ТЕМА:
«Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром»
Воспитатель ГККП « Ясли-сад №54»: Бобрицкая Елена Анатольевна
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Значение коммуникативной компетентности для дошкольника очень велико:
Во-первых, она влияет на овладение различными знаниями, во- вторых, на процесс адаптации ребенка в детском саду, а в дальнейшем и в школе.
Если ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то он будет испытывать эмоциональное благополучие, психологический комфорт.
Дети дошкольного возраста очень плохо владеют таким важным инструментом общения как речь.
Целенаправленное формирование коммуникативных компетенций у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей.
Цель проекта: Формирование коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Задачи:
- Систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ознакомление с окружающим миром.
-Обеспечить качественное образование и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности.
-Создать условия для социализации дошкольников.
-Непрерывно совершенствовать профессиональные компетентности.
-
Вид проекта
долгосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Педагоги
Родители
воспитанников
Дети старшей «Б» группы
Этапы реализации проекта
Практический:
- Развитие познавательной компетентности через освоение предметного мира
-Развитие коммуникационной компетенции у старших дошкольников через взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников посредством элементарных навыков владения государственным и английских языках.
Подготовительный:
– изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр
Итоговый- сравнительно-диагностический анализ развития коммуникативных способностей:
- заполнение карт наблюдения.
Рабочий план реализации проекта :
1.Изучение передового педагогического опыта из различных источников (печать, открытые занятия, конференции, семинары)
2.Изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей,
просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников.
3. Разработать перспективный план работы с детьми.
4. Подготовить диагностику на начало и конец
5.Создание соответствующей предметно-развивающей среды; для познавательных, сюжетно — ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др
6. Стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации; создавать ситуации коммуникативной успешности; устранять коммуникативные трудности;
проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе семью; мотивировать ребенка к выражению своих мыслей,
7.Подготовить консультацию для педагогов на педсовете .Тема: «Познавательно - речевое развитие дошкольников»;
8.Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
9.Привлечение родителей , специалистов к активному участию
Долгосрочные результаты реализации проекта : развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Родители:
Педагоги:
Дети:
Приобретение педагогами опыта работы по речевой грамотности дошкольника.
Пополнение и обновление развивающей среды в группе;
Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;
Обогащение уровня знаний родителей по речевому развитию детей;
Повышение культуры родителей, появится понимание необходимости в речевом развитии детей;
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по речевому развитию дошкольников;
Возможность участвовать в совместных праздниках.
Обогащение знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе;
Появление интереса к сказкам и дидактическим играм;
Умение размышлять, анализировать и делать выводы .
Диагностика:
Методика «Картинки», разработанная Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной.
Наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении можно использовать показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников, предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской.
Данная методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками.
Индивидуальная беседа для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.
Картотека игр – экспериментов
Консультации
ПРОДУКТ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕХКАРТЫ
Пополнение и обновление среды
Папки-передвижки
Пальчиковые гимнастики, логопедические пятиминутки.
Картотека игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации)
Дальнейшее развитие проекта:
Наиболее трудными и в тоже время интересными в процессе работы были вопросы касаемые проблем развития монологической речи детей дошкольного возраста. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Поэтому работа по самообразованию будет продолжаться по следующей теме «Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром посредством мнемотехники »