Технологическая карта мастерской «Ешка!»
Задачи: создать условия для самоформирования
• сознательной потребительской позиции;
• осознания необходимости беречь свое здоровье.
Расположение учащихся: по группам.
Оборудование: набор упаковок от продовольственных товаров, подобранных таким образом, чтобы на большинстве из них был знак Е; информационные материалы.
Алгоритм мастерской
1. Индивидуально
• Выберите («купите») продукты для группы («семьи»).
2. В группе
• Разложите «продукты» на две группы — для себя и для гостей.
3. Социализация позиций сначала в группе, потом между группами
• Каковы принципы вашего деления?
4. Индивидуально
• Продолжите фразу: «Если я знаю, что что-то вредит моему здоровью, то я...»
5. Социализация позиций сначала в группе, потом между группами.
6. В группе
• Рассмотрите купленные вами объекты как эксперты-экологи; найдите слова, значки-указатели для потребителя, которые касаются экологии; свои вопросы запишите.
7. Социализация с записью на доске.
8. В группе
• Поработайте с информацией («Е»);
• сделайте новый выбор; отберите объекты, которые вы бы ни за что не купили.
9. Межгрупповая социализация
• Поясните свой выбор.
10. Фронтально
• Назовите качества (свойства) рекламы, благодаря которым человек поневоле становится покупателем (с записью на доске).
11. В группе
• Сделайте новый выбор — один объект для антирекламы; придумайте антирекламу этому продукту и представьте ее.
14. Межгрупповая социализация — предъявление антирекламы (сценки, проекты рекламных роликов).
15. Индивидуально и затем в группе
• Выразите зависимость между позицией потребителя и позицией производителя с помощью формулировки «Чем потребитель... — тем производитель...».
16. Межгрупповая социализация — озвучивание формулировок.
17. Рефлексия
• Что изменилось, что произошло в моих взглядах как потребителя?
• Мои выводы по поводу сегодняшнего плавания в море информации.
Анкета
Цель: Выявить пищевые пристрастия учащихся, а также уровень информированности о пользе продукта.
Укажите продукты питания, которые вы любите кушать каждый день.
Какие сладости доставляют вам удовольствие?
Задумывайтесь ли вы о пользе продуктов, которые потребляете?
Как вы думаете, можно доверять рекламе ТВ, Интернет, баннеры, СМИ?
Рассказывают ли вам родители о вреде и пользе продуктов?
Информационные материалы
Вредность товаров
Консерванты, вызывающие заболевания (указываются в составе продуктов), запрещены для реализации в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития. Согласно данным Продовольственной комиссии ООН, некоторые западные фирмы расширяют производство и экспорт в «неэлитарные» страны не только экологически опасных, но и запрещенных в развитых странах сельхозтоваров. Список запрещенных в России пищевых добавок можно найти в СМИ, в Интернете.
Классификация некоторых пищевых добавок
Пищевые добавки (ПД) применяются для улучшения продукта, его вкуса и внешнего вида. Допустимое содержание ПД в рамках Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) устанавливает комиссия «Codex Alimentarius». Разрешение на применение ПД в России выдает Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации в установленном порядке при наличии заключения Института питания РАМН.2
E100—E182 — красители (усиливают и восстанавливают цвет продукта).
E200—E299 — консерванты (повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов и грибков).
E300—E399 — антиокислители (защищают от окисления).
E400—E499 — стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию) и загустители (повышают вязкость).
E500—E599 — эмульгаторы (создают однородную смесь несмешиваемых фаз, например воды и масла).
E600—E699 — усилители вкуса и аромата.
E700—E899 — запасные индексы.
E900 и далее — пеногасители (предупреждают или снижают образование пены).
В эти группы, а также в новую группу Е1000 входят глазирователи, подсластители, разрыхлители и др
Штрих-коды некоторых стран
00—09 383 460—469 90—91 484 50 539 57 64 73 80—83 859 87 94 30—37 385 471 477 489 520 | США и Канада Словения Россия, СНГ Австрия Молдова Великобритания Ирландия Дания Финляндия Швеция Италия Чехия Нидерланды Новая Зеландия Франция Хорватия Тайвань Литва Гонконг Греция | 54 590 690 76 84 860 888 380 400—440 474 482 45, 49 529 560 599 729 789 859 869 890 | Бельгия, Люксембург Польша Китай Швейцария Испания Югославия Сингапур Болгария Германия Эстония Украина Япония Кипр Португалия Венгрия Израиль Бразилия Словакия Турция Индия |
Штрих-коды некоторых стран
00—09 383 460—469 90—91 484 50 539 57 64 73 80—83 859 87 94 30—37 385 471 477 489 520 | США и Канада Словения Россия, СНГ Австрия Молдова Великобритания Ирландия Дания Финляндия Швеция Италия Чехия Нидерланды Новая Зеландия Франция Хорватия Тайвань Литва Гонконг Греция | 54 590 690 76 84 860 888 380 400—440 474 482 45, 49 529 560 599 729 789 859 869 890 | Бельгия, Люксембург Польша Китай Швейцария Испания Югославия Сингапур Болгария Германия Эстония Украина Япония Кипр Португалия Венгрия Израиль Бразилия Словакия Турция Индия |
Товарные знаки
Знаки на упаковках продукции, годных ко вторичной переработке
В процессе производства и потребления продуктов возникают отходы. Для того чтобы уменьшить количество мусора на свалках, отходы необходимо перерабатывать. Возвращение отходов в материальный кругооборот (производство — потребление) называют рециклингом.
