Самойлов А.Е., учитель физической культуры
МОУ «СОШ №10 с. Солдато-Александровского»
Педагогический проект
Тема проекта: Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни на уроках физической культуры в свете требований ФГОС нового поколения.
Актуальность.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов идея здоровьесбережения учащихся приобрела статус приоритетного направления, это красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».
Проблемы.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения.
Практика обнажила: судя статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся, как важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми школьного возраста.
Основная проблема, по-моему, в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Утомление глаз, нагрузка на зрение, вследствие чего возникающая головная боль и головокружение.
Как помочь ребенку сохранить зрение, как увеличить двигательную активность на уроке?
Проанализировав причины школьных болезней, я пришел к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.
Первый этап: педагогическое моделирование.
В реализации проекта участвуют администрация школы и педагоги, работающие в классе, медицинский работник, прикрепленный к школе, родители.
В результате работы спроектирована целостная здоровьесберегающая модель, определены цели и задачи проекта, сформулированы принципы и подходы к формированию программы проекта, разработана программа. Также созданы условия для реализации проекта, продуманы формы и методы работы со всеми участниками образовательных отношений: детьми, педагогами, родителями. Разработаны конспекты спортивно-массовых и внеклассных мероприятий, конспекты уроков.
Постановка цели проекта.
Общая цель: формирование у детей, педагогов и родителей потребности в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры, частью которой является физическая культура, приобщение детей и взрослых к традициям большого спорта.
Частная цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, способствующего гармоничному физическому развитию ребенка в условиях образовательногоучреждения.
Задачи:
1. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
2. Привлечение родителей к решению вопросов оздоровления детей.
3. Организация активного спортивного досуга детей.
4. Формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
5. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Объект проектирования: создание условий для формирования процесса обучения детей на уроках физкультуры, спортивно-массовых и внеклассных мероприятий в условиях здоровьесбережения.
Гипотеза: если организация обучения и воспитания представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели, то работа будет эффективной и даст положительную динамику.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
По признаку предметно-содержательной области это монопроект. Он проводится в рамках одного предмета.
По продолжительности выполнения - это проект долгосрочный с сентября 2015 г. по май 2016 г.
Второй этап – педагогическое проектирование.
Подготовительный этап (1 четверть 2015 – 2016 уч. года)
Создание условий для успешной реализации проекта включает в себя:
- изучение литературы и материалов сети Интернет по использованию здоровьесберегающих технологий;
- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта (новые формы организации здоровьесберегающей среды в учебном процессе: здоровьесберегающие технологии Базарного В.Ф., дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н., комплекс подвижных игр Шишкиной В.А., комплекс упражнений для глаз по Э.С. Аветисову., комплекс лечебной гимнастики «Целебные звуки» и лобно-затылочная коррекция для концентрации внимания и снятия стрессов по программе М.А. Лазарева «Здравствуй», комплекс игрового массажа по методике спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки, комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (массаж);
- определение стратегии и тактики деятельности.
2) Основной этап (2-3 четверть 2015 – 2016 уч. года).
Предполагал организацию деятельности по реализации цели и задач программы.
Он предусматривал следующие направления работы:
проведение первичной диагностики уровня здоровья учащихся с помощью школьной медицинской сестры;
применение здоровьесберегающих технологий на уроках;
создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми школьными службами;
выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;
оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;
совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок;
работа с родителями.
3) Заключительный этап (4 четверть 2015 – 2016 уч. года).
Проводился анализ деятельности по реализации проекта, диагностика школьников, постановка задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста.
Третий этап – педагогическое конструирование.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
3. Недопущение чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Целью своей работы считаю - достижение цели осуществляется через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы с обучающимися, коррекцию умений и навыков на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков.
Надо учить каждого ребенка, а не работать на «сильного», постоянно видеть работу каждого ученика и развивать его способности по возможностям. Научить самостоятельно работать над собой, помочь самим добывать знания – вот цель моей работы. Содействую формированию универсальных учебных действий на основе углубления и совершенствования специальных знаний, двигательных и прикладных умений и навыков, морально - волевых качеств, приобретённых в процессе уроков ФК и обеспечение готовности школьников к более качественному усвоению материала школьной программы по физическому воспитанию. Формирую умения и привычки самостоятельно использовать доступные средства физического воспитания в повседневной жизни с целью собственного физического совершенствования и оздоровления, активного и культурного проведения досуга.
Профессиональная деятельность учителя физической культуры требует не только хорошей спортивной подготовки, но и постоянного совершенствования своих знаний. Поэтому большое внимание уделяю повышению уровня профессионального мастерства. Это достигается путём самообразования, обмена педагогическим опытом. В целях самообразования регулярно работаю с методической литературой по предмету:
- знакомлюсь с новинками периодичных педагогических изданий;
- изучаю новые УМК, пособия по предмету, в том числе использую их в урочной и внеурочной деятельности;
- изучаю современные психологические методики в процессе интерактивных тренингов;
- посещаю методические объединения учителей физической культуры школы и района;
- обмениваюсь опытом работы с коллегами.
В течение учебного года принимал участие в заседаниях МО учителей физкультуры и ОБЖ школы и района. Выступал с докладами «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе», «Средства здоровьесберегающих технологий», «Современные педагогические технологии как фактор повышения компетентности учителя физической культуры», «Применение УУД на уроках физкультуры (из опыта работы)» на школьных методических объединениях учителей физической культуры и ОБЖ.
Уроки я строю таким образом, чтобы при высокой плотности они были эмоционально насыщены и содержали элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья.
Мною были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия:
Открытый урок в 6 класс по теме «Баскетбол. Обучение технике броска мяча в кольцо после ведения и двух шагов».
Открытый урок в 4 класс по теме «Обучение технике опорного прыжка через гимнастического «козла» способом ноги врозь».
Открытое спортивное мероприятие в 4 классе «Весёлые старты».
На уроках физической культуры использую современные образовательные технологии уровневой дифференциации, групповую, здоровьесберегающую и информационно – коммуникационную. В практике своей работы использую фронтальную, групповую, индивидуальную формы обучения.
К средствам обучения физической культурой отношу физические упражнения, гимнастику, лёгкую атлетику, спортигры, подвижные игры.
На уроках использую практические методы обучения: разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный, методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, оценка, команда, подсчёт), методы наглядного восприятия (показ, демонстрация, звуковая сигнализация).
Особого внимания требует дозирование нагрузки на уроках, поэтому я соблюдаю дифференцированный подход к обучающимся с учетом возраста, пола, физической подготовленности и данных медицинского обследования.
Всю учебную деятельность, осуществляемую на уроках, подкрепляю внеурочной и внеклассной работой по предмету. Веду секцию занятий футболом.
Моя межсекционная работа направлена на более углубленное изучение отдельного вида спорта и в течение нескольких лет я пытаюсь вырастить из своих учеников будущих мастеров спорта. Секции способствуют развитию положительного отношения к обучению: ребята обычно лучше учатся и серьёзнее относятся к поручениям, развиваются крепкие дружеские отношения, чувства коллективизма и взаимовыручки. Школьные команды по футболу, стритболу, мини-футболу являются победителями и призёрами районных и краевых соревнований. Мои воспитанники показывают хорошие результаты в личных состязаниях:
2015 - 2016 уч. год
Мини-футбол
1 место - районные соревнования
1 место - зональные соревнования
2 место - краевые соревнования
«Шиповка юнных»
1 место - Мартиросов Руслан (районный этап)
1 место - команда юношей
3 место - команда девушек
Районный этап Всероссийской олимпиады школьников
1место - Мартиросов Руслан
Стритбол
1 место - команда юношей
Зимний фестиваль ГТО
1место - Мартиросов Юрий (районный этап)
2место - Мартиросов Юрий (краевой этап)
Кросс «Золотая осень»
1 место – Пругло Стас (районный этап)
2 место - Пругло Стас (краевой этап)
Выводы по реализации проекта:
В ходе реализации проекта повысилась физическая активность учащихся, повысился уровень физической и волевой подготовки обучающихся, сформированы координационные и кондиционные умения участников проекта, сформировано сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к физической культуре и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Педагогический проект «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни на уроках физической культуры в свете требований ФГОС нового поколения» реализован полностью. Применение в работе учителя физической культуры здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у учеников - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Будьте здоровы, и помните слова великого Сократа: "Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто!»