Конструирование урока в контексте ФГОС
Мишина С.С.
Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть более 350 лет. Неудивительно, что многим кажется, будто урок существовал всегда. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится почти 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Каким будет урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова
«Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
В квалификационных характеристиках педагогов описаны основные критерии оценки деятельности современного учителя:
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
применяет развивающие технологии.
обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Системно-деятельностный подход на уроке реализуется через
моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
использование активных и интерактивных методик;
участие в проектной и исследовательской деятельности;
вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, которые обеспечивают свободный поиск эффективного, т.е. отвечающего особенностям ребёнка, подхода к решению задачи. Попросту говоря, системно-деятельностный подход предполагает учить детей не тому ЧТО думать, а тому КАК думать, а следовательно НЕ УЧИТЬ, а УЧИТЬСЯ самому.
Таким образом, современный урок, сохранив присущие ему признаки, сегодня рассматривается
как постоянно развивающаяся форма. И я согласна со словами американского философа Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Итак, возникает ПРОБЛЕМА: каким же должен быть современный урок ?
РЕШЕНИЕ: Урок в условиях ФГОС – это урок, отвечающий требованиям с-д подхода, основными чертами которого являются системность и наличие алгоритма.
Алгоритм – не просто примерный план того, что и как учитель будет делать на уроке, какие примерные задания будет давать детям для выработки первоначальных умений писать ча-ща с буквой А и решать примеры по данному образцу, и порядок этих заданий может быть хаотичным и взаимозаменяемым. В алгоритме строго соблюдены этапы, план действий четкий и не допускает никаких корректировок, включений и исключений. Каждый этап должен четко
следовать за другим, реализовываться в полном объеме и только тогда его может сменит следующий этап.
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ: конструирование урока.
Учитель, начинающий реализовывать ФГОС нового поколения, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение, анализ и самоанализ обучающей деятельности.
Уважаемые коллеги, обратите внимание на «Ладошки», которые находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что они цветные, а потому что они «ладошки ожиданий», переверните их и напишите на каждом пальчике, что вы ожидаете от сегодняшнего педсовета, затем отложите их в сторону до конца работы.
Предлагаю вам сейчас в режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок? Для этого продолжите два незаконченных предложения:
«Урок – это …»
«Я иду на урок, чтобы …».
Благодарю всех, кто высказал свое мнение.
Сегодня мы с вами говорим об уроке в свете ФГОС. А давайте попробуем подобрать выражения к буквам Ф Г О С в разрезе нашей темы. На что нужно делать акцент, работая по новым стандартам? Какие будут у вас предложения?
Ф - Фактические знания
Г - Групповая или индивидуальная работа
О- Опора на проблемное обучение
С- Системно-деятельностный подход (или самостоятельное добывание знаний)
Звучит музыка Аве Мария Баха, на фоне картин Айвазовского, Шишкина, и стихотвоения Дмитрия Верейчука.
Посмотрите, всего семь нот – и мы слышим прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров, три десятка букв алфавита – читаем великую литературу. Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные...
Вот мы сегодня и попытаемся вместе создать некий «конструктор для сборки урока.
Для начала Игра:
- Коллеги, выдерите себе пару. Определите, кто из вас партнер А, кто Б. Поднимите руку партнеры А. Задача для партнера Б: разожмите руку партнеру А в течение нескольких секунд.
Интерпретация: не было команды партнеру А сжимать руку. Зачем партнер Б вообще нащал производить какие-то действия…?
К чему эта игра?
Во-первых, к тому, что не нужно совершать какие-либо действия, если не было конкретной команды. Не было стандартов и новых требований к уроку – учитель и проводил его в традиционной форме. Произошли изменения в системе образования - мы откликаемся на эти изменения, преобразуем свою деятельность и деятельность учащихся, проводим уроки по-новому. Потому что в первую очередь изменились показатели на выходе и приемы работы, которые учеными и разработаны для достижения этих новых результатов.
В рамках экспериментальной деятельности, в прошлом учебном году мы уже изучали уроки в технологиях и определили, что применимо к нашим детям можно использовать 5 образовательных технологий и в границах этих технологий проводить уроки по любому предмету. Еще в прошлом году мы учились составлять технологические карты, заполнять паспорт современного урока.
