СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель исследования – выявить специфику педагогической деятельности, которая является основой для реализации образовательного процесса и уровня его повышения.
Объект исследования – специфика педагогической деятельности.
Предмет исследования – сущность, виды и структура педагогической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Сущность педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Безусловно, эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Правильно осуществляемая педагогическая деятельность повышает интерес школьников к предмету, повышает уровень профессионализма учителя. Актуальность данной темы определяется необходимостью сформированной педагогической деятельности.
В нашей стране, как и во всем мире, система школьного образования находится на грани цивилизационного кризиса. В связи с этим назрела острая необходимость перемен во всей системе образования. Поэтому проблема сущности педагогической деятельности стоит в наши дни особо остро.
Цель исследования – выявить специфику педагогической деятельности, которая является основой для реализации образовательного процесса и уровня его повышения.
Объект исследования – специфика педагогической деятельности.
Предмет исследования – сущность, виды и структура педагогической деятельности.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сущность педагогической деятельности
Деятельность — с одной стороны это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой — способ их существования и развития.
Деятельность:
1) Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
2) Становится фактором развития духовного мира человека и условием реализации его культурных потребностей;
3) Является сферой достижения жизненных целей, успехов;
4) Создает условия для самореализации человека;
5) Является источником научного познания, самопознания;
6) Обеспечивает преобразование окружающей среды [11;116].
Деятельность человека - необходимое условие его развития в процессе которого он приобретает жизненный опыт, познает окружающую жизнь, усваивает знания, вырабатывает умения и навыки — благодаря чему развивается сам и его деятельность.
Деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту.
Профессиональная деятельность учителя — это особый вид общественно необходимого труда взрослых, направленный на подготовку подрастающих поколений к жизни.
Педагогическая деятельность — один из видов практического искусства.
Педагогическая деятельность - целенаправленная, т.к. педагог ставит перед собой определенную цель (воспитать отзывчивость, обучить работе на швейной машинке) [6;174]. В широком смысле педагогической деятельность направлена на передачу опыта подрастающим поколениям. Значит, педагогика как наука изучает особый вид деятельности по приобщению человека к жизни общества.
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие на учащегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.
Педагогическая деятельность возникла на заре цивилизации в ходе решения таких задач, как создание, хранение и передача подрастающим поколением умений и норм социального поведения.
Школа, училище, колледжи, являются ведущими социальными институтами, основное назначение которых - организация эффективной педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации осуществляют общепедагогическую деятельность.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Сущность педагогическая деятельности А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действия, результата. Цель - это системообразующая характеристика.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в том, что ею занимаются практически все люди, выполняя различные социальные роли: родители и родственники, старшие товарищи и друзья, коллективы, учебные, производственные и другие группы, руководители, должностные лица и др. Однако это все непрофессиональная педагогическая деятельность.
Профессиональная педагогическая деятельность предполагает наличие специального, профессионально-педагогического образования. Она осуществляется в определенных педагогических системах, является основным источником существования и соответственно оплачивается.
Профессия (от лат. professio — объявляю своим делом) определяется как постоянная специальность: род деятельности, занятий, служащий источником существования. В постоянно меняющемся мире педагогическая деятельность остается неизменной, хотя, конечно, видоизменяются ее содержание, условия труда, состав.
По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человеке Педагогическая деятельность характеризуется повышенным чувством долга и ответственностью ее представителей. Главное отличие педагогической деятельности от других профессий типа «человек — человек» в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.
Педагог должен способствовать становлению, преобразованию личности и в то же время управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования.
Сущность педагогической деятельности заключается в следующем:
· производстве знаний, то есть проведении исследований, поиске нового, осуществлении разработок, проведении экспертизы и т. п.;
· передаче знаний при проведении учебного процесса на всех уровнях;
· распространении знаний путем разработки и издания учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, научных статей;
· воспитании учащихся, формировании и развитии их личности.
Все эти составляющие педагогической деятельности одинаково важны и выступают в динамической взаимосвязи.
Основное содержание педагогической профессии составляют как специальные, предметные знания, так и взаимоотношения с людьми. Педагогическая профессия требует двойной подготовки — специальной, предметной и человековедческой, психологопедагогической.
За педагогической деятельностью исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и развивающая.
Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к требованиям будущей социально-культурной ситуации, жизни, деятельности, а развивающая — с развитием его личности, индивидуальности.
педагогической профессии также то, что она, по своей , имеет гуманистический, и творческий .
Гуманистический характер обусловлен ее направленностью на человека, формирование и его как личности, им достижений человечества и тем обеспечение продолжения человеческого, непрерывной поколений.
характер педагогической деятельности то, что на обучающегося воздействует не каждый отдельный , но и весь коллектив учебного , а также семья и источники группового, воздействия.
творчества в деятельности педагога степень использования им возможностей для достижения целей. Вот творческий характер деятельности является ее особенностью.
Творческий личности педагога на основе накопленного им опыта, психолого-педагогических и знаний, новых , умений и , позволяющих находить и оригинальные решения, формы и методы. Эрудированный и специальную педагог на основе анализа возникающих и осознания сущности путем воображения способен новые, оригинальные ее решения.
В научной педагогическое понимается как процесс педагогических задач в обстоятельствах.
Деятельность трудна, и неповторима. Она представляет систему и последовательность целесообразных действий, в том, чтобы задачи были в определенный срок и с принципов и правил.
виду деятельности должна своя оптимальная знаний, умений, а структура работающего в этой человека.
Педагогическая , как и любая человеческая , предваряется цели. Осознанная задает импульс . Цель — это предполагаемый деятельности; то, к стремятся, что надо . Достижение цели глубокое удовлетворение, основу счастья, в том числе .
Педагогическая цель — это педагогом и учащимся их взаимодействия в обобщенных мысленных , в соответствии с которыми все компоненты педагогического .
Определение педагогической деятельности большое теоретическое и значение.
