СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая консультация на тему: «Виды пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей второго и третьего года жизни»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

         Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка ВПФ. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка.

         В результате целенаправленных занятий по развитию пальцев и кистей рук, проводимых родителями и педагогами, совершенствуется мелкая моторика ребёнка, а значит улучшается качество кинестетических и тактильных ощущений, которые малыш получает в процессе действий с предметами. Улучшение качества ощущений способствует формированию более точного представления о свойствах предмета и способах действий с ним. Осуществляя дальнейшее игровое манипулирование с предметом у ребёнка развивается познавательная сфера и речь. Иначе говоря, чем более качественные ощущения поступают в головной мозг ребёнка, тем более интенсивно происходит его развитие.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая консультация на тему: «Виды пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей второго и третьего года жизни»»

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

г. Краснодар


Педагогическая консультация на тему:

«Виды пальчиковых игр для развития мелкой моторики

у детей второго и третьего года жизни»


Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка ВПФ. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка.

В результате целенаправленных занятий по развитию пальцев и кистей рук, проводимых родителями и педагогами, совершенствуется мелкая моторика ребёнка, а значит улучшается качество кинестетических и тактильных ощущений, которые малыш получает в процессе действий с предметами. Улучшение качества ощущений способствует формированию более точного представления о свойствах предмета и способах действий с ним. Осуществляя дальнейшее игровое манипулирование с предметом у ребёнка развивается познавательная сфера и речь. Иначе говоря, чем более качественные ощущения поступают в головной мозг ребёнка, тем более интенсивно происходит его развитие.

Для развития мелкой моторики ребёнка второго-третьего года жизни я рекомендую использовать родителям и педагогам следующие игры:

  1. Игры на развитие тактильного восприятия

Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.

Перед проведением игры на ощупывание ребенку необходимо подержать кисти рук в мисочке с теплой водой или провести зубной щеткой по подушечкам пальчиков сверху вниз — это повысит их чувствительность.

При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь.

Знакомство с качествами предмета на занятии проводится поэтапно:

  • привлечь внимание ребенка к тактильному объекту;

  • показать, как обследовать объект;

  • дать ребенку самостоятельно определить качество предмета.

  1. Игры с водой. Самомассаж

Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами).

Основной прием самомассажа — поглаживание, манипуляция, при которой рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания.

В зависимости от силы поглаживание может успокаивать или возбуждать нервную систему: поверхностное поглаживание успокаивает, сильное, с нажатием, и прерывистое — возбуждает.

Рука ребенка еще очень слаба, поэтому в данном случае речь идет о поверхностном поглаживании. Тыльную сторону кисти малыш поглаживает мягкой щеточкой, пуховкой или кусочком меха — это его успокаивает, расслабляет кисть. Поглаживание кончиков пальцев жесткой (зубной) щеточкой повышает тактильное восприятие, развивает умение узнавать предметы на ощупь (без участия зрения).

Для этой же цели служат игры с применением шестигранного карандаша, грецких орехов.


  1. Игры на нанизывание

С помощью этих игр у ребенка развивается умение чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением. Обогащается сенсорный (чувственный) опыт малыша.

Посредством осязания, мышечного чувства он начинает различать форму, величину, качество предметов (одни предметы твердые, другие мягкие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются; предметы издают различные звуки: стук, звон).

Если взрослые сопровождают действия ребенка словами, называя предметы, рассказывая о них, то обогащается его словарь, развивается речь. Игры на нанизывание воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься одним делом. Развивается устойчивость внимания, целеустремленность.


  1. Игры с пластилином

Прежде чем дать ребенку материал для лепки (глину или пластилин), познакомьте его со свойствами материала, с которым он будет работать (пластилин мягкий, он разминается, скатывается, расплющивается).

Покажите, как можно работать с материалом: разминать его пальцами, ощупывать, раскатывать на столе, между ладошками, скатывать из него шарики, соединять детали из пластилина. Прежде чем начать работу, необходимо познакомить ребенка с тем реальным предметом, который он будет лепить.

Детям раннего возраста (2 года 6 месяцев — 3 года) важно, чтобы их работа была значима, поэтому то, что делает ребенок, должно иметь утилитарное значение (малыш может кормить кукол, зверей, помогать вам в чем-то, что-то чинить).

Начиная работу, не давайте детям большой кусок пластилина, так как он плохо разминается и с ним трудно работать. Это может быть причиной отказа ребенка от работы. При планировании работы соблюдайте основной принцип педагогики — идите от простого к сложному.

После окончания работы полюбуйтесь поделкой, похвалите ребенка, поаплодируйте и порадуйтесь вместе со всей семьей или детьми группы, в которой находится малыш. Это повысит его самооценку, его значимость в семье или коллективе сверстников.

Работу с пластилином можно сопровождать чтением стихотворений, потешек, небольших сказок.

При регулярных занятиях к концу третьего года пальчики ребенка станут более ловкими, движения координированными, изделия узнаваемыми.

Этапы работы с пластилином (глиной):

  • знакомство со свойствами материала, правилами пользования рабочим материалом;

  • обучение основным техническим приемам работы с материалом;

  • раскатывание (палочек, цилиндров);

  • раскатывание (шаров), соединение вместе нескольких форм.


  1. Игры с бумагой

Чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, могли слаженно и дружно выполнять поставленные задачи, необходимо, чтобы ребенок работал с бумагой.

Благодаря этим играм развивается также устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым: он должен присмотреться к действиям, которые ему показали, и воспроизвести их. Умение подражать очень важно поскольку позволяет малышу заимствовать опыт взрослых. Ребенку раннего возраста очень важен наглядно-действенный показ: взрослый на его глазах проделывает все то, что потом он должен будет проделать самостоятельно. Иногда вам придется действовать совместно с малышом, направлять его движения. Наглядный показ следует сопровождать словом.

Постепенно у ребенка установится связь между вашими действиями и объяснениями, и через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять словесные указания, например: «Скатай из бумаги «шарик».


  1. Фольклорные пальчиковые игры

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Соединение «слово — палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.


  1. Игры на выкладывание

Проводя игры на выкладывание, мы преследуем следующие цели: развиваем щипковой захват указательным и большим пальцами; совершенствуем движения «глаз — рука»; развиваем воображение; обогащаем словарный запас; совершенствуем зрительное восприятие. Прежде чем приступить к работе, следует рассмотреть объект, который предстоит выкладывать, выделить в нем значительные детали.

Если малыш хорошо владеет речью и мелкой моторикой, можно предложить ему самостоятельно обвести обследуемый предмет и назвать его значимые детали.

Если ребенок еще мал или не способен сделать это самостоятельно по другим причинам, возьмите его руку в свою, вытягивая и удерживая его указательный палец, и начинайте обводить предмет по контуру, называя при этом детали, а затем предложите рассмотреть изображение предмета или его схему.

Игру необходимо повторять для лучшего усвоения, но поскольку ребенок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задание при повторении каждый раз надо усложнять:

  • выкладывать на образце (методика накладывания);

  • выкладывать под образцом;

  • выкладывать по памяти;

  • выкладывать со сменой материала — от крупного к мелкому (счетные палочки — спички).


  1. Игры с мозаикой

Проводя игры с мозаикой мы преследуем следующие цели: развиваем щипковой захват указательным и большим пальцами; совершенствуем движение «глаз — рука», зрительное восприятие; развиваем воображение и пространственную ориентацию — представления о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга.