СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагог и.... использование навыков саморегуляции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет педагогом контролировать свое эмоциолнальное состояние

Просмотр содержимого документа
«Педагог и.... использование навыков саморегуляции»

Педагог и …использование навыков саморегуляции

Для представителей всех профессий, объектом которых является человек, периодически характерно состояние так называемого «профессионального выгорания». Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники. «Управлять» - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок. Нервное напряжение, злость, досада, обида, невысказанное раздражение имеют свойство накапливаться и препятствовать проявлению положительных эмоций. По определению Ганса Селье, признанного авторитета в области изучения стрессов, стресс - это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Иными словами, это реакция, с помощью которой организм человека пытается приспособиться к происходящим в нем и вокруг него изменениям. Если стресс помогает приспособиться к изменениям, то почему принято считать, что стресс - это плохо? От бесцельности и скуки люди страдают не меньше, чем от нервных перегрузок.

Всё дело в пороге. Порогом в психологии называет величину раздражителя, при которой происходят качественные изменения ощущений или реакций. В случае стресса все, что находится до «порога», идет во благо человеку, все, что после него, - во вред. Граница у каждого человека своя. Люди, умеющие выйти за «порог», способны достигать очень многого в своей жизни.

Уровень «порога» определяют три основные группы факторов:

1. Биологически обусловленные факторы: сила и устойчивость нервной системы (выражающиеся в типе темперамента), пол, возраст и др.

2. Социально обусловленные факторы: воспитание (определяющее волю, умения по принятию решений и саморегуляции, общий жизненный настрой и др.), самовоспитание, социальное и экономическое положение человека и общества в целом и т.д.

3. Количество событий, требующих длительной адаптации, происшедших за короткий промежуток времени. Целый ряд жизненных событий вызывают длительную адаптацию (например, крупные ссоры и конфликты требуют адаптации до 2-4 месяцев, переезд на новое место жительства или смена места работы - до 1 года, изменение семейного статуса - до 2 лет и т.д.). В случае, когда несколько таких событий совершаются за короткий промежуток времени, способность человека к адаптации в других ситуациях понижается и он становится более уязвим для стрессовых воздействий.

Чем быстрее человек адаптируется к изменяющимся условиям, тем легче он справляется со стрессовыми ситуациями. Приспособляемость и адаптация - это те механизмы, которые на протяжении веков давали биологическим организмам возможность выжить и развиваться. В них же заключается и способность человека регулировать свое состояние. Чем больше развиты у педагога эти механизмы, тем легче и радостнее ему работать. Деятельность педагога невозможна без нервных «встрясок», невыраженных отрицательных эмоций, поэтому более эффективно не ругать детей за то, что они не дают ему спокойно жить, а развивать в себе способность быстро приспосабливаться к изменениям.

Каковы же способы повышения стрессоустойчивости?

Первая группа способов основана на психофизиологической разрядке, освобождении от отрицательных эмоций, разрушающих человека физически и морально. Существует множество физиологических механизмов разрядки, внешне они проявляются в виде плача, смеха, дрожи, зевоты, желания ударить, выговориться и т.д. Не надо их сдерживать ни у других, ни у себя. Известные способы саморегуляции, относящиеся к этой группе: побить подушку, выплакаться в пустой комнате, выговориться кому-либо, сосредоточенно, глубоко дышать, задерживая дыхание.

Вторая группа способов саморегуляции основана на вытеснении отрицательных эмоций положительными:

1. Основной из них заключается в развитии способности переключаться, создавая для этого специальные условия. Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующее объекту ощущение и состояние организма. Например, сильное волнение или злость можно снять, представив себя в приятном месте (на пляже, в лесу, на берегу речки и т.д.).

2. Способность к адаптации напрямую зависит от умения расслаблять мышцы. Нервное напряжение всегда сопровождается мышечным. Механизм очень прост: в ситуации опасности в мышцы поступают нервные импульсы, активизирующие их и побуждающие готовиться к атаке или ее отражению, но когда ситуация опасности заканчивается, мышцы автоматически не расслабляются, а продолжают оставаться в напряжении.

3. Переключением может стать изменение отношения к миру. Несколько советов о том, как это сделать, дает Г.Селье:

- развивайте в себе положительные чувства - это любовь в самом широком смысле, включающая в себя благодарность, уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством, - все эти чувства усиливают дружеское расположение и доброжелательность;

- старайтесь возбудить к себе такую любовь других людей;

- старайтесь избегать даже самых мягких форм бессмысленного мщения, контролируйте свои отрицательные чувства: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, ревность, так как они вызывают только ответную жестокость;

- изберите себе такое окружение (супруга/супругу, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, найдите работу, которую вы можете любить;

- постарайтесь придать своей жизни определенную направленность и смысл, сформулировав для себя возвышенную цель. Она должна непременно иметь две черты: требовать упорного труда, но плоды этого труда не должны быть мимолетными, а непременно накапливаться в течение жизни.