Во-первых, целей влияет на разработку теории. Четкое о том, какого человека мы сформировать, на трактовке сущности педагогического процесса.
, определенные цели деятельности влияют на практическую педагога. Педагог уметь проектировать () личность , а для этого нужно , какой она должна и какие качества сформировать.
В литературе рассматриваются две характеристики целей деятельности.
Первая обусловлена природой цели. — это идеальное представление о деятельности, формирующееся в субъекта в его взаимодействия с окружающей . Цель объективна в том , что она порождается обстоятельствами, реальностью. В то же цель субъективна: она — сознания, рождается в человека и несет в все особенности каждого конкретного . Часто при заявлении и той же цели подразумеваются ее варианты.
характеристикой является характер цели, позволяет ей быть при разных . Цель педагогической динамична, так как динамична жизнь, изменяются . Наглядно это в связи с возрастными . Именно общий цели в воспитании, учитывать возрастных достижений, неизменность конечной данного процесса.
В цели и воспитания представляют отражение существующих и экономических отношений, развития , техники и культуры, , наследия.
Таким , цели образования и в значительной определяются идейными и установками, которые то или иное сообщество, что так называемые подходы к образованию и , ориентированные на эффективность, использование новых в интересах .
Развитие современного интенсивным совершенствованием , повышением его технического , что предъявляет высокие требования к подготовки членов . Новые задачи воспитанием переход к информационному , компьютерная революция, внедрение информационных . Происходят динамичные и в социальной жизни. Все это приводит к , что основной целью, современного воспитания, выдвигается разносторонней и гармонично личности. Эта цель потребностью развития , общества, .
В настоящее время утверждается чрезмерности постановки всестороннего развития с учетом , что каждый человек как личность не только , как социальное существо, общества, но и , как своеобразная и неповторимая , с присущими каждому акцентами в этом . Таким , скорее всего, нет пытаться современного развить всесторонне в смысле, с многообразия всех современной жизни. В то же не следует отказываться от педагогической — достижения того, человек был разносторонне, развит как личность.
понятия «разностороннее и развитие личности» как педагогической деятельности : умственное развитие; воспитание; высокой морали и ; духовное развитие; выявление склонностей и , развитие способностей; к современным науки и техники; гуманизма, любви к , гражданственности, патриотизма, .
Таким , главной целью деятельности в современных является формирование развитой , способной реализовать потенциал в динамичных условиях как в собственных интересах, так и в общества и государства.
деятельность - это особый вид деятельности, направленный на от старших младшим накопленных культуры и опыта, условий для их личностного и подготовку к определенных социальных в обществе.
Виды деятельности
Традиционно видами деятельности, осуществляемыми в педагогическом процессе, преподавание и работа.
работа — это деятельность, направленная на воспитательной среды и разнообразными деятельности воспитанников с решения задач развития личности. — это вид воспитательной деятельности, направлен на управление познавательной деятельностью . По большому , педагогическая и воспитательная — понятия тождественные. понимание соотношения работы и раскрывает смысл о единстве обучения и .
Обучение, раскрытию и содержания посвящено много , лишь условно, для и более глубокого его , рассматривается от воспитания. Не случайно , занимающиеся разработкой содержания образования (, И.Я.Лернер, и др.), неотъемлемыми его компонентами со знаниями и умениями, человек овладевает в обучения, опыт творческой и опыт эмоционально-ценностного к окружающему миру. Без преподавания и работы реализовать элементы образования не возможным. Выражаясь педагогический в его содержательном аспекте — это , в котором воедино «воспитывающее обучение» и « воспитание» ().
Сравним в общих деятельность преподавания, место как в процессе , так и во внеурочное , и воспитательную работу, осуществляется в целостном процессе.
Преподавание, в рамках организационной формы, а не урока, имеет жесткие временные , строго цель и варианты ее достижения. Важнейшим эффективности преподавания достижение цели. Воспитательная , также осуществляемая в любой организационной , не преследует достижения цели, ибо она в ограниченные временными организационной формы . В воспитательной можно предусмотреть последовательное решение задач, ориентированных на . Важнейшим эффективного решения задач являются изменения в сознании , проявляющиеся в реакциях, и деятельности [16;95]. обучения, а следовательно и преподавания, жестко запрограммировать, не допускает содержание работы. Формирование , умений и из области этики, и других наук и , изучение которых не учебными , по существу есть не что , как обучение. В воспитательной приемлемо планирование в самых чертах: отношение к , к труду, к людям, к (учению), к природе, к , предметам и окружающего мира, к себе. Логику работы учителя в отдельно классе нельзя нормативными документами.
имеет дело примерно с «исходным ». Результаты учения однозначно определяются его , т.е. способностью вызвать и познавательную ученика. Воспитатель считаться с тем, что его педагогические могут пересекаться с и организованными влияниями на школьника. как деятельность имеет характер. Оно обычно не взаимодействия с в подготовительный период, может быть или менее продолжительным. воспитательной состоит в том, что даже при отсутствия непосредственного с учителем воспитанник под его опосредованным . Обычно подготовительная в воспитательной работе продолжительна, а нередко и более , чем основная .
Критерий эффективности учащихся в процессе — уровень усвоения и умений, способами решения и практических задач, продвижения в развитии. Результаты учащихся выявляются и могут зафиксированы в качественно-количественных . В воспитательной работе соотнесение деятельности воспитателя с критериями воспитанности. трудно в развивающейся выделить деятельности именно . В силу стохастичности воспитательного процесса предвидение результатов тех или воспитательных и их получение намного во времени. В воспитательной невозможно своеврем установить связь.
Отмеченные в организации деятельности и воспитательной работы , что преподавание легче по способам его и реализации, а в структуре педагогического процесса оно подчиненное . Если в процессе практически все можно или вывести логически, то и закрепить те или отношения личности сложнее, поскольку роль здесь свобода . Именно поэтому учения во многом от сформированного познавательного и отношения к деятельности в целом, т.е. от не только преподавания, но и работы[5;47].
специфики видов педагогической показывает, что преподавание и работа в их диалектическом имеют в деятельности педагога специальности. Например, производственного обучения в профессионально-технического в процессе своей решает две основные : вооружить обучающихся , умениями и рационально выполнять операции и работы при всех требований технологии и организации труда; такого квалифицированного , который сознательно бы к повышению труда, качества работы, был бы организован, честью своего , предприятия. мастер не только свои знания , но и направляет их гражданское и становление. В собственно и заключается профессионального воспитания . Только мастер, и любящий дело, людей, привить учащимся профессиональной чести и потребность в енном овладении .
Точно так же если круг обязанностей группы дня, то можно увидеть в его и преподавание и воспитательную . Положением о группах дня определены воспитателя: прививать любовь к труду, моральные качества, культурного и навыки личной ; регулировать режим дня , наблюдая за своевременным домашнего , оказывать им помощь в , в разумной организации ; осуществлять совместно со врачом , содействующие укреплению и физическому развитию ; поддерживать связь с , классным , с родителями воспитанников или , их заменяющими. Однако, как это из задач, привитие культурного и навыков личной , например, — это уже сфера не воспитания, но и обучения, требует упражнений.
Существуют еще и виды педагогической :
– образовательная;
– воспитательная;
– ;
– инженерно-педагогическая;
– ;
– общественно-педагогическая;
– научно-исследовательская ;
– общественно-педагогическая.
Все вышеперечисленные педагогической деятельности корректными, только в том случае, максимально едины в воспитательных, образовательных, и развивающих поисках, воздействиях и .
Педагоги также к видам педагогической традиционно воспитательную работу, , научно-методическую культурно-просветительскую и деятельность.
Воспитательная - педагогическая , направленная на организацию среды, и организованное, управление воспитанием в соответствии с , поставленными обществом.
работа осуществляется в любой организационной , не преследует достижения цели, что его результаты не так явственно и не так быстро обнаруживают , как например, в обучения. Но поскольку деятельность имеет хронологические границы, на фиксируются и качества сформированности , можно говорить и об конечных результатах , проявляющихся в изменениях в сознании , - эмоциональных реакциях, и деятельности.
Преподавание - познавательной в процессе обучения, в рамках любой формы (урок, , индивидуальное , факультатив и др.), имеет временные ограничения, определенную цель и достижения. критерием эффективности является достижение цели.
Современная педагогическая рассматривает обучение и в единстве. Это предполагает не специфики обучения и , а глубокое сущности функций , средств, форм и обучения и воспитания. В аспекте обучения и воспитания в общности цели личности, в реальной обучающей, и воспитательной функций.
деятельность. Педагог в себе ученого и : ученого в том , что он должен быть исследователем и содействовать новых знаний о , педагогическом , а практика - в том смысле, что он эти знания. Педагог сталкивается с тем, что не находит в литературе и способов решения случаев из своей , с необходимостью обобщения своей . Научный подход в , таким образом. основой собственно-методической педагога.
работа педагога в изучении детей и коллективов, формировании «банка» методов, обобщении своей работы, а - в выборе и разработке темы, к совершенствованию навыков в той или области, в фиксировании педагогической деятельности, в отработке и навыков.
Культурно-просветительская - составная часть педагога. Он знакомит с различными педагогики и психологии, - с основами самовоспитания, и разъясняет результаты психологопедагогических , формирует потребность в знаниях и желание их как у родителей, так и у детей.
специалист, дело с группой (учащихся), в большей или степени занимается ее деятельности, и достижением целей работы, т.е. выполняет по к этой группе управления. постановка цели, определенных способов ее и мер воздействия на коллектив - признаки управления в деятельности .
Управляя группой , педагог выполняет функций: , организацию - обеспечение плана, мотивацию или - это побуждение педагогом и других к по достижению поставленной , контроль[14;76].
Итак, из видов деятельности познавательная не только рамками , которое, в свою , "отягощено" воспитательными . Опыт , что успехов в преподавательской добиваются прежде те учителя, которые педагогическим развивать и поддерживать интересы детей, на уроке атмосферу творчества, ответственности и заинтересованности в одноклассников. Это говорит о том, что не умения, а умения работы первичными в содержании готовности учителя. В с этим профессиональная будущих имеет своей формирование их готовности к целостным педагогическим .
Структура деятельности
Н.В.Кузьмина в структуре педагогической три взаимосвязанных компонента: , организаторский и . Для успешного осуществления функциональных видов деятельности необходимы способ, проявляющиеся в умениях.
деятельность, в свою , распадается на конструктивно-содержательную ( и композиция материала, планирование и педагогического процесса), (планирование своих и действий ) и конструктивно-материальную (проектирование базы педагогического ).
Организаторская деятельность предполагает системы , направленных на включение в различные виды , создание коллектива и изацию деятельности.
Коммуникативная на установление педагогически отношений педагога с , другими школы, представителями , родителями.
Однако компоненты, с одной , в равной могут быть не только к педагогической, но и к любой другой , а с другой — они не с достаточной полнотой все и области педагогической .
А. И. Щербаков относит , организаторский и компоненты (функции) к , т.е. проявляющимся в любой . Но он конкретизирует функцию на этапе педагогического процесса, организаторский компонент деятельности как единство , развивающей, и мобилизационной функций. следует обратить на исследовательскую функцию, она и относится к . Реализация исследовательской требует от учителя подхода к педагогическим , владения эвристического поиска и научно-педагогического исследования, в том анализа собственного и опыта учителей.
Как и любой вид , деятельность педагога свою структуру. Она :
1.Мотивация.
2. цели и задачи.
педагогической деятельности.
средства и способы поставленных .
Продукт и результат деятельности [11;119].
вид деятельности имеет предмет, также и педагогическая имеет свой.
педагогической деятельности организация деятельности обучающихся, на освоение учениками социокультурного как основы и развития.
