СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Роль внеурочной деятельности в формировании у обучающихся интереса к предметам ОБЖ и физическая культура»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются основные направления работы по использованию возможностей внеурочной деятельности для привлечения интереса обучающихся к занятиям физической культурой и ОБЖ. Рассмотрены актуальность проблемы и методы её решения.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Роль внеурочной деятельности в формировании у обучающихся интереса к предметам ОБЖ и физическая культура»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Косиновская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области















ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Роль внеурочной деятельности в формировании у обучающихся интереса

к предметам ОБЖ и физическая культура»



Преподаватель-организатор ОБЖ,

учитель физической культуры

Жиленков Андрей Николаевич

















Педагогический проект

«Роль внеурочной деятельности в формировании у обучающихся интереса к предметам ОБЖ и физическая культура»


1. Обоснование выбора темы

Основы безопасности жизнедеятельности – область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.

Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

Помощь в решении этих задач оказывают и уроки физической культуры на которых формируются основные двигательные навыки, необходимые человеку в экстремальной ситуации.

В настоящее время имеется такая проблема как отсутствие у обучающихся интереса к этим предметам и снижение учебной мотивации. Большинство учащихся не проявляют познавательный интерес по предметам. Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, понимание важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности подтолкнула к выбору темы педагогического проекта.


2. Цели и задачи проекта

Цель: формирование интереса у обучающихся к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» через различные виды внеурочной деятельности.

Задачи:

- создать условия для формирования у обучающихся интереса к предметам ОБЖ и физической культуре;

- использовать разнообразные формы внеурочной деятельности для формирования интереса к предмету и мотивации познавательной деятельности;

- воспитание осознания ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Сроки работы над проектом: 1.09.2015 – 31.08.2019


3. Анализ состояния вопроса

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность дает учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
Цель внеурочной работы по предметам ОБЖ и физическая культура - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Важнейшей задачей внеурочной деятельности по курсам «Основы безопасности жизнедеятельности» и физическая культура является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.


Содержание и педагогические требования

к внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.
В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2)  формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ПК.
Осуществляя работу важно соблюдать следующие педагогические требования:
- общественно - полезная, профессиональная, направленности;
- современность содержания и форм внеурочной деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью учащихся;
- системность, непрерывное развитие внеурочной работы.
Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:
I  уровень: использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ и физической культуре. На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.
II уровень: На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.
III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.
Курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» в школе относятся к числу тех предметов, где всегда активно проводится внеклассная работа.


Формы и методы организации внеурочной деятельности


Формы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.
Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по предмету ОБЖ.

Формы работы:

Систематические формы

Эпизодические формы

кружки и секции

олимпиады по ОБЖ и физической культуре;

факультативы


предметные недели;

конкурсы, викторины, соревнования

походы и экскурсии;

проведение месячников по обучению населения в области ГО и ЧС, месячника военно-патриотического воспитания

участие в различных акциях

коллективные тематические просмотры фильмов

экскурсионные поездки;

недели безопасности (ПБ, ПДД), недели физической культуры и спорта

муниципальные и региональные мероприятия по курсу ОБЖ, соревнования

тематические классные часы

выставки


соревнования, дни здоровья


родительские собрания


Между систематической и эпизодической внеурочной деятельностью нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, предметные недели, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Формы внеурочной деятельности находятся в тесной взаимосвязи.
Методы организации деятельности школьников во внеурочной деятельности во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала.

Для ре­ализации педагогической деятельности по формированию у обучающихся интереса к предмету в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Для формирования интереса к предмету работа может вестись по следующим направлениям:

  • Гражданско-патриотическое направление;

  • Спортивно-оздоровительная деятельность;

  • Туристско - краеведческая деятельность;

  • Познавательная деятельность;

  • Проблемно-ценностное общение;

5. Система мер для решения задач педагогического проекта

Викторины, конкурсы, соревнования, диагностика достижений и уровня мотивации обучающихся, работа с научно-методической литературой, организация работы спортивных кружков и секций, военно-патриотического клуба, дружины юных пожарных, экскурсии.


3. Предполагаемый результат и форма его представления

Повышение интереса у обучающихся к изучению предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности» (обобщение опыта по теме)