка в виде плоской мышцы, имеющая форму купола, которой отведена роль главной дыхательной мышцы.

Лучший способ определить где находиться диафрагма – это выполнить простое упражнение:

  1. Лечь на пол;

  2. Положи стопку ладони рук себе на живот (можно использовать небольшой груз, на пример книгу);

  3. Медленно вдохнуть, поднимая груз вверх используя только мышцы живота. Если ладони (или груз) поднимаются вверх, ты правильно вдыхаешь.

  4. Выдохнуть – ладони должны опуститься на место.

Мышцы, которые при выполнении этого упражнения задействованы – это и есть диафрагма.

После этого встаньте и попробуй дышать горизонтально, стоя. Твой живот должен двигаться, а плечи и грудь – оставаться неподвижными. Представьте, что внутри вашего туловища, за пупком, находится воздушный шар. Постарайтесь надуть его на вдохе и выпустить воздух на выдохе.

Как правильно делать вдох – ртом или носом? Вдох нужно делать носом. Вдох ртом достаточно поверхностен, а вдох носом заставляет расширяться ребра, почувствовать все свои внутренности. Взятие воздуха через нос защищает слизистую ротовой полости от пересыхания, от пыли и холодного потока воздуха.

Носовое дыхание поднимает воздух в носоглотку, чем создаёт относительно сильное сопротивление, которое нужно для постоянного напряжения дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы, поддерживая тем самым постоянный объём грудной клетки и тонус диафрагмы.


  1. Типы дыхания

Верхнее дыхание (ключичное) – во время такого дыхания задействована только верхняя часть легких, а на вдохе, поднимаются ребра, ключица и плечи. Диафрагма как правило выключена из своей дыхательной функции.


Нижнее грудное дыхание -  задействованы все рёбра, но при вдохе живот втягивается, а диафрагма давит вверх. Это позволяет рёбрам немного раздвинуться и грудь расширяется. Воздуха при этом способе попадает немного больше, чем при верхнем, но дыхательная система всё еще задействована не полностью. И организм не может получить необходимое количество воздуха для нормальной работы.

Нижнереберно-диафрагматическое дыхание - При этом дыхании уже начинает работать диафрагма. При выдохе диафрагма расслабляется, отдыхает. В этом спокойном состоянии она куполом выгнута кверху, к лёгким. При вдохе диафрагма начинает распрямляться, растягивая рёбра и одновременно увеличивая пространство в груди, за счет опускания вниз, сжимая органы, находящиеся в животе. Это даёт возможность гораздо большему количеству воздуха поступить в лёгкие, чем при выше описанных верхнем и среднем дыхании. Если при верхнем дыхании наполняется только верхняя часть лёгких, при среднем – средняя, то при нижнем и нижняя, и средняя. Но остаётся не заполненной верхняя часть.


Брюшное дыхание (дыхание животом) - это дыхание, в процессе которого задействована диафрагма. Во время такого дыхания живот выпячивается наружу, а грудная клетка остается практически не подвижной.


Вдох в пении можно контролировать. Для этого нужно положить ладони на нижнюю часть ребер. При вдохе руки должны ощутить, что под напором потока воздуха ребра расходятся в стороны, при выдохе – как ребра вернулись в прежнее состояние (опустились вниз).

Самый распространенный вид дыхания среди певцов - это нижнереберно-диафрагматическое дыхание.

IV. Опора дыхания

Для чего нужна опора певцу? Опора помогает снять напряжение голосовых связок и расслабить гортань, то есть сохранить здоровый голосовой аппарат на всю жизнь.

Опора дыхания – это образное выражение которое описывает физическое ощущение в области торса во время пения. Одно из значений слова «опора» - это место на которое можно твердо встать, опереться.

Внутри нас существует главная мышца - диафрагма, при работе которой в пении и создается опора. Опора дыхание управляет выдохом при пении и зависит от слаженной работы: диафрагмы, мышц ребер, передней брюшной стенки и косых мышц живота. При вдохе подключаются в работу и мышцы спины, так как диафрагма крепиться к верхнему поясничному отделу. При вдохе диафрагма опускается вниз раздувая живот, при выдохе – поднимается куполом расширяя грудной отдел.


Исполнитель при работающей опоре во время пения чувствует себя свободно и уверено, при этом испытывая некоторое ощущения давления в области поясницы и брюшины, создаваемое певцом для удержания воздуха. При опоре дыхания действия сводятся к следующему: вдох, «задержка», затем выдох производится максимально плавно, нижние ребра спадают постепенно, а не сразу.

Опора дыхания – это согласованная работа всех частей дыхательного и голосового аппаратов. Наличие опоры дыхания - обязательное условие для появления необходимых вокальных качеств, таких как - звонкость, округлость, устойчивое вибрато.