Пути рециклинга:
• повторное использование отходов (сдача бутылок на специальные пункты);
• возврат отходов после соответствующей обработки в производственный цикл (жестяные банки — в производство стали, макулатуру — в производство бумаги и т. д.).
Материалы, подвергающиеся вторичной переработке, отмечены специальной символикой, пояснительными текстами или пиктограммами.
Рециклинг на товарах обозначается, как правило, двумя-тремя стрелками, замыкающимися в круг, реже — начальными буквами «RЕ» или полным словом recicling.
Знаки рециклинга:

Знак — корзина или человек, выбрасывающий упаковку в корзину, напоминает о необходимости выбрасывать упаковку в специальные емкости, откуда мусор попадает на мусороперерабатывающий завод
Информационный материал
Согласно данным Продовольственной комиссии ООН, некоторые западные фирмы расширяют производство и экспорт не только экологически опасных, но и запрещённых в развитых странах сельхозтоваров.
Примеры:
Е – 102, 110, 120, 124, 127 – опасный;
Е – 103, 105, 111, 121, 125, 126, 130, 152 – запрещённый;
Е – 104, 122, 141, 150, 171, 173, 180,241 – подозрительный;
Е – 123 – очень опасный;
Е – 131, 142, 210, 211, 212, 213,215,216,217,240,330 – ракообразующие;
Е – 311, 312, 313 – сыпь;
Е – 250, 251 – расстройство давления;
Е – 221, 222, 223, 224, 226 – расстройство кишечника;
Е – Е – 338, 339, 340, 341, 407, 450, 461, 462, 463, 465, 466, 477 – расстройство желудка;
Е – 320, 321, 322 – повышенный холестерин;
Е – 230, 231, 231, 238 – вреден для кожи.
Список запрещённых в России товаров можно найти в СМИ , Интернете.
Классификация некоторых пищевых добавок:
Пищевые добавки (ПД) применяются для улучшения продукта, его вкуса, внешнего вида.
Допустимое содержание ПД в рамках Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) устанавливает комиссия «Сodex Alimentarius».
Е – 100 – Е – 182 – красители (усиливают и восстанавливают цвет продукта)
Е – 200 и далее – консерванты (повышают срок хранения продукта)
Е - 300 и далее – антиокислители (защищают от окисления)
Е – 400 и далее – стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию) загустители
Е – 500 и далее – эмульгаторы (создают однородную смесь не смешиваемых фаз)
Е – 600 и далее – усилители вкуса и аромата
Е – 900 и далее – пеногасители (предупреждающие или снижающие образование пены)
В эти группы, а также в новую – Е – 1000 входят глазирователи, подсластители, разрыхлители
Информационный материал
Согласно данным Продовольственной комиссии ООН, некоторые западные фирмы расширяют производство и экспорт не только экологически опасных, но и запрещённых в развитых странах сельхозтоваров.
Примеры:
Е – 102, 110, 120, 124, 127 – опасный;
Е – 103, 105, 111, 121, 125, 126, 130, 152 – запрещённый;
Е – 104, 122, 141, 150, 171, 173, 180,241 – подозрительный;
Е – 123 – очень опасный;
Е – 131, 142, 210, 211, 212, 213,215,216,217,240,330 – ракообразующие;
Е – 311, 312, 313 – сыпь;
Е – 250, 251 – расстройство давления;
Е – 221, 222, 223, 224, 226 – расстройство кишечника;
Е – Е – 338, 339, 340, 341, 407, 450, 461, 462, 463, 465, 466, 477 – расстройство желудка;
Е – 320, 321, 322 – повышенный холестерин;
Е – 230, 231, 231, 238 – вреден для кожи.
Список запрещённых в России товаров можно найти в СМИ , Интернете.
Классификация некоторых пищевых добавок:
Пищевые добавки (ПД) применяются для улучшения продукта, его вкуса, внешнего вида.
Допустимое содержание ПД в рамках Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) устанавливает комиссия «Сodex Alimentarius».
Е – 100 – Е – 182 – красители (усиливают и восстанавливают цвет продукта)
Е – 200 и далее – консерванты (повышают срок хранения продукта)
Е - 300 и далее – антиокислители (защищают от окисления)
Е – 400 и далее – стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию) загустители
Е – 500 и далее – эмульгаторы (создают однородную смесь не смешиваемых фаз)
Е – 600 и далее – усилители вкуса и аромата
Е – 900 и далее – пеногасители (предупреждающие или снижающие образование пены)
В эти группы, а также в новую – Е – 1000 входят глазирователи, подсластители, разрыхлители
Выразите зависимость между позицией потребителя и позицией производителя с помощью формулировки
Чем потребитель... | тем производитель... |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Выразите зависимость между позицией потребителя и позицией производителя с помощью формулировки
Чем потребитель... | тем производитель... |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |