«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома»
Н.М.Амосова
Педагогический проект: «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-оздоровительных мероприятий».
Срок реализации: долгосрочный
Автор: Воспитатель МДОУ детского сада №38 Лобанова Л.А.
Аннотация проекта
В последние годы одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» (закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования).
ФГОС определяет нам одно из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.
Для создания современной формы сотрудничества педагогов ДОУ и родителей(законных представителей) через физкультурно- оздоровительную работу в ДОУ, мною был создан педагогический проект «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-оздоровительных мероприятий».
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта
Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье- важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни- это собственный пример родителей.
Однако в силу сложившихся экономических и социальных причин, родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом естественная потребность ребенка в занятиях спортом пусть неосознанно, но подавляется.
Начав водить ребенка в детский сад, ответственность за его физическое воспитание часто перекладывается на плечи педагогов.
Но только при тесной поддержке родителей дошкольное учреждение может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.
Цель проекта
Поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества педагогов детского сада с родителями, как условие позитивного физического развития ребенка и формирования родительской компетентности.
Задачи проекта
- Внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей:
- Обучать родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
- Повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
- Оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- Расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между педагогами ДОУ и родителями воспитанников .
Условия взаимодействия педагогов ДОУ по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей
- Взаимное доверие и уважение между родителями и педагогами;
- соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
- учет жизненных возможностей и условий каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье;
- взаимосвязь разных форм работы;
- обеспечение системы последовательности в работе с родителями.
Пути реализации
1. Родительские собрания.
2. Анкетирование.
3. Беседы.
4. Консультации.
5. Информационно-наглядная работа.
6. Открытые занятия.
7. Спортивные праздники, развлечения, досуги.
8. Организация выставок, совместных работ родителей и детей.
9. Совместные занятия родителей и детей.
Участники проекта
Родители воспитанников
Инструктор по физической культуре
Музыкальный руководитель
Дети
Воспитатели
Воспитатели
Сроки реализации проекта
- 1 этап подготовительный: август – сентябрь 2017 г.
- 2 этап основной : сентябрь 2017 г. по апрель 2018 г.
- 3 этап заключительный (или аналитический): май 2018 г. по сентябрь 2018 г.
Ожидаемые результаты
- обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
- повышение интереса родителей к жизни детского сада;
- формирование физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.
- снижение уровня заболеваемости детей;
- повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
- формирование у детей осознания заниматься физической культурой, спортом.
Подготовительный этап
- Изучить теоретический и практический материал по теме «Вместе с семьей».
- Разработать план реализации проекта.
- Подготовить материальную и методическую базу : оборудование физкультурного уголка, подбор различных видов спортивного инвентаря, подготовка необходимой методической литературы.
- Разработать критерии эффективности проекта.
- Провести родительское собрание «Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.»
- Провести консультации для родителей «Подготовка одежды к занятиям по физкультуре в зале и на воздухе», «Физическое воспитание ребенка в семье».
- Провести анкетирование «Физическая культура и оздоровление».
Основной этап
- Участие родителей в организации и проведении мероприятия «Неделя здоровья».
- Консультации: «Папа, мама, закаляйтесь вместе с нами!», «Мяч- полезная игрушка», «Упражнения для профилактики осанки и плоскостопия».
- Совместные с родителями физкультурные занятия.
- Развлечения для детей и родителей «Мой выходной день».
- Спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья».
Основной этап
- Фотовыставка рисунков «Мы здоровью скажем -ДА!».
- Оценка проведенной работы (самооценка педагогов, отзывы воспитанников, опрос родителей).
- Изготовление масок, атрибутов к спортивным играм «Вспомним игры, в которые играли наши родители».
- Неделя зимних игр и развлечений (совместно с родителями).
- Консультация «Дыхательная гимнастика».
- Фотовыставка, выставка рисунков «Защитники отечества».
- Физкультурно-музыкальный праздник «День защитника отечества» .
- Консультации: «Влияние спортивных привычек на здоровье ребенка», «Упражнения для развития правильной осанки, профилактики плоскостопия».
- День открытых дверей( показываем родителям физкультурные занятия)
- Спортивный праздник «Папа, мама, я –здоровая семья!»
Основной этап
- Фотовыставка, выставка рисунков «Защитники отечества».
- Физкультурно-музыкальный праздник «День защитника отечества» .
- Консультации: «Влияние спортивных привычек на здоровье ребенка», «Упражнения для развития правильной осанки, профилактики плоскостопия».
- День открытых дверей( показываем родителям физкультурные занятия)
- Спортивный праздник «Папа, мама, я –здоровая семья!»
Заключительный (аналитический) этап
- Организовать презентацию итогов проекта на итоговом родительском собрании.
- Организовать совместный досуг для детей и родителей «Летняя спортивная олимпиада».
- Выставка рисунков и коллажей «Наши достижения».
- Анализ достигнутых результатов по критериям
- Графики, таблицы
Выводы
- В процессе реализации проекта все поставленные цели и задачи были выполнены.
- Данный проект является эффективным, оптимизирует образовательный процесс.
- Все проведенные мероприятия значительно расширили границы общения взрослого и ребенка. Укрепляется связь между поколениями. Родители стали проводить больше времени со своими детьми.
- У детей появился интерес к занятиям физической культурой.
- Становится реальностью готовность родителей к конструктивному партнерству с сотрудниками ДОУ.
- Все проведенные мероприятия расширяют границы общения взрослого и ребенка, укрепляют связь между поколениями. Самое главное для нас, что родители проводят больше времени со своими детьми, показывают им пример здорового образа жизни, отсюда и у детей появляется интерес к занятиям физической культурой.
- Становится реальностью готовность родителей к конструктивному партнерству с сотрудниками ДОУ.
Все проведенные мероприятия расширяют границы общения взрослого и ребенка, укрепляют связь между поколениями. Самое главное для нас, что родители проводят больше времени со своими детьми, показывают им пример здорового образа жизни, отсюда и у детей появляется интерес к занятиям физической культурой.
Становится реальностью готовность родителей к конструктивному партнерству с сотрудниками ДОУ.
Востребованность проекта
Данный проект может быть использован в реализации задач следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Используемые источники
- Арнаутова Е.П. «Основы сотрудничества педагога с семьей» - М., 1994.
- Белая К.Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М.:ТЦ Сфера,– 2005.
- Евдокименко Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Меренков А.В. «Родители и педагоги: растим ребенка вместе» -Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2005.
- Доронова Т.Н. «Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития»- М.: ЛИНКА ПРЕСС,2001.