Исторические высказывания
« Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы ” М . Монтень. Философ. VII век
… будущее принадлежит образованным, интеллектуальным людям…»
Педагогический проект на тему:
«Личностно- ориентированный
подход в формировании культуры
безопасности жизнедеятельности и
социализации личности»
Подготовлен учителем ОБЖ
МАОУ СОШ №36 города Тамбова
Мордань Александром Дмитриевичем
Динамическое развитие общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, безопасного типа личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме
Современное образование сегодня невозможно без обращения к личности. Дело состоит лишь в том, какую роль будет играть личность в этом процессе – роль цели или роль средства.
Определить личностно-ориентированные подходы к формированию культуры безопасности жизнедеятельности и социализации личности
-обосновать значение и перспективность применения личностно-ориентированного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности и социализации личности;
-уточнить сущность личностно-ориентированного подхода;
-предложить и обосновать пути и способы учёта субъектного опыта учащегося в формировании культуры безопасности жизнедеятельности и социализации личности
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности и социализация личности будут эффективны, если в качестве главной цели педагогического процесса будет выступать развитие уникальности и неповторимости личности ребенка
Противоречия обучения
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ:
ТРАДИЦИОННЫЕ:
- Цель – развитие индивидуальности ученика, содействие проявлению и развитию в ребёнке ярко индивидуального.
- Цель – освоение учащимися социального опыта, т.е. усвоение каждым учеником обязательных знаний, умений, навыков; формирование социально типичного.
Предмет исследования
Способы формирования культуры безопасности жизнедеятельности и социализации личности в рамках личностно-ориентированного подхода
- изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности учащихся;
-изучение и обобщение передового педагогического опыта;
-анкетирование, тестирование, включенное наблюдение, обобщение независимых характеристик, опытная работа с обучаемыми
Этапы
1. Подготовительный
Задачи
2. Практический
- Изучение теоретического материала
Планируемый результат
- Знакомство с опытом других педагогов
- Выявление приоритетных проблем
- Ппланирование работы
- Создание теоретического материала для реализации проекта
. Использование активных форм работы по внедрению ОРП
3. Аналитический
- Проведение учебных занятий с применением ИКТ , решение ситуационных задач для развития поисковых и аналитических умений, контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий
- Представление результатов деятельности обучающихся (презентации учебных проектов, участие в различных конкурсах)
- Рост уровня самостоятельности и познавательного интереса на уроке у обучающихся
- Итоговая диагностика и подготовка материалов для использования при создании инновационного образовательного комплекса «Школа Сколково- Тамбов»
- Формирование индивидуально-ориентированных компетенций
- Эффективное применение личностно-ориентированного подхода, как средства формирования культуры безопасности и социализации личности
- умение обучающихся действовать активно, самостоятельно в учебном, жизненном, профессиональном пространстве;
- готовность к самостоятельной и разнообразной деятельности, в том числе за пределами образовательного пространства школы, через развитие социальной и профессиональной практики в самом образовательном процессе.
Личностно – ориентированный подход
Ф орма организации учебно-воспитательной работы, которая обеспечивает развитие тех качеств личности, которые помогут обучающемуся занять в жизни активную, ответственную позицию
Личностно – ориентированное
образование включает:
- Разноуровневый
- Дифференцированный
- Индивидуальный
- Субъективно-личностный
- Свобода и свободный выбор себя
- Самостоятельность
- Личная ответственность
- Самореализация
- Самоопределение
- Творчество
Особенность личностно-ориентированного подхода
Образовательный процесс должен быть направлен на:
Развитие
познавательных
сил
В центре
Ученик
Его цели
Мотивы
Интересы
Склонности
Уровень обученности
Способности
Усвоение знаний
Способы усвоения и
процессы мышления
Развитие
творческих
способностей
Отличие от традиционного обучения
Традиционный подход
Личностно-ориентированный подход
Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)
Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка
Вектор развития задан
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия
Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития
Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания
Вектор развития строится от обучения к учению
Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию
Задача формирования личности с заданными свойствами
Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию
.
Структура курса «ОБЖ»
при модульном построении содержания образования включает в себя
три учебных модуля и семь разделов
- Объяснения нового материала:
2. Закрепление и систематизация знаний:
- презентация-лекция - демонстрация слайдов (Power Point)
- презентация-задание (PowerPoint)
- видеофрагменты фильмов
- презентация-модель (Power Point)
- оформление портфолио проекта (Word)
- диаграммы (Excel)
- тестирование
- схемы (Excel)
- таблицы (Word)
- ресурсы сети Интернет
- Цель проверки: выявление уровня
усвоения программного материала за курс
10 класса по теме «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций».
- Время тестирования: 2 0 минут
- Условия тестирования: при
проведении тестирования дополнительные
материалы не используются .
Форма №1
Распределение заданий по темам и уровням сложности
№ п/п
Темы курса
Число заданий в варианте
1
% соотношения к общему кол-ву заданий
ЧС природного характера
2
Распределение заданий по частям и уровням сложности
3
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности при ЧС
3
1
17
6
4
ЧС техногенного характера
33
5
2
3
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности при ЧС
1
3
17
6
0
3
33
0
6
1
Оценочная таблица
Номер задания
Балл
1
2
Номер задания
1
13
Балл
1
3
1
1
14
4
15
1
5
1
16
1
6
1
2
7
2
1
8
1
9
1
10
1
11
1
12
1
Варианты систем оценок
Кол-во баллов
Количество баллов = 18
Отметка
Менее 10
10 - 13
2
14 - 16
3
17 - 18
4
5
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2013-2014
2014-2015
2015-2016
Тема проекта
Автор
«Мы-спасатели»
Форма отчётности
Коллективный командный проект
«Безопасное колесо»
Презентация
региональный конкурс
Команда юных инспекторов движения
Военно-спортивная игра «Зарница»
Пожарно-прикладной конкурс
Презентация
муниципальный
конкурс
1 место
Команда школы
Презентация команды муниципальная игра
2 место
Команда ЮДП
«Пожарная безопасность»
Презентация
муниципальный конкурс
2 место
Команда школы
Презентация
региональный смотр-конкурс
1 место
Представлены действенные пути повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности и социализации личности в рамках личностно-ориентированного подхода в условиях общеобразовательной школы
Гипотеза формирования культуры безопасности жизнедеятельности и социализация личности эффективна, если в качестве главной цели педагогического процесса будет выступать развитие уникальности и неповторимости личности ребенка подтвердилась
- Сеть творческих учителей http :// www.it-n.ru
- Учительский портал http :// www.uchportal.ru
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированногообучения . Просвещение, 2005.
- Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http :// school-collection.edu.ru
- Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007.
- Личностно-ориентированный подход,-Образование и общество , №2, 2010
- Всероссийский интернет педсовет http :// www.it-n.ru
Образовательный портал «Мой университет» www.moi-universitet.ru
- Единый каталог образовательных интернет-ресурсов http :// window.edu.ru