Формирование навыков ведения семейного хозяйства в условиях замещающей семьи как один из аспектов успешной социализации воспитанников детского дома. | |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование навыков ведения семейного хозяйства в условиях замещающей семьи
как один из аспектов успешной социализации
воспитанников детского дома.
Выполнила:
Волкова Наталья Ивановна
воспитатель
ГКУ «Азаровский детский дом
имени В.Т.Попова»
город Калуга
Содержание
Основные идеи проекта и его актуальность……………….. 3
Постановка проблемы с указанием причин…………………. 6
Способы решения проблемы……………………………….. … 7
Цель. Гипотеза. Задачи. ……………………………………… 8
Технологии педагогической деятельности………………….. 9
Методы исследования…………………………………… …. . 10
Этапы реализации проекта……………………………………. 11
Список литературы ……………………………………………. 15
Актуальность проекта
В настоящее время государственная политика нашей страны в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется устойчивой тенденцией передачи детей на воспитание в семьи граждан, развития семейных форм устройства детей (опека и попечительство, усыновление, приемные и патронатные семьи), в том числе и в условиях детского дома.
Признано, что семья - наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и уважения, поддержки и понимания. Семья приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам, способствует формированию навыков ведения семейного хозяйства.
В семье дети учатся тому, как общаться в социуме, приспосабливаться к окружающему миру, строить взаимоотношения, проявлять эмоции и чувства. Индивидуальный подход к воспитанию ребенка и индивидуальной коррекции поведения именно в семье становится реальностью. Мировой исторический опыт показывает, что воспитание в детском доме бессильно в разрешении данных вопросов. Воспитанники детских домов в большинстве своём не готовы к самостоятельной жизни в социуме, не могут найти своё место в реальном мире, неспособны к профессиональной ориентации, у них недостаточно сформированы навыки введения семейного хозяйства.
Бывшие воспитанники детских домов, особенно дети с ОВЗ, испытывают трудности с психологической и социальной адаптацией по причине отсутствия навыков социализации. Им характерна позиция иждивенческая, потребительская, позиция, сформированная в процессе воспитания в условиях образовательного учреждения.
Государством разработана модель воспитания сирот, базирующаяся на принципах воспитания в семье.
Замещающая семья (опекунские семьи, усыновители, приемные и патронат-ные семьи, организация замещающей семьи в условиях детского дома) способна не только заменить ребенку биологических родителей, но и помочь в формировании новых, более адаптированных к реалиям окружающего мира моделей поведения.
Анализ опыта воспитания детей с ОВЗ, утративших родительскую опеку, в условиях детского дома по принципу замещающей семьи, показывает, что их нормальное взросление и социализация в системе сложившихся на данный момент деятельностей невозможны. Основное противоречие (разрыв) состоит в том, что детский дом призван воспитать ребенка для общества, в то время как пространство детского дома является общественно изолированным. Это означает, что дети (воспитанники детского дома) могут присвоить только те, открытые для них, социальные связи и отношения, которые реализуются и существуют в рамках детского дома. Вместе с тем, за пределами детского дома выпускники нуждаются в других общественных связях и отношениях, которые не характерны для микросообщества детского дома и не могут быть в нем выращены.
Данный педагогический проект направлен на социализацию воспитанника, на его благополучную адаптацию в самостоятельной взрослой жизни, на формирование навыков ведения семейного хозяйства в условиях замещающей семьи как у девочек, так и у мальчиков. Ведь именно женщина является хранительницей домашнего очага, а мужчина – добытчик и крепкое плечо.
Постановка проблемы с указанием причин.
Воспитанники детского дома, покинув учебное заведение и выйдя в самостоятельную жизнь, оказываются один на один с проблемой создания полноценной семьи, что является одним из основополагающих факторов, препятствующих их социализации и адаптации к жизни в обществе. Происходит это вследствие недостаточной сформированности навыков ведения семейного хозяйства.
В ходе реальной педагогической деятельности воспитателя в рамках воспитательной работы в условиях замещающей семьи, тесной связи с преподавателями учебной дисциплины «Технология» у девочек и у мальчиков, внеурочной деятельности в ГКОУ «Азаровский детский дом-школа имени В.Т.Попова» города Калуга, были обнаружены следующие противоречия между:
- потребностью в адаптации к условиям реального мира воспитанников детского дома и отсутствием системы формирования необходимых для этого навыков;
- необходимостью построения полноценных семей у выпускников учебного заведения и отсутствием комплекса организационно-методических мероприятий по обучению ведения семейного хозяйства.
Именно эти противоречия и послужили основой для разработки проекта в области формирования навыков ведения домашнего хозяйства.
В настоящее время существует много исследований, описывающих процесс социализации воспитанников детских домов, но большинство из них носят общий характер. В них нет конкретных предложений, путей и методов, которые бы помогли педагогу, используя все свои знания и умения, помочь конкретному воспитаннику в конкретном учебном заведении для детей с ОВЗ.
Уровень сформированности академических и жизненных компетенций обучающихся в соответствии с образовательной программой по предмету «Технология» у девочек на начало эксперимента.
![]()
![]()
Уровень сформированности академических и жизненных компетенций обучающихся в соответствии с образовательной программой по предмету «Технология» у мальчиков на начало эксперимента.
![]()
![]()
Абсолютно здоровых детей в детском доме нет, некоторые состоят на учете по 2-3 и более заболеваниям. У 44 детей в 2012 году, у 60 детей в 2014 году имеются отклонения в умственно-психическом и физическом развитии с диагнозом - задержка психического развития и расстройство поведения. Это объясняется тем, что у большинства детей имеются факторы социального риска, связанные с причинами генетического, биологического и социального характера. ( Приложение к проекту стр. 2-3)
Осложняется ситуация тем, что многие из детей попадают в детский дом прямо из неблагополучных семей, многие привыкли к самостоятельной жизни, к бродяжничеству.
Причины возникновения проблемы по мнению педагогов ГКОУ:
(приложение к проекту стр. 3-4)
![]()
Проблема – недостаточный уровень формирования навыков ведения семейного хозяйства у воспитанников детского дома.
Объект проектной деятельности – воспитанники ГКОУ
Сроки проектной деятельности – 5 лет.
Способы решения проблемы:
развитие коммуникативных качеств воспитанников;
формирование умений и навыков ведения семейного хозяйства;
развитие творческой деятельности воспитанников;
формирование навыков самостоятельной работы;
опыт применения знаний на практике;
Диагностика
На начало года диагностикой было охвачено 8 человек.
По результатам диагностики в конце года в семье было 10 человек . Были выявлены следующие показатели.
Диагностика | Начало года- 2013(14) | Конец года-2014(15) | Итог -2014 ( 2015) |
Семьянин | 2.05% | 3.00% | 0,50% |
Здоровый человек | 2,50% | 3,00% | 0,50% |
Экономист | 2,40% | 2,80% | 0,40% |
Работник | 2,20% | 2,80% | 0,60% |
Личность | 2,00% | 2,50% | 0,50% |
Гражданин | 1,80% | 2,50% | 0,70% |
Ученик | 2,20% | 2,80% | 0,60% |
Средний балл | 2,20% -2,8% | 2,80% -3,1% | 2,75% -2,95% |
Цель. Гипотеза. Задачи.
Название темы проекта | Цель | Гипотеза | Задачи |
Формирование навыков ведения семейного хозяйства в условиях замещающей семьи как один из аспектов успешной социализации воспитанников детского дома. | Обеспечить эффективность применения академических компонентов с уклоном в сторону формирования жизненных компетенций в области навыков ведения семейного хозяйства | При моделировании программы воспитательной работы в условиях замещающей семьи для воспитанников необходимо учитывать особые потребности ребенка | Выделить и проанализировать основные направления ведения семейного хозяйства для воспитанников с ОВЗ Разработать подход к достижению наиболее благоприятных условий для социализации ребёнка в реальном мире. Способствовать развитию трудовых навыков детей, их адекватного отношения к семейному хозяйству. |
Технологии педагогической деятельности:
Ведущие технологии:
традиционная технология воспитательной работы,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
здоровьесберегающие технологии,
- коллективная деятельность
Педтехнологии, адаптированные для учащихся с ОВЗ:
информационно-коммуникативные,
проблемное воспитание,
технология встречных усилий,
методы моделирования.
- методы развивающего обучения, направленные на развитие творческих способностей воспитанников.
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, аналогия, моделирование путей решения проблемы для достижения поставленных задач.
Эмпирические методы - обобщение полученного опыта, формирование траектории педагогической деятельности для решения установленной проблемы, получение информации об объекте исследования, анализ и систематизация.
Математические методы: статистический метод, метод визуализации данных (функции, графики)
Работа над проектом продолжается четвёртый год.
Подготовительный этап. Теоретическое обоснование проекта.
2012-2013 учебный год
Изучение уровня сформированности навыков ведения семейного хозяйства у воспитанниц детского дома.
Изучение уровня подготовленности воспитанников старшего возраста к семейной жизни.
Изучение мотивации воспитанников.
