ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ИТОГОВ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА.
ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Подведение итогов учебного года - это один из самых важных периодов, циклов учебно-воспитательного процесса. Традиционно, первый августовский педагогический совет в новом учебном году у нас посвящается этой теме.
ГКОУ «Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является государственным образовательным учреждением для детей с отклонениями в развитии, осуществляющим свою деятельность на основании Закона РФ «Об образовании».
В 2016-2017 учебном году школа-интернат работала в режиме 5-дневной недели, занимались 9 комплект-классов. На начало прошлого учебного года обучалось _____ человека, на конец учебного года обучались ______ учащихся, из них 2 – на домашнем обучении.
Образовательный процесс в учреждении реализуется в соответствии с базисным учебным планом, разработанным для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденным приказом Министерства образования РФ.
Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Учебный план утверждается директором и согласовывается с Учредителем. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Максимальный объем учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого и соответствовал максимально допустимому количеству часов с учетом 5-дневной учебной недели в соответствии с требованиями нового СанПин. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на индивидуальные и групповые занятия, факультативы во второй половине дня с целью углубления знаний обучающихся.
Оценка реализации учебных рабочих программ педагогов, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент реализован полностью. Программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – развитие и коррекция высших психических функций ребенка в процессе обучения и воспитания. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.
В 2016-17 у.г. на детей-инвалидов учителя начальных классов и учителя-предметники составляли индивидуальные программы, были составлены индивидуальные расписания на детей-инвалидов в соответствии с рекомендациями МСЭ.
Цель работы школы:
Развитие познавательного интереса обучающихся посредством внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс, создание разнообразных форм внеурочной деятельности.
Задачи:
Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Организация психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого обучающегося в соответствии с возможностями и интересами.
Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.
Формирование важных трудовых навыков и нравственных представлений.
Методическая тема в прошлом учебном году:
Создание условий для:
* Обеспечения роста уровня педагогического мастерства учителей.
* Компетентности в области учебных предметов и методики их преподавания.
Задачи:
Совершенствование форм, методов и средств обучения и воспитания.
Внедрение новых технологий с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта творчески работающих учителей.
Формы организации учебного процесса в прошедшем учебном году оставались теми-же:
уроки или классно-урочная форма обучения;
занятия по выбору (кружки, факультативы, спортивная секция);
предметные недели;
открытые уроки.
Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости.
Учителя-предметники с неуспевающими детьми занимались по индивидуальным программам. Техника чтения, рубежные контрольные работы по математике и диктанты по русскому языку проводились каждую четверть. На каждом педсовете в течении учебного года результаты успеваемости и техники чтения озвучивались и обсуждались.
Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в прошедшем учебном году были:
выполнение всеобуча;
в прошлом учебном году проверки по состоянию всеобуча и посещаемости учебных занятий со стороны контролирующих органов не проводились, но этому вопросу уделялось огромное внимание со стороны администрации, классные руководители держали на контроле детей и их родителей.
В этом учебном году продолжаем так-же работать – ежедневный мониторинг посещаемости учебных занятий, работа и постоянная связь с родителями. Администрация 2 раза в месяц, 9 и 24 числа каждого месяца, отчитывается перед РУО, ПДН и КДНиЗП.
состояние преподавания учебных предметов, выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;
Преподавание учебных предметов ведется на хорошем методическом уровне.
Результаты есть – участие детей в дистанционных и районных конкурсах, отличные спортивные достижения наших детей под руководством Михаила Ивановича и Федора Лукича. В республиканском конкурсе чтецов «Чародейкою зимою» Кристина Зайцева под руководством Натальи Борисовны заняла 1 место. В общем, работа проводится и положительные результаты имеются.
качество ЗУН учащихся;
Учителя русского языка и математики, учителя начальных классов каждую четверть делают анализ проводимых контрольных работ и по итогам намечают дальнейшую работу по исправлению недочетов и ошибок, допущенных учащимися.
качество ведения школьной документации;
Проверка показала, что не все учителя правильно и вовремя оформляют журналы. Есть учителя, которые небрежно их заполняют, нарушают инструкцию по заполнению журналов.
Но нужно отметить, что к этому вопросу педагоги стали подходить ответственно.
подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся по профессиональной подготовке.
Экзамены по трудовому обучению все выпускники сдали на положительные оценки. Сейчас будем проводить мониторинг, как устроились и куда поступили наши выпускники.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛЕ:
ОБЗОРНЫЙ КОНТРОЛЬ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВИД) – обеспеченность учащихся учебной литературой, состояние школьной документации, состояние учебных кабинетов на начало учебного года, контроль календарно-тематического планирования и программ, выполнение программ и минимума контрольных работ по основным предметам; организация работы кружков, секций; посещаемость занятий учащимися; готовность к новому учебному году; организация физкультурно-оздоровительной работы; состояние охраны труда и техники безопасности; обеспеченность учащихся питанием. В прошлом учебном году все эти пункты были под контролем.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТАМ – рубежный контроль (по четвертям, полугодиям), итоговый контроль (годовой на конец учебного года в переводных классах и итоговая аттестация в выпускном классе);
тематически-обобщающий контроль – развитие познавательной деятельности учащихся на уроке и внеурочное время; Здесь контроль осуществлялся во время проведения предметных недель, открытых уроков, во время проведения контрольных работ и диктантов, техники чтения.
комплексно-обобщающий контроль – контроль за состоянием методической работы в школе. Здесь опять возвращаемся к проведению предметных недель, открытых уроков, внеклассных мероприятий и были проведен конкурс «Лучший по профессии» - Орлова Татьяна Васильевна представляла школу на республиканском конкурсе «Учитель года – 2016».
Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. К сожалению, очень мало посещается уроков, на то есть объективные причины. Некоторые учителя, прямо скажем, пользуются этим – уходят с уроков раньше времени, отправляя детей в группы, где воспитателя еще нет на смене, некоторые воспитатели забирают ребят на обед раньше времени, а учителя отдают их с уроков, во время уроков учителя ходят друг к другу по личным вопросам, некоторые вообще уроки не ведут, дети предоставлены сами себе. Есть и другие замечания.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
Все педагоги и воспитатели были объединены в 4 МО. Надо отметить, что в прошлом учебном году МО учителей трудового обучения заметно активизировали свою работу – в 1 четверти было проведено интересное общешкольное мероприятие «Школьное ТВ представляет», во 2 четверти – общешкольное мероприятие «По новогодним тропинкам», в 3 четверти – традиционная Олимпиада по технологии, в 4 четверти – Неделя технологии – все учителя показали открытые уроки.
Открытые уроки провели учителя МО начальных классов – Бальчикова С.Ф., Елисеева О.И и Ушакова В.Н., Орлова Т.В. А вот Неделю начальных классов так и не провели.
В рамках Недели русского языка прошли традиционные школьные мероприятия: конкурс чтецов Мужества колокола…», Олимпиада по русскому языку и истории, конкурс рисунков «Мой друг книга». Наталья Ивановна дала открытый урок как учитель истории и провела несколько открытых мероприятий как библиотекарь. Учителя МО гуманитарного цикла провели открытый семинар-практикум «Общение педагогов с детьми».
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
1.Тематические педагогические советы.
Работа методических объединений.
Открытые уроки, их анализ. Особо хочется отметить День открытых дверей ко Дню инвалида. Мы получили положительные отзывы о работе, которую мы проводим с детьми с ОВЗ.
Аттестация.
В прошлом учебном году у нас аттестовались 4 воспитателя на 1 квалификационную категорию – Грешилова И.Г., Чернецкая М.Н., Подкорытова Н.И., Абрамова А.В. и на соответствие занимаемой должности – Кондратьева Л.Е., Коношонкина Т.Н., Седунова Н.И
Логопедическая коррекционная работа под руководством логопеда Бальчиковой С.Ф. была направлена на коррекцию нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ, разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, проводилась диагностика речевого развития. В течение учебного года с детьми была проведена коррекционная и развивающая работа по устранению нарушений в речи. По итогам промежуточной диагностики выявлена положительная динамика развития речи и письма обучающихся.
И в конце своего выступления я каждый раз предлагаю для реализации новые формы работы МО:
Интересная форма работы «Открытые заседания МО» – очень интересно было проведено заседание МО учителей технологии .
МО начальных классов так и не провело такое заседания. А договаривались о их проведении в прошлом учебном году и самое главное, есть что показать и есть, чем поделиться.
1. Защита планов учебно-воспитательной работы каждого МО.
2. Панорама идей или Методические «россыпи» (Эту форму работы каждое МО определило бы по своему).
3. Обобщение педагогического опыта. Учителя свои методические разработки размещают на различных сайтах, но вот в школе сделать презентацию своего педагогического опыта как то не хотят.
4. Различные Творческие отчеты.
На данный момент очень актуален вопрос внедрения ФГОС для детей с УО.
КАКИЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ?
1. Учебный план выполнен. Программа пройдена.
2. намеченные мероприятия выполнены за некоторым исключением. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы-интерната на учебный год.
3. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой
4. Тематика заседаний МО и педсоветов отражает основные проблемные вопросы. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организаторские способности, разнообразные формы проведения уроков вызвали повышенный интерес у учащихся.
5. Педагогами активно применяются здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.
Наряду с положительными результатами имеются и серьезные недостатки:
Нет четкости построения работы некоторых педагогов и руководителей МО по принципу «диагностика-анализ-перспектива».
Неохотно наши педагоги приветствуют новые методики, технологии обучения, ту же проектную деятельность.
Не соблюдается единый орфографический режим при ведении тетрадей учащимися на всех ступенях обучения..
Некоторые кружки и факультативы работают слабо и неинтересно, вследствие чего учащиеся во вторую половину дня не заняты и бесцельное времяпрепровождение приводит к негативным последствиям.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Работу по организации учебно-воспитательного процесса продолжать строить на диагностико-аналитической основе.
Шире использовать передовой педагогический опыт, новые технологии.
Совершенствовать преподавание всех предметов без исключения, в связи с формулировкой «Повышением качества образования на каждом этапе обучения».
Совершенствовать работу кружков и факультативов.
Вчера новому министру Ольге Васильевой на Общероссийском родительском собрании был задан вопрос по качеству доп.образования и кто должен отслеживать это самое качество, на что она ответила, что доп.образование контролируется различными контролирующими органами и в этом году к работе кружков будет особое внимание и контроль. Поэтому на кружковую работу надо обратить особое внимание.
Особо я хотела бы затронуть тему соблюдения трудовой дисциплины и педагогической этики. Некоторые педагоги , как бы сказать помягче, совсем обнаглели или принаглели. Совсем ведут себя некрасиво, некорректно. В общем, надо наказывать уже. Руководители МО проводите эту работу, выносите на заседания МО эти вопросы, при распределении стимула обращайте на это внимание. Но и каждый педагог должен проводить работу над собой.
Поэтому в преддверии нового учебного года я желаю всем учителям и воспитателям максимум терпения, хорошего здоровья и успехов на ниве педагогического труда.