СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Растим патриотов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на создание условий для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей  дошкольного возраста, используя метод проектов.Создание условий для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей  дошкольного возраста, используя метод проектов.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Растим патриотов»»

Проект «Растим патриотов»


Совместный проект «Растим патриотов» реализовывался в МДОУ Детский сад №39 «Сказка» на протяжении двух лет с 2014по 2015 год. Участниками проекта стали дети в возрасте от 3 до 7 лет, педагоги учреждения и родители воспитанников. Мы с удовольствием представляем наш опыт вашему вниманию.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

Возрождение патриотического воспитания это шаг к возрождению России. Недаром глава российского государства Путин Владимир Владимирович сказал: «Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать чувство патриотизма».

Понимая, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет патриотизма и уважения к духовным ценностям. Поэтому патриотическое воспитание проходит кранной нитью через организацию всего образовательного процесса в нашем МДОУ Детский сад №39 «Сказка». Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми.

Цель патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Учитывая что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, то и патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения .Но такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. И мы пришли к выводу, что формирование патриотизма у детей лучше всего осуществлять через проектную деятельность.

В чем преимущества проектной деятельности?

  1. Это всегда творческий труд «от всего сердца».

  2. Центральное место в проекте – ребенок. «Ребенок – это солнце, вокруг которого всё вращается». (Д. Дьюи).

  3. Всегда индивидуальный подход. Позиция «рядом», «вместе».

  4. Очень мощное саморазвитие.

  5. Пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками: воспитателями, детьми и родителями.

  6. Формирует партнерские отношения.

  7. Разнообразие форм и методов работы.

  8. В процессе подготовки могут вносится коррективы.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотизма, нами представлена следующим образом.

Моя семья Детский сад Мой город Мой край Моя страна Мои права

Вся работа проводится последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад), к более сложному (права и обязанности)

Работу по формированию патриотизма у детей начинаем со 2 младшей группы с реализации проекта « Моя семья» (Приложение 1).

Ведь прежде, чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я»; своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно.

Образовательный проект и детское исследование в этом случае – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях. На данном этапе работы мы определяем средства реализации проектно-исследовательской деятельности.

Детям и родителям предлагаются темы для исследований:

2 младшая группа

  • «Папа, мама, я – дружная семья»

  • «Дом в котором мы живем»

  • «Вечер дружной семьи»

Средняя группа

  • «Моё имя»

  • «Спортивная семья»

  • «Дома мама и папа, а на работе?»


Старшая группа

  • «Традиции нашей семьи»

  • «Родословная семьи»


Подготовительная группа

  • «Герб моей семьи»

  • «Семейная мастерская»

Наши педагоги привлекают родителей к участию в создании альбома «Моя семья». Дети с интересом рассматривают иллюстрации и фотографии о своей семье, слушают рассказы воспитателя о генеалогическом древе,

Дети играют в сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Дочки-матери», «Больница», «Магазин», изучают свою родословную.

Совместные детско-родительские проекты мы реализовываем со 2 младшей группы, ведь именно на раннем этапе развития ребёнка одним из основных условий является активное вовлечение родителей в проектную деятельность.

Неоднократно участники проекта «Мама, папа , я – дружная семья» семьи наших воспитанников становились лауреатами районного конкурса «Почетная семья Приилимья» в номинации «Молодая семья».

На этапе работы по проекту «Детский сад» (Приложение 2) педагогами была разработана системная паутинка. Все педагоги приняли участие в конкурсе минипроектов по теме «Детский сад».

Лучшие минипроекты

«Дружно ходим в детский сад, - знаем всех мы здесь ребят!»

(Детский сад. Правила поведения.)

«Раз, два, три, четыре, пять – стали гномики стирать…»

(Профессии в детском саду. Прачечная.)

«Веселей смотри вокруг – медсестра ребятам друг!»

(Профессии в детском саду. Медицинский кабинет.)

«Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные?»

Следующий этап работы по патриотическому воспитанию дошкольников – реализация проекта «Родной город» (Приложение 3).

«Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная»

Ж. Ренар

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой.

Во всех группах на занятиях был проведен цикл бесед «Мой родной город». Дети придумывали рассказы на тему «Из окна, из окна наша улица видна». На изодеятельности дети старались передать красоту и неповторимость родного города. В результате целенаправленной работы у детей были сформированы навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда.

А родители приняли активное участие в конкурсе «Наш участок – самый лучший» ( по благоустройству прогулочных участков, как маленькой частички нашего города).

Проект «Родной край» (Приложение 4)

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Работая над проектом «Родной край» мы старались построить работу так, чтобы каждый воспитанник проникся красотой и славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.

Педагогами были разработаны мини проекты:

Средняя группа: «Моя малая Родина»,

Старшая группа: «Знаменитые люди нашего района»

Подготовительная группа: «Мы гордимся земляками», «Идем в музей»

Итоговое мероприятие по данному проекту - выступление наших воспитанников на концерте чествования Почетных граждан Нижнеилимского района на большой сцене в районном доме культуры «Горняк»)

Проект «Моя страна» (Приложение 5)

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. Если человек заботится о Родине, значит он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Работая над проектом «Моя страна», нами было разработано несколько мини-проектов:

«Я живу в России»,

«Космическая история»,

«Народные праздники».

Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. В нашем детском саду уже стало традицией отмечать такие народные праздники, как «Масленица», «Пасха», «Проводы зимы», «Встреча весны», «Рождество Христово» и др.

Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Дети, родители и сотрудники, - все активные участники праздников. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, поэтому народный праздник является именно такой большой, яркой и глубокосодержательной игрой.

Так, например, подготовка к Масленице, как и было в народе, у нас в детском саду начинается заранее. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. С детьми разучиваем потешки, прибаутки, песни, готовим подарки.

На праздник дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты родителями. Праздник проводим на улице. И какой же восторг вызывают у детей блины с горячим чаем.

При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.

И как результат проводимой работы - воспитанники подготовительной группы «Шалуны» заняли 1 место в районном детском форуме исследовательских работ и проектов «Мир вокруг нас» (Номинация «Русские народные праздники»).



Когда мы говорим о родной стране, нельзя не сказать о ее защитниках. В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне дети приняли участие в проектах «Праздник нашей победы», «Дети войны». Дети приняли участие во Всероссийской акции рисунков. Выставка рисунков проходила в Москве.

Проект «Права и обязанности» (Приложение 6)

Уже в дошкольном возрасте дети должны иметь представление о своих правах и обязанностях, потому что у них гораздо меньше возможностей для защиты своих прав, чем у взрослых. Ведь у ребенка нет ни физической, ни психологической зрелости. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.

Немаловажным фактором в решении задач воспитания патриотизма считаем систему эффективного взаимодействия с различными социальными учреждениями города.

Это музеи города и библиотеки.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

И у наших родителей появился интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду

Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы воспитанников нашего учреждения в международных, Всероссийских творческих конкурсах, в районных выставках детского творчества, в городских конкурсах.

В ходе проектной работы мы старались помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его

воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Дж. Байрон писал:

«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание.

Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».


Заместитель заведующего по ВМР МДОУ Детский сад №39 «Сказка» Коновалова Ольга Вячеславовна

г. Железногорск-Илимский, Иркутская область




Используемая литература и интернет ресурсы


  1. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» - М., 2005. – 136 с.

  2. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. 203 с.

  3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

  4. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

  5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

  6. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. _ М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.

  7. Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68 с.

  8. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. Сост. Т. В. Шепелева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 70 с.

  9. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

  10. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.

  11. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Под ред. О. Л. Князевой

  12. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С, Маркеева О.А. знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург, Издательство «Детство – Пресс», 1999 г.


Сайты: http://festival.1september.ru

http://doshkolniki.ru

http://nsportal.ru