Средствами деятельности являются:
(теоретические и эмпирические) , при помощи и на которых формируется аппарат учащихся;
«» знаний - тексты или знание, учеником при наблюдении (на , практических занятиях и т.п.), учителем, за осваиваемыми , закономерностями, предметной действительности;
средства - технические, , графические и др.
Способами социального в педагогической деятельности :
объяснение;
показ ();
совместная работа;
практика (лабораторная, полевая);
и др. [11;256].
Продукт педагогической - формируемый у ученика опыт во совокупности аксио, нравственно-этических, эмоционально-, предметных, оценочных . Продукт деятельности оценивается на , зачетах, по критериям задач, выполнения действий. педагогической деятельности как ее основной цели развитие обучающегося:
его совершенствование;
совершенствование;
становление его как , как субъекта учебной .
Структура - это взаиморасположение и составных чего-либо; строение, .
Начальный компонент деятельности - знание потребностей, общественного развития, требований, предъявляемых к (т.е. учитель должен , какого надо воспитывать для ).
Второй компонент деятельности - многообразные знания, , навыки (ЗУН), человеком в области , культуры, общественных , которые в виде передаются поколениям. В результате этих основ у формируется отношение к жизни - .
Третий компонент деятельности - собственно знания, опыт, мастерство, .
Четвертый компонент деятельности - высочайшая , нравственная, , экологическая и др. культура ее .
Профессор Н.В. Кузьмина в педагогической деятельности следующие , рассматривая педагогической как цикл этапов управления:
гностический.
компонент преподавателя высшей — это система знаний и преподавателя, составляющих его профессиональной , а также определенные деятельности, влияющие на ее .
К последним относятся строить и гипотезы, быть к противоречиям, критически полученные результаты.
(или, как ее еще определить, познавательная) педагога выражается в глубоко и всесторонне окружающий мир и . Преподаватель, глубоко в область своих исследований, анализирует и результаты в зависимости от качеств личности; анализирует деятельность студентов, , аспирантов с выделения трудностей и условий для успешной работы. Педагог школы определенной системой , которая включает , общекультурный уровни и специальных .
проектировочно-целевой.
Педагогическое - в контексте сущности проектирования деятельность, на преобразование и объектов педагогической с целью системного и решения целей и воспитания .
Педагогическое проектирование функцией любого , не менее значимой, чем , гностическая ( содержания, методов и взаимодействия с учащимися) или .
Педагогическая технология - это и непрерывное взаимосвязанных компонентов, , состояний педагогического и действий его участников.
остановимся на развития теории и педагогического проектирования и . История это непростая. Ее было в конструкторских дисциплинах: , методах исследования , теории решений, планировании, , технической эстетике. Эти построены на теории , связывающей так или иначе у и человека.
в отечественной педагогике по может считаться теории и практики проектирования. процесс он рассматривал как образом организованное « производство». Он был противником процесса и выдвигал идею «педагогической техники». «советскую воспитательную », А.С. Макаренко на усовершенствовал «технику », «технику разговора с воспитанником», «технику », «технику »
Продуманность действий, их были направлены на в человеке всего , формирования , богатой натуры.
В г. появляется первый труд по педагогическому известного В.П. Беспалько. Огромным в развитии педагогического является распространение техники. С ее в образование стала методика обучения в ее технологизации.
Появились технологии . Но как бы сильно они ни были , они всегда представляют лишь разновидность технологий, где не всегда используется ЭВМ.
проектирование состоит в том, создавать предположительные предстоящей и прогнозировать ее результаты.
педагогического проектирования быть: педагогические , педагогический , педагогические ситуации.
педагогического проектирования педагог, объектом - системы, , их компоненты, целью - педагогических задач, - проект педагогического .
конструктивный.
деятельность педагога включать содержательную , т.е. он должен уделять планированию работы, своевременно учебные материалы и учебный процесс. , работа подразумевает ведение деятельности. Это означает, что он тщательно планировать как действия, так и вверенных ему учащихся. , конструктивный компонент профессионального учителя затрагивать составляющую. Т.е. преподаватель вести самостоятельную основ учебно-материальной учебного , заниматься планированием базы на будущее с действующей учебной и ее дальнейшего , а также грамотно предоставленными ему материальными .
организационный.
Организаторский — это система педагога организовать деятельность, а также учащихся.
коммуникативный.
компонент — это коммуникативной деятельности , специфика его взаимодействия с . Акцент ставится на коммуникации с педагогической деятельности, на достижение дидактических ( и образовательных) целей [11;118].
подчеркнуть, что все данной модели описываются через соответствующих умений . Представленные не только взаимосвязаны, но и в степени пересекаются. Так, , продумывая построение и ход , преподаватель должен иметь в и то, с какого занятия на этот урок его (скажем, физкультуры школьникам трудно успокоиться и ).
Необходимо учитывать и и личные каждого из них (ведь не вызывать к доске , расстроенного домашними , а басня, с хохотом прочитанная смешливым из класса, сорвать урок). Так между гностический и организаторский .
Ряд авторов выделяют в профессиональной педагогической общепедагогический, и предметный компоненты.
В с современными тенденциями общепедагогический компонент , что преподаватель : повышать свою или полностью переучиваться; оценивать ситуацию и возможности; учиться; принимать и нести за них ответственность; к изменяющимся условиям и труда; новые способы или трансформировать прежние с их оптимизации.
Второй - общепредметный (), моделируется на основе содержания образования, начинается с определения его на каждом : начальном, основном, .
Цели образования на этапе определяются функционирования учреждения и являются комплексами образовательных , диагностируемых общих умений и , обобщенных способов деятельности и образовательной , то есть уровня личности , связанного с качественным образования. В образовательной получают свое воплощение все общепредметного содержания .
Состав общепредметной компетенции конкретизируется на учебных , которые классифицируются по общественного знания (в наук - в математике, в , в гуманитарных , в физкультуре, в биологии и т.д.).
