Реализация Дорожной карты «Воспитание-2018»
Сотрудничество, ответственность, компетентность
План мероприятий по реализации «Дорожной карты «Воспитание – 2018» в образовательных организациях ангарского муниципального образования на 2013-2014 учебный год в нашей школе выполнен в полном объёме, то есть определена модель воспитания, создана Программа развития воспитательной компоненты, которая была представлена на муниципальном и областном уровнях.
Текущий учебный год должен быть нацелен на стабилизацию воспитательной ситуации в школе на базе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», создание условий для перехода в режим ее поступательного позитивного изменения в соответствии с национальным воспитательным идеалом, в соответствии с идеологией ФГОС второго поколения.
Пакет документов по организации воспитательной деятельности на муниципальном и школьном уровнях, который был сформирован муниципальным методическим центром, позволил спланировать эффективную работу по формированию гражданско-правового и патриотического сознания обучающихся, их духовно-нравственных качеств, развитию этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности, воспитанию экологической культуры, пропаганде семейных ценностей, воспитанию физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, профессионально-трудовому воспитанию. Реализацией этих планов занимается весь педагогический коллектив в условиях взаимодействия с другими ведомствами и организациями.
Процесс развития, в том числе воспитательной компоненты, предполагает постоянное совершенствование, иначе всё теряет смысл. Поэтому в областной, а соответственно и муниципальной Дорожной карте «Воспитание-2018» ставка делается на создание инновационных практик.
Давайте перейдём к конкретному примеру.
Рассматривая позицию педагога-воспитателя как ближайшую перспективу развития готовности учителя-предметника к реализации ФГОС общего образования, в качестве средней перспективы обозначаем позицию педагога-тьютора, а далёкая перспектива – позиция педагога – системщика, указанная в Дорожной карте. Но ни одна из перечисленных позиций педагога не будет достигнута, если педагог сам не осознаёт необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Здесь и возникает глобальное противоречие.
С одной стороны, профессиональная компетентность классного руководителя должна помочь «обучать по-новому», то есть наполнить «новыми смыслами» образовательную деятельность в условиях реализации ФГОС. С другой стороны, у учителей включается механизм самозащиты: зачем проходить курсы повышения квалификации для классных руководителей, если при аттестации педагога учитывается наличие именно предметных курсов.
Только инновационные практики помогут преодолеть создавшееся противоречие!
Сегодня всё большую популярность приобретает митап. Митап – это неформальная встреча людей, объединённых общим интересом. На таких встречах люди получают возможность делиться идеями, учиться общаться и искать единомышленников. Напоминает деятельность творческих групп в школьной практике. В чём принципиальное отличие? В подаче материала для обсуждения и принятия решений.
Ситуация. Группа педагогов-воспитателей успешно разрабатывает социальные проекты. Задача: привлечь к проектированию других классных руководителей. Как это сделать? Убеждать, что проектирование – это интересно? Получить хороший практический результат и воодушевить других на собственном примере?
Один из вариантов: сторителлинг, то есть «рассказывание истории». Но не всякой истории!
Компоненты сторителлинга, пользующиеся успехом:
- наличие персонажа;
- история - это обязательно перемены (у персонажа должно появиться нечто важное, чего не было ранее);
- история интересна лишь тогда, когда слушатель (зритель) может ей сопереживать, подсознательно представляя себя на месте персонажа;
- история должна содержать координаты (когда происходили события, как долго, где).
Итак, работу над проектом мы представим в виде истории лампочки.
Что мы видим:
1) есть герой — лампочка, символизирующая стартапера, у которого появилась идея;
2) есть конфликт — некое препятствие и отсутствие свободы;
3) усложнение ситуации, видно, что лампочке трудно выбраться, она переживает, мы сопереживаем;
4) герой предпринимает разные попытки перебороть препятствие;
5) переоценка, новое понимание своей работы;
6) концовка с выводами и кратким месседжем (послание, заявление, обращение, поручение, задание).
Классика! Типичный пример сторителлинга в слайдах. Мы прошли весь путь, наблюдая за лампочкой и видя в ней себя. Её опыт нам знаком, её переживания нам близки, её выводы будут нам полезны.
Основная цель «дорожной карты» – обеспечение существенного повышения эффективности и качества воспитания в школе, внедрение современных форм и технологий воспитания.
В 2015 году мы планируем участие в областном конкурсе «Лучшие инновационные практики на сайтах ОУ».