СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации русских народных сказок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 4» г. Калачинска Омской области

 

 

 

 

Педагогический опыт

 

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации русских народных сказок»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Голосная Екатерина Сергеевна         

 

 

Калачинск-2016

        Сказка – великая духовная культура

народа, которую мы собираем по крохам,

 и через сказку раскрывается

 перед нами тысячелетняя история народа.

Алексей Николаевич Толстой.

 

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие предполагает  владение речью как средством общения и культуры, а используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях .

Велика роль театрализованной деятельности  в речевом развитие ребенка. Исследования по логопедической ритмике, проведенное Г. А. Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи: словаря, грамматического строя, диалога, монолога – совершенствованию звуковой стороны речи и др.

В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

           Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что я на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать все поставленные мною задачи воспитания, развития и обучения детей.

Таким образом, в целях развития детей и создании целенаправленной, систематической работы был разработан и реализован мой опыт.

Актуальность.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской агрессии, по отношению друг к другу, к своим близким. Дети попадают под влияние далеко не нравственных мультфильмов, у них искажены представления о таких нравственных качествах, как добро, справедливость, милосердие. Также просмотр мультфильмов далеко не способствует развитию речи дошкольников,  вследствие чего у детей может возникнуть задержка речевого развития. Поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показывать малышу суть каждого человеческого поступка.

Таким образом,  для решения данной проблемы  выбрана тема по ознакомлению с русскими народными сказками, так как сказка прочно вошла в детский быт ребенка, и по своей сущности она вполне отвечает его природе.

Изучив литературу по теме, я пришла к выводу, что театральная деятельность дошкольников как нельзя лучше способствует решению данной проблемы. Была сформулирована тема «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации русских народных сказок».

          Выдвинута гипотеза: если в совместной деятельности с детьми систематически знакомить их с  произведения устного народного творчества и использовать театрализованную деятельность, то речь ребенка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

         Поставлена цель: создать условия для развития речи детей в театральной деятельности; способствовать развитию их творческих и коммуникативных способностей.

Цель достигается путём решения нескольких задач:

1. Создать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к чтению художественной литературы и театрализованной деятельности.

2.Развивать у детей художественно–речевые исполнительские способности: выразительность, эмоциональность исполнения, умение применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

3.Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой.

4. Формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений.

5. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей младших групп.

Под эффективностью организации театрализованной деятельности детей понимаю выбор определенных методов и приемов, соблюдение определенных принципов при взаимодействии с воспитанниками, отслеживание результатов с последующей коррекцией работы, вовлечение в театрализованную деятельность родителей и их непосредственное в ней участие.

Думая над выбором методов и приемов, пришла к выводу, что наиболее эффективными являются следующие:

1. Живое чтение воспитателя вслух по книге или наизусть.

2. Пересказывание произведения воспитателем.

3. Инсценирование. Этот метод как способ вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть.

А также применяю следующие методические приемы:

1.Чтение сказки с акцентированием внимания детей на тех словах, с которыми их необходимо познакомить.

2.Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки.

3.Выполнение детьми заданий по отрабатыванию интонационных оттенков речи в зависимости от характера героя.

4.Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний героев (удивление, радость, испуг, злость, усталость, умиление).

5.Проигрывание этюдов с неопределенным концом.

6.Создание проблемной ситуации.

Диапазон опыта охватывает: организацию деятельности детей – непосредственно – образовательная деятельность, просмотр кукольного театра, тренинги. Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, наблюдение, беседы воспитателя и ребёнка, дидактические, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы, продуктивную деятельность, праздники, развлечения. Свободную самостоятельную деятельность детей.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению влияния театрализации русских народных сказок на развитие речи дошкольников, которую предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования  заключается в изучении на практике эффективности влияния театрализации русских народных сказок на развитие речи детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитие речи  у дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности, драматизации сказок, показа кукольного, теневого и других видов театра,  рисования, аппликации, лепки отдельных эпизодов.

Важнейшим моментом в развитии речи, посредством театрализации русских народных сказок является создание необходимых условий – психолого-педагогических, программно-методических и материально-технических.

Под психолого-педагогическими условиями понимаю следующее:  пробуждать интерес детей к русской народной сказке, создавать условия для ее театрализации. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Учить детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека. Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол, Учить сопровождать движения простой песенкой. Вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли.Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления. Побуждать участвовать в беседах о театре.

Программно-методическое обеспечение театрализации русских народных сказок разнообразно.  Это пособия разных авторов, из которых беру то, что представляется наиболее приемлемым, интересным, что подходит по тематике  к содержанию образовательного процесса, прописанного в основной образовательной программе нашего детского сада.  Например: Гербова  В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 3-4 лет. Развитие речи в детском саду. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Для развития  связной речи, посредством театрализации дошкольников в группе создан Театральный центр, в котором выделены: место для постоянного расположения центра, место для проведения мини-спектаклей; место для самостоятельных игр детей, место хранения альбомов с картинами, сундучок с одеждой для ряжения.

Расположены: ширма для показа спектакля, фланелеграф, серии картин с изображением героев сказок, книги сказок, различные виды театров, маски и одежды для ряжения, и прочая атрибутика.

Подобран дидактический материал  созданный воспитателем совместно с родителями: дидактическая игра «Расскажи сказку», «Бюро находок», «Четвертый лишний», «Угадай, чья тень», «Театр в коробочке»,

Мной изготовлена картотека пальчиковых игр по сказкам, использую метод мнемотаблиц в обучении рассказыванию по следующим сказкам «По щучьему велению», «Крошечка-Хаврошечка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Гуси-Лебеди», «Колобок». Благодаря помощи родителей значительно пополнен книжный уголок русскими народными сказками.

Работа с родителями.

Вся работа с детьми происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья определяет развитие личности ребёнка в дошкольные годы.

В ходе совместной  деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ открытых НОД,  развлечений, досугов, театрализованных представлений.  Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок  через наглядную агитацию (фото, видео, презентации). Приготовила родителям памятки: «Игры для развития речи детей 3-4 лет», провела семинар – практикум «Театр – это  волшебство!», консультацию: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», изготовила папку-передвижку по теме «Воспитание сказкой». Дети совместно с родителя инсценировали сказки «Репка» и «Колобок». 

Очень важно участие родителей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов, когда родители и дети являются равноправными участниками. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Родители, принимавшие участие  в театральной деятельности, отметили, что этот факт вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за своих пап и мам. И в будущем родители нашей группы планируют принимать непосредственное участие в жизни своих детей не только в рамках семьи, но и в детском саду.

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие речи, необходимо иметь полное представление об уровне сформированности коммуникативных способностей у детей. Я использовала метод наблюдения и метод беседы, которые является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

Количество детей в моей группе – 24 человека, в возрасте 3-3,5 лет.

На начале работы было видно, что у детей преобладает низкий уровень коммуникативных способностей. В связи с этим я сделала вывод, что необходимо  продолжать работу по развитию речи младших дошкольников, посредством дальнейшей разработки и внедрения данного проекта.

Результат работы. С начала наблюдения воспитанники 2-ой младшей группы стали с наибольшим интересом слушать фольклорные произведения, овладели доступными видами театра (плоскостным, пальчиковым, настольным и др.), научились разыгрывать самостоятельно мини – сценки, знакомые сказки. У детей обогатилась выразительность и эмоциональность речи, активизировался словарь, совершенствовались навыки диалогической речи, её грамматический строй. Дети стали более открытыми к общению.

Мною  был разработан и представлен на YII муниципальном фестивале педагогических проектов проект по теме «Играем в сказку». Разработана серия НОД  по театрализованной деятельности, и работа в данном направлении будет продолжена. Предложено включить в практику детского сада проведение театральных вечеров.

Дальнейшая реализация опыта позволит продолжить работу по формированию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования театрализованной деятельности.