образом, педагогическая – процесс сложный и профессионального .ВВЕДЕНИЕ
Сущность педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Безусловно, эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Правильно осуществляемая педагогическая деятельность повышает интерес школьников к предмету, повышает уровень профессионализма учителя. Актуальность данной темы определяется необходимостью сформированной педагогической деятельности.
В нашей стране, как и во всем мире, система школьного образования находится на грани цивилизационного кризиса. В связи с этим назрела острая необходимость перемен во всей системе образования. Поэтому проблема сущности педагогической деятельности стоит в наши дни особо остро.
Цель исследования – выявить специфику педагогической деятельности, которая является основой для реализации образовательного процесса и уровня его повышения.
Объект исследования – специфика педагогической деятельности.
Предмет исследования – сущность, виды и структура педагогической деятельности.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сущность педагогической деятельности
Деятельность — с одной стороны это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой — способ их существования и развития.
Деятельность:
1) Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
2) Становится фактором развития духовного мира человека и условием реализации его культурных потребностей;
3) Является сферой достижения жизненных целей, успехов;
4) Создает условия для самореализации человека;
5) Является источником научного познания, самопознания;
6) Обеспечивает преобразование окружающей среды [11;116].
Деятельность человека - необходимое условие его развития в процессе которого он приобретает жизненный опыт, познает окружающую жизнь, усваивает знания, вырабатывает умения и навыки — благодаря чему развивается сам и его деятельность.
Деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту.
Профессиональная деятельность учителя — это особый вид общественно необходимого труда взрослых, направленный на подготовку подрастающих поколений к жизни.
Педагогическая деятельность — один из видов практического искусства.
Педагогическая деятельность - целенаправленная, т.к. педагог ставит перед собой определенную цель (воспитать отзывчивость, обучить работе на швейной машинке) [6;174]. В широком смысле педагогической деятельность направлена на передачу опыта подрастающим поколениям. Значит, педагогика как наука изучает особый вид деятельности по приобщению человека к жизни общества.
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие на учащегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.
Педагогическая деятельность возникла на заре цивилизации в ходе решения таких задач, как создание, хранение и передача подрастающим поколением умений и норм социального поведения.
Школа, училище, колледжи, являются ведущими социальными институтами, основное назначение которых - организация эффективной педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации осуществляют общепедагогическую деятельность.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Сущность педагогическая деятельности А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действия, результата. Цель - это системообразующая характеристика.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в том, что ею занимаются практически все люди, выполняя различные социальные роли: родители и родственники, старшие товарищи и друзья, коллективы, учебные, производственные и другие группы, руководители, должностные лица и др. Однако это все непрофессиональная педагогическая деятельность.
Профессиональная педагогическая деятельность предполагает наличие специального, профессионально-педагогического образования. Она осуществляется в определенных педагогических системах, является основным источником существования и соответственно оплачивается.
Профессия (от лат. professio — объявляю своим делом) определяется как постоянная специальность: род деятельности, занятий, служащий источником существования. В постоянно меняющемся мире педагогическая деятельность остается неизменной, хотя, конечно, видоизменяются ее содержание, условия труда, состав.
По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человеке Педагогическая деятельность характеризуется повышенным чувством долга и ответственностью ее представителей. Главное отличие педагогической деятельности от других профессий типа «человек — человек» в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.
Педагог должен способствовать становлению, преобразованию личности и в то же время управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования.
Сущность педагогической деятельности заключается в следующем:
· производстве знаний, то есть проведении исследований, поиске нового, осуществлении разработок, проведении экспертизы и т. п.;
· передаче знаний при проведении учебного процесса на всех уровнях;
· распространении знаний путем разработки и издания учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, научных статей;
· воспитании учащихся, формировании и развитии их личности.
Все эти составляющие педагогической деятельности одинаково важны и выступают в динамической взаимосвязи.
Основное содержание педагогической профессии составляют как специальные, предметные знания, так и взаимоотношения с людьми. Педагогическая профессия требует двойной подготовки — специальной, предметной и человековедческой, психологопедагогической.
За педагогической деятельностью исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и развивающая.
Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к требованиям будущей социально-культурной ситуации, жизни, деятельности, а развивающая — с развитием его личности, индивидуальности.
педагогической профессии также то, что она, по своей , имеет гуманистический, и творческий .
Гуманистический характер обусловлен ее направленностью на человека, формирование и его как личности, им достижений человечества и тем обеспечение продолжения человеческого, непрерывной поколений.
характер педагогической деятельности то, что на обучающегося воздействует не каждый отдельный , но и весь коллектив учебного , а также семья и источники группового, воздействия.
творчества в деятельности педагога степень использования им возможностей для достижения целей. Вот творческий характер деятельности является ее особенностью.
Творческий личности педагога на основе накопленного им опыта, психолого-педагогических и знаний, новых , умений и , позволяющих находить и оригинальные решения, формы и методы. Эрудированный и специальную педагог на основе анализа возникающих и осознания сущности путем воображения способен новые, оригинальные ее решения.
В научной педагогическое понимается как процесс педагогических задач в обстоятельствах.
Деятельность трудна, и неповторима. Она представляет систему и последовательность целесообразных действий, в том, чтобы задачи были в определенный срок и с принципов и правил.
виду деятельности должна своя оптимальная знаний, умений, а структура работающего в этой человека.
Педагогическая , как и любая человеческая , предваряется цели. Осознанная задает импульс . Цель — это предполагаемый деятельности; то, к стремятся, что надо . Достижение цели глубокое удовлетворение, основу счастья, в том числе .
Педагогическая цель — это педагогом и учащимся их взаимодействия в обобщенных мысленных , в соответствии с которыми все компоненты педагогического .
Определение педагогической деятельности большое теоретическое и значение.
Во-первых, целей влияет на разработку теории. Четкое о том, какого человека мы сформировать, на трактовке сущности педагогического процесса.
, определенные цели деятельности влияют на практическую педагога. Педагог уметь проектировать () личность , а для этого нужно , какой она должна и какие качества сформировать.
В литературе рассматриваются две характеристики целей деятельности.
Первая обусловлена природой цели. — это идеальное представление о деятельности, формирующееся в субъекта в его взаимодействия с окружающей . Цель объективна в том , что она порождается обстоятельствами, реальностью. В то же цель субъективна: она — сознания, рождается в человека и несет в все особенности каждого конкретного . Часто при заявлении и той же цели подразумеваются ее варианты.
характеристикой является характер цели, позволяет ей быть при разных . Цель педагогической динамична, так как динамична жизнь, изменяются . Наглядно это в связи с возрастными . Именно общий цели в воспитании, учитывать возрастных достижений, неизменность конечной данного процесса.
В цели и воспитания представляют отражение существующих и экономических отношений, развития , техники и культуры, , наследия.
Таким , цели образования и в значительной определяются идейными и установками, которые то или иное сообщество, что так называемые подходы к образованию и , ориентированные на эффективность, использование новых в интересах .
Развитие современного интенсивным совершенствованием , повышением его технического , что предъявляет высокие требования к подготовки членов . Новые задачи воспитанием переход к информационному , компьютерная революция, внедрение информационных . Происходят динамичные и в социальной жизни. Все это приводит к , что основной целью, современного воспитания, выдвигается разносторонней и гармонично личности. Эта цель потребностью развития , общества, .
В настоящее время утверждается чрезмерности постановки всестороннего развития с учетом , что каждый человек как личность не только , как социальное существо, общества, но и , как своеобразная и неповторимая , с присущими каждому акцентами в этом . Таким , скорее всего, нет пытаться современного развить всесторонне в смысле, с многообразия всех современной жизни. В то же не следует отказываться от педагогической — достижения того, человек был разносторонне, развит как личность.
понятия «разностороннее и развитие личности» как педагогической деятельности : умственное развитие; воспитание; высокой морали и ; духовное развитие; выявление склонностей и , развитие способностей; к современным науки и техники; гуманизма, любви к , гражданственности, патриотизма, .
Таким , главной целью деятельности в современных является формирование развитой , способной реализовать потенциал в динамичных условиях как в собственных интересах, так и в общества и государства.
деятельность - это особый вид деятельности, направленный на от старших младшим накопленных культуры и опыта, условий для их личностного и подготовку к определенных социальных в обществе.
Виды деятельности
Традиционно видами деятельности, осуществляемыми в педагогическом процессе, преподавание и работа.
работа — это деятельность, направленная на воспитательной среды и разнообразными деятельности воспитанников с решения задач развития личности. — это вид воспитательной деятельности, направлен на управление познавательной деятельностью . По большому , педагогическая и воспитательная — понятия тождественные. понимание соотношения работы и раскрывает смысл о единстве обучения и .
Обучение, раскрытию и содержания посвящено много , лишь условно, для и более глубокого его , рассматривается от воспитания. Не случайно , занимающиеся разработкой содержания образования (, И.Я.Лернер, и др.), неотъемлемыми его компонентами со знаниями и умениями, человек овладевает в обучения, опыт творческой и опыт эмоционально-ценностного к окружающему миру. Без преподавания и работы реализовать элементы образования не возможным. Выражаясь педагогический в его содержательном аспекте — это , в котором воедино «воспитывающее обучение» и « воспитание» ().
Сравним в общих деятельность преподавания, место как в процессе , так и во внеурочное , и воспитательную работу, осуществляется в целостном процессе.
Преподавание, в рамках организационной формы, а не урока, имеет жесткие временные , строго цель и варианты ее достижения. Важнейшим эффективности преподавания достижение цели. Воспитательная , также осуществляемая в любой организационной , не преследует достижения цели, ибо она в ограниченные временными организационной формы . В воспитательной можно предусмотреть последовательное решение задач, ориентированных на . Важнейшим эффективного решения задач являются изменения в сознании , проявляющиеся в реакциях, и деятельности [16;95]. обучения, а следовательно и преподавания, жестко запрограммировать, не допускает содержание работы. Формирование , умений и из области этики, и других наук и , изучение которых не учебными , по существу есть не что , как обучение. В воспитательной приемлемо планирование в самых чертах: отношение к , к труду, к людям, к (учению), к природе, к , предметам и окружающего мира, к себе. Логику работы учителя в отдельно классе нельзя нормативными документами.
имеет дело примерно с «исходным ». Результаты учения однозначно определяются его , т.е. способностью вызвать и познавательную ученика. Воспитатель считаться с тем, что его педагогические могут пересекаться с и организованными влияниями на школьника. как деятельность имеет характер. Оно обычно не взаимодействия с в подготовительный период, может быть или менее продолжительным. воспитательной состоит в том, что даже при отсутствия непосредственного с учителем воспитанник под его опосредованным . Обычно подготовительная в воспитательной работе продолжительна, а нередко и более , чем основная .
Критерий эффективности учащихся в процессе — уровень усвоения и умений, способами решения и практических задач, продвижения в развитии. Результаты учащихся выявляются и могут зафиксированы в качественно-количественных . В воспитательной работе соотнесение деятельности воспитателя с критериями воспитанности. трудно в развивающейся выделить деятельности именно . В силу стохастичности воспитательного процесса предвидение результатов тех или воспитательных и их получение намного во времени. В воспитательной невозможно своеврем установить связь.
Отмеченные в организации деятельности и воспитательной работы , что преподавание легче по способам его и реализации, а в структуре педагогического процесса оно подчиненное . Если в процессе практически все можно или вывести логически, то и закрепить те или отношения личности сложнее, поскольку роль здесь свобода . Именно поэтому учения во многом от сформированного познавательного и отношения к деятельности в целом, т.е. от не только преподавания, но и работы[5;47].
специфики видов педагогической показывает, что преподавание и работа в их диалектическом имеют в деятельности педагога специальности. Например, производственного обучения в профессионально-технического в процессе своей решает две основные : вооружить обучающихся , умениями и рационально выполнять операции и работы при всех требований технологии и организации труда; такого квалифицированного , который сознательно бы к повышению труда, качества работы, был бы организован, честью своего , предприятия. мастер не только свои знания , но и направляет их гражданское и становление. В собственно и заключается профессионального воспитания . Только мастер, и любящий дело, людей, привить учащимся профессиональной чести и потребность в енном овладении .
Точно так же если круг обязанностей группы дня, то можно увидеть в его и преподавание и воспитательную . Положением о группах дня определены воспитателя: прививать любовь к труду, моральные качества, культурного и навыки личной ; регулировать режим дня , наблюдая за своевременным домашнего , оказывать им помощь в , в разумной организации ; осуществлять совместно со врачом , содействующие укреплению и физическому развитию ; поддерживать связь с , классным , с родителями воспитанников или , их заменяющими. Однако, как это из задач, привитие культурного и навыков личной , например, — это уже сфера не воспитания, но и обучения, требует упражнений.
Существуют еще и виды педагогической :
– образовательная;
– воспитательная;
– ;
– инженерно-педагогическая;
– ;
– общественно-педагогическая;
– научно-исследовательская ;
– общественно-педагогическая.
Все вышеперечисленные педагогической деятельности корректными, только в том случае, максимально едины в воспитательных, образовательных, и развивающих поисках, воздействиях и .
Педагоги также к видам педагогической традиционно воспитательную работу, , научно-методическую культурно-просветительскую и деятельность.
Воспитательная - педагогическая , направленная на организацию среды, и организованное, управление воспитанием в соответствии с , поставленными обществом.
работа осуществляется в любой организационной , не преследует достижения цели, что его результаты не так явственно и не так быстро обнаруживают , как например, в обучения. Но поскольку деятельность имеет хронологические границы, на фиксируются и качества сформированности , можно говорить и об конечных результатах , проявляющихся в изменениях в сознании , - эмоциональных реакциях, и деятельности.
Преподавание - познавательной в процессе обучения, в рамках любой формы (урок, , индивидуальное , факультатив и др.), имеет временные ограничения, определенную цель и достижения. критерием эффективности является достижение цели.
Современная педагогическая рассматривает обучение и в единстве. Это предполагает не специфики обучения и , а глубокое сущности функций , средств, форм и обучения и воспитания. В аспекте обучения и воспитания в общности цели личности, в реальной обучающей, и воспитательной функций.
деятельность. Педагог в себе ученого и : ученого в том , что он должен быть исследователем и содействовать новых знаний о , педагогическом , а практика - в том смысле, что он эти знания. Педагог сталкивается с тем, что не находит в литературе и способов решения случаев из своей , с необходимостью обобщения своей . Научный подход в , таким образом. основой собственно-методической педагога.
работа педагога в изучении детей и коллективов, формировании «банка» методов, обобщении своей работы, а - в выборе и разработке темы, к совершенствованию навыков в той или области, в фиксировании педагогической деятельности, в отработке и навыков.
Культурно-просветительская - составная часть педагога. Он знакомит с различными педагогики и психологии, - с основами самовоспитания, и разъясняет результаты психологопедагогических , формирует потребность в знаниях и желание их как у родителей, так и у детей.
специалист, дело с группой (учащихся), в большей или степени занимается ее деятельности, и достижением целей работы, т.е. выполняет по к этой группе управления. постановка цели, определенных способов ее и мер воздействия на коллектив - признаки управления в деятельности .
Управляя группой , педагог выполняет функций: , организацию - обеспечение плана, мотивацию или - это побуждение педагогом и других к по достижению поставленной , контроль[14;76].
Итак, из видов деятельности познавательная не только рамками , которое, в свою , "отягощено" воспитательными . Опыт , что успехов в преподавательской добиваются прежде те учителя, которые педагогическим развивать и поддерживать интересы детей, на уроке атмосферу творчества, ответственности и заинтересованности в одноклассников. Это говорит о том, что не умения, а умения работы первичными в содержании готовности учителя. В с этим профессиональная будущих имеет своей формирование их готовности к целостным педагогическим .
Структура деятельности
Н.В.Кузьмина в структуре педагогической три взаимосвязанных компонента: , организаторский и . Для успешного осуществления функциональных видов деятельности необходимы способ, проявляющиеся в умениях.
деятельность, в свою , распадается на конструктивно-содержательную ( и композиция материала, планирование и педагогического процесса), (планирование своих и действий ) и конструктивно-материальную (проектирование базы педагогического ).
Организаторская деятельность предполагает системы , направленных на включение в различные виды , создание коллектива и изацию деятельности.
Коммуникативная на установление педагогически отношений педагога с , другими школы, представителями , родителями.
Однако компоненты, с одной , в равной могут быть не только к педагогической, но и к любой другой , а с другой — они не с достаточной полнотой все и области педагогической .
А. И. Щербаков относит , организаторский и компоненты (функции) к , т.е. проявляющимся в любой . Но он конкретизирует функцию на этапе педагогического процесса, организаторский компонент деятельности как единство , развивающей, и мобилизационной функций. следует обратить на исследовательскую функцию, она и относится к . Реализация исследовательской требует от учителя подхода к педагогическим , владения эвристического поиска и научно-педагогического исследования, в том анализа собственного и опыта учителей.
Как и любой вид , деятельность педагога свою структуру. Она :
1.Мотивация.
2. цели и задачи.
педагогической деятельности.
средства и способы поставленных .
Продукт и результат деятельности [11;119].
вид деятельности имеет предмет, также и педагогическая имеет свой.
педагогической деятельности организация деятельности обучающихся, на освоение учениками социокультурного как основы и развития.
Средствами деятельности являются:
(теоретические и эмпирические) , при помощи и на которых формируется аппарат учащихся;
«» знаний - тексты или знание, учеником при наблюдении (на , практических занятиях и т.п.), учителем, за осваиваемыми , закономерностями, предметной действительности;
средства - технические, , графические и др.
Способами социального в педагогической деятельности :
объяснение;
показ ();
совместная работа;
практика (лабораторная, полевая);
и др. [11;256].
Продукт педагогической - формируемый у ученика опыт во совокупности аксио, нравственно-этических, эмоционально-, предметных, оценочных . Продукт деятельности оценивается на , зачетах, по критериям задач, выполнения действий. педагогической деятельности как ее основной цели развитие обучающегося:
его совершенствование;
совершенствование;
становление его как , как субъекта учебной .
Структура - это взаиморасположение и составных чего-либо; строение, .
Начальный компонент деятельности - знание потребностей, общественного развития, требований, предъявляемых к (т.е. учитель должен , какого надо воспитывать для ).
Второй компонент деятельности - многообразные знания, , навыки (ЗУН), человеком в области , культуры, общественных , которые в виде передаются поколениям. В результате этих основ у формируется отношение к жизни - .
Третий компонент деятельности - собственно знания, опыт, мастерство, .
Четвертый компонент деятельности - высочайшая , нравственная, , экологическая и др. культура ее .
Профессор Н.В. Кузьмина в педагогической деятельности следующие , рассматривая педагогической как цикл этапов управления:
гностический.
компонент преподавателя высшей — это система знаний и преподавателя, составляющих его профессиональной , а также определенные деятельности, влияющие на ее .
К последним относятся строить и гипотезы, быть к противоречиям, критически полученные результаты.
(или, как ее еще определить, познавательная) педагога выражается в глубоко и всесторонне окружающий мир и . Преподаватель, глубоко в область своих исследований, анализирует и результаты в зависимости от качеств личности; анализирует деятельность студентов, , аспирантов с выделения трудностей и условий для успешной работы. Педагог школы определенной системой , которая включает , общекультурный уровни и специальных .
проектировочно-целевой.
Педагогическое - в контексте сущности проектирования деятельность, на преобразование и объектов педагогической с целью системного и решения целей и воспитания .
Педагогическое проектирование функцией любого , не менее значимой, чем , гностическая ( содержания, методов и взаимодействия с учащимися) или .
Педагогическая технология - это и непрерывное взаимосвязанных компонентов, , состояний педагогического и действий его участников.
остановимся на развития теории и педагогического проектирования и . История это непростая. Ее было в конструкторских дисциплинах: , методах исследования , теории решений, планировании, , технической эстетике. Эти построены на теории , связывающей так или иначе у и человека.
в отечественной педагогике по может считаться теории и практики проектирования. процесс он рассматривал как образом организованное « производство». Он был противником процесса и выдвигал идею «педагогической техники». «советскую воспитательную », А.С. Макаренко на усовершенствовал «технику », «технику разговора с воспитанником», «технику », «технику »
Продуманность действий, их были направлены на в человеке всего , формирования , богатой натуры.
В г. появляется первый труд по педагогическому известного В.П. Беспалько. Огромным в развитии педагогического является распространение техники. С ее в образование стала методика обучения в ее технологизации.
Появились технологии . Но как бы сильно они ни были , они всегда представляют лишь разновидность технологий, где не всегда используется ЭВМ.
проектирование состоит в том, создавать предположительные предстоящей и прогнозировать ее результаты.
педагогического проектирования быть: педагогические , педагогический , педагогические ситуации.
педагогического проектирования педагог, объектом - системы, , их компоненты, целью - педагогических задач, - проект педагогического .
конструктивный.
деятельность педагога включать содержательную , т.е. он должен уделять планированию работы, своевременно учебные материалы и учебный процесс. , работа подразумевает ведение деятельности. Это означает, что он тщательно планировать как действия, так и вверенных ему учащихся. , конструктивный компонент профессионального учителя затрагивать составляющую. Т.е. преподаватель вести самостоятельную основ учебно-материальной учебного , заниматься планированием базы на будущее с действующей учебной и ее дальнейшего , а также грамотно предоставленными ему материальными .
организационный.
Организаторский — это система педагога организовать деятельность, а также учащихся.
коммуникативный.
компонент — это коммуникативной деятельности , специфика его взаимодействия с . Акцент ставится на коммуникации с педагогической деятельности, на достижение дидактических ( и образовательных) целей [11;118].
подчеркнуть, что все данной модели описываются через соответствующих умений . Представленные не только взаимосвязаны, но и в степени пересекаются. Так, , продумывая построение и ход , преподаватель должен иметь в и то, с какого занятия на этот урок его (скажем, физкультуры школьникам трудно успокоиться и ).
Необходимо учитывать и и личные каждого из них (ведь не вызывать к доске , расстроенного домашними , а басня, с хохотом прочитанная смешливым из класса, сорвать урок). Так между гностический и организаторский .
Ряд авторов выделяют в профессиональной педагогической общепедагогический, и предметный компоненты.
В с современными тенденциями общепедагогический компонент , что преподаватель : повышать свою или полностью переучиваться; оценивать ситуацию и возможности; учиться; принимать и нести за них ответственность; к изменяющимся условиям и труда; новые способы или трансформировать прежние с их оптимизации.
Второй - общепредметный (), моделируется на основе содержания образования, начинается с определения его на каждом : начальном, основном, .
Цели образования на этапе определяются функционирования учреждения и являются комплексами образовательных , диагностируемых общих умений и , обобщенных способов деятельности и образовательной , то есть уровня личности , связанного с качественным образования. В образовательной получают свое воплощение все общепредметного содержания .
Состав общепредметной компетенции конкретизируется на учебных , которые классифицируются по общественного знания (в наук - в математике, в , в гуманитарных , в физкультуре, в биологии и т.д.).
образом, педагогическая – процесс сложный и профессионального .