Главным показателем опоры является качество звука, который воспроизводится. Ощущение активного торможения выдоха, выражающееся в напряжении в области нижних рёбер и передней стенки живота, должно сохраняться до самого конца выдоха. Воздух выпускается не сразу, а выходит из лёгких постепенно и при фонации весь превращается в звук. Достижение экономного «опорного» дыхания, а в дальнейшем и звука, требует постоянной и целеустремленной тренировки. Опертый звук – это хорошо округленный звук с богатыми красивыми тембральными красками. Звук без опоры очень вялый, бедный по тембру, не собранный.

Опора звука – это прежде всего хорошая атака. Атакой называется способ начинания звука, а если быть точнее – это характер и степень сближения голосовых связок в начале тона. Опора звука зависит от многих факторов: от правильной работы дыхания, согласованной работы голосовых складок, надскладочного отдела голосового аппарата. Для того что бы умело управлять и согласовывать работу всех частей голосового аппарата в процессе пения нужно хорошо себе представлять, что нужно координировать и как управлять.

Два способа пение на опоре.

Легато – опора дыхания работает на удержание выдоха. Диафрагма сдувается не сразу, легкие выпускают воздух понемногу, экономично его расходуя. Такая опора используется, когда исполняется длинный и протяжный звук. Она позволяет держать ноту так, чтобы она не прерывалась. Этот способ используется, когда распеваем, растягиваем звук.

Стаккато – этот способ связан с работой мышц, которые выталкивают дыхание. Голосовые связки плотно смыкаются от удара воздушного потока и голос становиться отрывистым и громким. Этот прием учит диафрагму быть подвижной и толкать звук, чтобы исполнить сильные, мощные ноты.

Опора дыхания обеспечивает ровный, без перерывов, звук, независимый от его высоты, перехода в другой регистр, изменения тембра, изменения громкости, характера атаки, а также движения на сцене во время пения.

Хорошая опора дыхания связана с:

- правильной осанкой;

- ощущением напряжения мышц брюшного пресса (диафрагмой);

- ощущением свободы в области ротоглоточной полости;

- ощущением свободы в области грудной клетки;

- ощущением грудного резонирования во время звучания в нижнем регистре.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что опора дыхания - это состояние, когда всё тело раскрепощено и свободно, кроме брюшного пресса (диафрагмы), который не просто сжимается, чтобы выпускать воздух, но обеспечивает этот выдох максимально равномерным, несмотря на множественные препятствия, мешающие этой равномерности во время пения.

Дыхание имеет огромное значение в пении - это источник энергии для возникновения звука. Для того чтобы его развить и укрепить рекомендуются специальные упражнения, которые повторяются до тех пор, пока правильное дыхание не превратится в привычку. Приобретение других вокальных навыков может быть успешным лишь только в том случае, когда певец будет хорошо владеть техникой дыхания.

Организация певческого дыхания состоит из нескольких этапов: с начало вдох, затем, задержка дыхания и выдох. Вдох должен быть активным, но спокойным. Выдох - плавным, продолжительным. Во время работы над дыханием обязательно нужно контролировать и проверять обучающегося в том плане, насколько он понимает и как правильно берет дыхание. Все упражнения обязательно нужно показывать на себе. Брать воздух нужно носом, не поднимая плеч, руки при этом должны быть свободны и расслаблены. При занятиях упражнениями ежедневно организм обучающегося приспосабливается. Чем чаще и ответственней будут выполнятся упражнения на дыхание, тем качественней будет применение его в исполняемых произведениях. Большое влияние дыхание оказывает и на тембр звука. Поэтому очень важно развивать у обучающихся умение регулировать своё дыхание, это поможет им передачи характера исполняемого произведения. Обычное дыхание имеет 3 фазы: вдох — выдох — пауза. Обязательно нужно делать небольшую паузу между упражнениями. Если дышать совсем без пауз — через несколько секунд может закружиться голова от не выведенного углекислого газа и избытка кислорода. У исполнителя который только начинает петь необходимо ликвидировать вредные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания:

- поднятие плеч при вдохе - это указывает на поверхностное ключевое дыхание;

- порывистые, судорожные вздохи, которые довольно часто наблюдаются у детей;

- быстрое спадение стенок грудной клетки в начале исполнения музыкальной фразы, так как указывает на то, что исполнитель, не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и поэтому опора отсутствует.

При работе над певческим дыханием особое значение имеет организация певческого выдоха – это самая сложная задача, что обеспечивается владением диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый поток воздуха, сохраняя при этом объем грудной клетки:

  • не столько важен тип вдоха, сколько организация выдоха;

  • по окончании фразы излишек дыхания полезно выдохнуть, прежде чем начать новый вдох;

  • выдох должен быть активным.


  1. Упражнения для укрепления певческого дыхания.

Для укрепления певческого дыхания существует множество различных упражнений. Предлагаю несколько упражнений, которыми пользуюсь я на уроках.

  1. Первое упражнение встаем твердо на ноги, обхватываем обеими руками нижние ребра, наклоняем корпус вперед, делаем вдох (при вдохе руки должны почувствовать, как раздвинулись ребра) и медленно вернуться в исходное место с выдохом на звук «У».

Главное в этом упражнении, чтобы обучающиеся почувствовали движение ребер и усвоили и куда должен набираться в воздух.

Все упражнения последующие упражнения делаем положив руку на живот (область диафрагмы).

  1. Второе упражнение. Положите ладонь руки на область диафрагмы. Набираем спокойно воздух через нос и затем длинный замедленный выдох на букву «С». Повторяем так несколько раз не торопясь, делая небольшие паузы между упражнениями. Если вы делаете правильно, то вы почувствуете, что живот поднимается и опускается.

  2. Следующему упражнению на задержку дыхания. Вокальное дыхание имеет еще одну фазу — фазу задержки, которую обычно называют «чувством опоры». Положите руку на область диафрагмы, спокойно вдохните и задержите дыхание на несколько секунд (от 5 до 10), стенка живота в момент вдоха должна подвинутся вперед и будет напряжена какое-то время, затем медленно начните выдыхать на букву «С», не расслабляя диафрагму. От занятий к занятию постепенно увеличивать время задержки, но контролировать, чтобы не было после нее укороченного выдоха.

Упражнения на хорошую тренировку для диафрагмы.

  1. Положите ладонь на область диафрагмы, активно вдыхаем носом воздух и так же активно выдыхаем через букву «с». Счет раз – два.

  2. Положите ладонь на область диафрагмы, спокойно вдыхаем носом воздух делая вдох один раз и активно выдыхаем через букву «с», делая два выдоха. Счет раз- два – три.

  3. Следующее упражнение делаем наоборот: положите ладонь на область диафрагмы, активно вдыхаем носом воздух делая вдох два раза и активно выдыхаем через букву «с», делая один выдох. Счет раз- два – три.

  4. Следующее упражнение: положите ладонь на область диафрагмы, активно вдыхаем носом воздух делая вдох два раза и активно выдыхаем через букву «с», делая два выдоха. Счет раз- два – три – четыре.

Последующие упражнения можно варьировать, прибавляя количество вдохов и выдохов.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематически. Очень важно, чтобы мышцы, задействованные при дыхании, во время упражнений, а в последствии и в пении оставались напряженными, но не зажатыми. Мышцы груди, плеч и лица должны оставаться расслабленными. Нельзя не заметить, что все упражнения на дыхание очень полезны, как для формирования правильного дыхания, так и для разогрева голосового аппарата, так как они создают правильную установку мышц, и вырабатывают физическую упругость и выносливость.

Неправильное дыхание вовлекает в работу ряд мышц, которые не способствуют правильной работе голосового аппарата. В процессе неправильного дыхания могут включится мышцы затылка, шеи, позвоночника. Очень важно не включать мышцы плечевого пояса, так как это приводит к поднятию грудной клетки.

Исполнитель должен уметь дышать незаметно для окружающих. Перед началом исполнения обязательно сделать задержку дыхания, что очень помогает исполнить звук с более точной интонацией. Скорость вдоха, его объема и зависят от темпа, характера и длине музыкальной фразы.

Мышцы диафрагмы, в отличии от других мышц, сложно обнаружить. Поэтому прежде чем начать их укреплять, очень важно объяснить ребенку где они расположены в организме человека.



  1. Заключение

Правильная постановка дыхания – это, прежде всего, использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание нашего голоса.

Продолжительность, красота и сила вокального звука напрямую зависит от нашего дыхания или вернее сказать от выдоха. Научившись осознанно пользоваться вокальным дыханием, вы сможете управлять и контролировать вокальный процесс, влиять на характер звучания делая его отрывистым или связанным, энергичным или вялым, выразительным или наоборот. При соблюдении всех знаний вокального дыхания исполнитель никогда не устанет, у него не заболит горло от длительного пения.

  1. Список используемой литературы.



  1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения [Текст]: научно-методическая разработка /Н.З. Андрианова - Москва, 2009 - 20с.


  1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007. 367с




  1. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс – курс развития вокальных способностей, 2008. – 319 с.


  1. Лобанова О.Г. Дышите правильно: Учение индийских йогов о дыхании, изменённое Западом. Американская метода Кофлера. Изд. 2-е. – М.: Либроком, 2012, 80 с.




  1. Малишава В.П. Практическая школа эстрадного пения. – Архангельск, 2011. – 38 с.


  1. Суязова, Г.А. Мир вокального искусства - Волгоград: Изд-во Учитель, 2008. - 138 с.




  1. Э. Ховард и О. Ховард «Вокал для всех». – Москва, 2007. – 62с.


  1. Дмитриев А. Голосовой аппарат певца. - Москва. Музгиз.1964, 34 с.