Итак, я напомню.. каждая из этих 5 технологий (ТРКМ, ТЛОО, ТИО, ТРО, ТПО) отличатся набором приемов работы, необходимых для достижения планируемого образовательного результата. Какую выбрать технологию для того или иного урока – задача № 1 для учителя.
Как определить, в какой технологии лучше провести тот или иной урок.
Отметим, что учитель впервые приходит на урок, уровень подготовки детей не знает, но результат о урока получить должен. Какой технологии подготовить урок?
Шаг. Тема. + чтение параграфа (общее представление о том, что и в каком объеме учитель должен до учеников донести).
Шаг . Вопросы (аспекты, стороны раскрытия темы)
Шаг. ПОР (личностные и предметные, которые д.сформирваться по окончанию урока)
Шаг. Цель (триединая по шаблону: воспитание….; развитие (ВПФ)…через знакомство, осмысление, понимание…)
Шаг. Содержание (наполняемость урока терминами, цифрами, законами, формулами)
Шаг . Средства (отбор приемов и инструментов, применение которых наиболее эффективным для достижения планируемых результатов)
Шаг. Технология (выбор технологии для написания технологической карты урока).
Пример : урок истории по теме «Восточные славяне»
Практическая работа педагогов по группам.
Сейчас, мы потренируемся. Соберем уроки в технологиях, как конструктор.
Для этого разделитесь на 5 групп.
Всего будет 5 уроков в 5 разных технологиях. Собирать мы будем кубик, стороны которого склеить должны будете вы сами.
1 группа – темы уроков
2 группа – ПОР
3 группа – цели
4 группа – содержание материала
5 группа – средства
6-ая сторона кубика – это технология.
Урок истории в ТЛОО
Тема «Сталинградская битва»
ПОР: умеет на основе сравнительного анализа цифровых данных о численности сил и техники противника делать прогноз исхода битвы
Цель: Воспитание ценностного отношения к историческому прошлому своей страны, развитие интереса к событиям и героям ВОВ через осмысление исторического значения Сталинградской битвы как переломного момента в ходе Великой Отечественной и II Мировой войны.
Содержание: понятие «битва», оборонительные бои, контрнаступление, значение Сталинградской битвы.
Средства: историческая разминка, эпиграф к уроку, историческое домино, разноуровневые задания, видеофрагмент и инсценировка хода военных действий с помощью солдатиков и танков, игра «Да/нет и Почему?» рефлексия «Кубик».
Урок СБО в ТИО
Тема: «Безопасность на воздушном транспорте»
ПОР: демонстрирует правила оказания первой помощи и устранения паники при возникновении чрезвычайных ситуаций в самолете
Цель: воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, развитие теоретического мышления на основе усвоения правил безопасного поведения и оказания первой помощи в практических ситуациях.
Содержание: авария, крушение, катастрофа, первая помощь, черный ящик.
Средства: видеофрагмент «Крушение лайнера А -321», работа в парах с разно уровневыми заданиями, изучение нового материала на основе работы в микрогруппах, прием «2-4-вместе», инсценировка ситуации в ротационных тройках, знакомство с правилами безопасного поведения приемом «Уча-Учусь», обобщение методом «Пресс».
Урок биологии в ТРКМ
Тема : Строение и функции клетки.
ПОР: выделяет существенные признаки и отличительные особенности прокариотической клетки, различает их по форме, объясняет значение.
Цель: воспитание ценностного отношения к простейшим структурам окружающего мира как фундаментальным основам сложно организованных систем; формирование естественнонаучного мировоззрения через осмысление строения и роли прокариотической клетки в природе и жизни человека.
Содержание: открытие прокариот, строение и классификация прокариот, жизнедеятельность бактерий, значение в природе и в жизни человека
Средства: вводная беседа, кластер «Строение клетки», толстые и тонкие вопросы «Что мы еще не знаем о клетке?», чтение параграфа приемом «инсерт», беседа по тексту, вывод с помощью приема «синквейн.