Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Колосок»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«НАШ БАЖОВ»
Воспитатель:
Акимова В.Л.
п. Октябрьский, 2016г.
Проект «Наш Бажов»
Цель: Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П.Бажова. Построить образовательный процесс на основе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Привлечь к образовательной деятельности родителей.
Задачи: 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей. Приобщение к культуре и быту народов Урала (познание).
2. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через ролевые игры по сказам П.П.Бажова, формирование патриотических чувств (социализация).
3. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной связной речи. Практическое овладение воспитанниками диалогической речью через театрализацию сказов П.П.Бажова (коммуникация).
4. Развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Расширять у детей элементарные представления о художественной литературе Урала, знакомить с особенностями языка сказов П.П.Бажова (чтение художественной литературы).
5. Развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщение к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов (художественное творчество).
6. Развитие музыкально-художественной деятельности через разучивание хороводов, пение песен об Урале, Бажове (музыка).
7. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (подвижные игры на основе подвижных игр Уральского региона и основе сказов П.П.Бажова); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности (физическая культура).
8. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование начальных представлений об основах нравственного поведения (здоровье).
9. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения на основе содержания сказов (безопасность).
Предполагаемый результат:
Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П.Бажова.
Родители активные участники образовательного процесса, вместе с детьми читают сказы П.П.Бажова, учат стихи, готовят костюмы, участвуют в выставках.
Обогащение предметно-развивающей среды в группе. Альбомы рисунков детей по сказам П.П.Бажова. Выставки поделок. Мини - музей «Малахитовая шкатулка»
Почему я разработала этот проект:
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть по телевидению, редко встречается и книга в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.
Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.
Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.
Содержание деятельности:
I этап: Подготовительный (сбор информации).
- Сбор материала о П.П.Бажове;
- Выставка книг П.П.Бажова;
- Чтение произведений П.П.Бажова;
- Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).
II этап: Исследовательский.
- Экскурсия в библиотеку;
- Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».
- Рисование: «Огневушка-Поскакушка».
- Лепка: «Малахитовые бусы»,
«Сережки из яшмы»,
«Родонитовые броши»,
«Украшения из малахитовой шкатулки»,
«Малахитовая чаша».
- Ручной труд: «Каменный цветок»,
«Малахитовая шкатулка»
- Аппликация: «Моделирование ювелирных изделий»,
«Кулоны, броши».
III этап: Заключительный.
- Выставка поделок по сказам П.П.Бажова (дети совместно с родителями).
- Создание альбома «Наш Бажов»
- Праздник «Наш Бажов» - комплексная итоговая деятельность с детьми.
Образовательная область | Мероприятие | Задачи |
Физическая культура | Подвижные игры Тематическое физкультурноезанятие «Игры народов Урала» Развлечение «Огневушка-поскакушка» | Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремлённость, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. |
Здоровье | Беседа «Как и чем лечились люди на Урале в давние времена» | Закрепить представление о необходимости заботиться о своём здоровье с детства, уточнить, какие способы лечения болезней были у наших предков времён сказов П.П.Бажова. |
Безопасность | Занятие «Поможем жителям всей планеты». Беседа «Что случится с людьми, если…» | Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира. Обобщить представления детей о труде людей в давние времена, об опасности работы в забое и с камнем. Воспитывать любовь к своей Родине. Побуждать детей к развёрты-ванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготов-ленных своими руками. Развивать творческое вообра-жение, способность совместно развёрты-вать игру, согласо-вывая собственный игровой замысел с замыслами сверст-ников. Побуждать к проведению режиссёрских игр, игр-фантазий. Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща. |
Труд | Конструирование«Малахитовая шкатулка». Ручной труд «Каменный цветок». | Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами конструкторов. |
Познание | Рассматриваниеизображений с одеждой времён сказов Бажова, иллюстраций и книг П.П.Бажова, иллюстраций о жизни простых людей тех времён. | Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, Дать детям знания о культуре и быте народов Урала. |
Коммуникация | Занятия: Беседа «Что мы знаем о П.Бажове»; Заучивание стихов о сказах П.Бажова Экскурсия в библиотеку. Чтение: Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка - Поскакушка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкинколодец», «Каменный цветок», | Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П.Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала. Развивать умение связно, последователь-но пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны. Прививать интерес к художественной и познавательной литературе. |
Художественное творчество | Рисование: «Синюшкин колодец», «Дарёнка и кошка Мурёнка» Лепка: «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Ящерица». Аппликация: «Малахитовая шкатулка» «Кулоны, броши». | Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов. |
Музыка | Музыкальная сказка с участием детей музыкальной школы «Голубая змейка» Разучивание песен: «Добрая сказка», «У нас на Урале». Музыкальные игры: «Голубая змейка», «Огневушка», «Перстенёк», Хоровод: «Шкатулочка». Праздник: «Наш Бажов» | Через разучивание песен, игр, хороводов приобщать к культурному наследию народов Урала, развивать эстетический вкус, творчество. |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры по сказам. Создание поделок совместно с родителями. Мини – музей «Малахитовая шкатулка» | Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через ролевые игры по сказам П.П.Бажова, через совместный творческий проект с родителями. Формировать патриотические чувства. |
Литература:
З.И.Смирнова, О.В.Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
«Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
Сказы: «Серебряное копытце»,
«Голубая змейка»,
«Огневушка-Поскакушка»,
«Медной горы хозяйка»,
«Малахитовая шкатулка»,
«Синюшкин колодец»,
«Каменный цветок»,
«Таюткино зеркальце»,
«Великий Полоз».