Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Почти первоклашка"»
Пояснительная записка
Проведение целенаправленной работы в группе по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Данный проект будет полезен в работе с воспитанниками подготовительных групп, а также их родителями, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность проекта
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто не возможен. Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем определённого отношения к школе. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и педагогов.
Результаты диагностирования детей на сформированность мотивационной готовности к школе, данные бесед с родителями говорят о необходимости проведения целенаправленной деятельности в детском саду по пробуждению положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность этого проекта заключается в том, что в процессе проделанной работы у ребенка накапливается опыт положительного отношения к школе. Также он способствует повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель проекта:
Формирование мотивационной готовности, представлений о школе и положительного отношения к школьной жизни у детей подготовительной группы посредством проектной деятельности.
Задачи:
- развивать у детей школьно значимые психологические функции;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Сроки реализации проекта: декабрь 2017- май 2018г.
Подготовительный этап
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Декабрь | | |
Проведения мониторинга состояния умственного развития, мотивации к школьному обучению. Определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации. (Тест Керна-Йерасека, методика С.Д.Забрамная). Подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.); | Консультация «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению» Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей |
Основной этап
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Январь | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе» - Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет» - Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником». |
Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби» - Игра - путешествие «Путь от дома до школы» - Слушание детских песен о школе: "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок «Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский Познавательный досуг «Наш друг Пишичитай». | - Беседа о школе. - Чтение и рассказывание стихотворений о школе. - «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!» - Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов. Работа с картиной «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» Составление рассказа. | Конструирование «Здание школы» |
Февраль | Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова» - НОД «Школьные принадлежности» - Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина Образовательные ситуации «Дорога от дома до школы» и «Один на улице». | - Беседа о правилах поведения в школе - Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице» - Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове» Работа с картиной «Школа» (В. Соколов). | - Аппликация «Школьные принадлежности» Оформление выставки детских рисунков «Мои мечты о школе» | Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению" |
Март | Сюжетно – ролевая игра «Школа» Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Презентация «Как мы шли к школе» Просмотр мультфильмов «Козлёнок, который умел считать до 10», «Остров ошибок», «В стране невыученных уроков». Развлечение «Ума-палата» | Беседа «Будьте добры», « Кто такие первоклассники?» Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто - Знакомство с пословицами и поговорками об учении. - Вечер загадок «Скоро в школу». Сочинение сказки по теме “Жила была буква”. Анализ сказок. | Драматизация стихотворения Б. Захадера «Буква Я». Рисование «Школьный ранец» Аппликация «Школа» Выставка детских работ «Я рисую школу» | Консультации «Готовим руку к письму», «Готовимся к школе: развиваем речь ребенка» |
Апрель | Виртуальная экскурсия в школу с использованием ИКТ. ТРИЗ «Чем школа отличается от детского сада?» Дидактическая игра «Кто работает в школе?» Экскурсия в детскую библиотеку «Какие книги нам нужны для учёбы?» | Беседы «Режим школьника» и «Полезные и вредные привычки». - Составление рассказа по картине «В школу» Рассматривание и рассказывание по картине «Опять двойка» и «Школа» Чтение рассказов о школе: «Смешные рассказы о школе» В. Драгунского, «Филиппок» Л. Толстого, «Сказка про твёрдый и мягкий знак» Э. Машковской, «Синие листья» В. Осеевой. | Рисование «Здание школы», «Я ученик», «Мой портфель». Лепка «Буквы и цифры». Аппликация «Азбука» - книга совместная с родителями. Ручной труд: «Закладка для книг» | Оформление наглядной информации в родительском уголке «Советы родителям будущих первоклассников». |
Заключительный этап
Май | Итоговое диагностическое обследование состояния умственного развития, мотивации к школьному обучению | Родительское собрание: «От дошкольника к школьнику» |
Ожидаемые итоги проекта:
- повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;
- снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу;
- благоприятное течение адаптационного школьного периода;
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
Реализация проекта «Почти первоклашка» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
-единства содержания форм и методов работы;
-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
-сотрудничества детей, педагогов и родителей;
-доступности;
-системности и последовательности.