Теоретическая подготовка.
Опыт формирования навыков ведения семейного хозяйства на занятиях в условиях замещающей семьи
Осознание проблемы.
Формулирование целей и задач педагогической деятельности.
Открытие методов решения проблемы.
Эксперимент по формированию опыта в решении проблемы.
Доказательство обоснованности методов для достижения целей и выполнения поставленных задач.
Второй этап. Практическое обоснование проекта.
2013-2014 учебный год
Исследование актуальной ситуации.
Подбор методов и методик работы.
Определение задач проекта.
Третий этап. Апробация проекта.
2014-2015 учебный год
Выработка промежуточных целей.
Корректировка плана действий для достижения результатов по проекту.
Организация проведения занятий по формированию навыков ведения семейного хозяйства.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Занятия, направленные на формирование навыков ведения семейного хозяйства в условиях замещающей семьи, создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы воспитанников, так как организация практических занятий демонстрирует образцы поведения человека в быту, учат навыкам общения.
Вся воспитательная работа согласно программе осуществляется по следующим направлениям:
- формирование личностной позиции и основ социального поведения;
- семейное воспитание и подготовка к будущей жизни;
- трудовое и экономическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- коррекционно-развивающая работа;
- здоровый образ жизни.
Диапазон личного вклада педагога в развитие воспитательной работы и степень его новизны
На уровне радикального преобразования воспитательной системы: создание программы воспитательной работы по формированию навыков ведения семейного хозяйства в условиях замещающей семьи для детей, воспитывающихся в детском доме.
На уровне рационализации : основная задача занятий по формированию навыков ведения семейного хозяйства для детей, воспитывающихся в детском доме.
На уровне комбинации элементов известных методик : развитие познавательной деятельности и личностной сферы учащихся на занятиях в замещающей семье.
Практическая реализация проекта.
2015-2016 учебный год
Реализация программы.
Проведение мониторинга для получения информации о результативности программы.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты (Отзыв психолога Корневой Т.А.) 8 семья 2013-2014 учебный год
![]()
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты (Отзыв психолога Корневой Т.А.) 8 семья 2014-2015 учебный год
Сформированность навыков ведения домашнего хозяйства.
Сформированность навыков самообслуживания ![]()
Факторы, влияющие положительно на результаты проекта: - изучение личности каждого ребенка, его способностей и возможностей применения академических знаний на практике;
- работа по оздоровлению учащихся;
формирование положительной мотивации у воспитанников;
индивидуальная работа с детьми “зоны риска”;
анализ данных о последующей жизненной адаптации и трудоустройстве выпускников;
внедрение новых педагогических технологий;
повышение качества воспитания, профессионализма педагога;
Факторы, влияющие отрицательно на воспитательный процесс:
врожденный дефект познавательной деятельности воспитанников;
асоциальный опыт;
ОВЗ;
педагогическая запущенность;
низкая самооценка;
эгоизм, неумение заботиться о близких, сопереживать чужим неудачам;
неуверенность в себе и своих силах;
коллективный характер воспитания.
подростковый возраст.
Подведение итогов после завершения проекта.
Окончательные выводы по реализации выработанной программы делаются в течение последующих нескольких лет. За это время воспитанники детского дома должны определиться в профессиональной деятельности, продолжить своё обучение в СУЗ. Но главным показателем успешности работы в данном направлении является факт создания выпускником собственной семьи, рождение детей, способность нести ответственность за близких и родственников, его успешность в обществе, адаптация в реальном мире.
Для получения данных для анализа служат личные встречи с бывшими воспитанниками, переписка с ними, посещение их домов, знакомство с их супругами и детьми, информация от их друзей - бывших учеников ГКОУ.
Только после сбора этой информации, её анализа и систематизации, можно подводить итоги по формированию навыков ведения семейного хозяйства и социализации детей детского дома в рамках данного проекта.
Список литературы
• Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. – 2006. – №3. – С. 54–63.
• Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85–89.
• Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 7–11.
• Евстифеева Н.Б. Влияние самооценки на мотивацию достижения успеха воспитанников детских домов // Начальная школа. – 2007. – №6. – С. 75–79.
• Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. – С. 46–48.
• Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2004
• Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 47–57.
• .Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов, М.,1985 г. Для дома, для семьи. Х. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.
Социальная сеть работников образования
http://eidos.ru/
http://tehnologi.su/dir/30
http://infourok.ru/
http://infourok.ru/klassnomu-rukovoditelju.html
http://www.uchportal.ru/load/119
http://domovedenie.jimdo.com /
http://www.uchportal.ru/dir/12
