Педсовет
«Развитие у школьников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»
"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы,
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"
К. А. Тимирязев
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня на пед. совете мы поговорим о развитие у школьников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование в начальной школе.
Цель:
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Школьное образование по ФГОС НОО призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы школьника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности школьников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Экспериментальная деятельность имеет следующие цели:
• развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
• создавать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка младшего школьного возраста средствами элементарного экспериментирования;
развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
• учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Развитие творческой и познавательной активности детей посредством детского экспериментирования способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению для успешной социализации.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.
Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.
Примерный перечень форм и методов работы с детьми при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми школьного возраста:
занятие;
игра-экспериментирование;
чтение сказок, рассказов;
беседа познавательно-эвристического характера;
киносеанс;
прослушивание аудиозаписей;
дидактические и развивающие игры, упражнения;
сюжетно-ролевые игры;
эксперименты и опыты;
рассматривание картин;
наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
экскурсии и целевые прогулки;
работа в уголках природы, уголках экспериментирования;
экологическая тропа;
акции добрых дел;
тематические дни и недели;
кружковая деятельность;
конкурсы;
праздники, развлечения, вечера досуга;
театрализованная деятельность;
Дни открытых дверей и др.
Сейчас я предлагаю вам просмотреть видео с примером эксперимента для детей.
В параллельных классах начальной школы № 2 была проведена диагностика учителей. Результаты диагностики вы можете увидеть на диаграмме.
Если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза — экспериментатор, три — теория.
Сейчас я бы хотела предложить вам на вопросы викторины.
Примерные вопросы:
Прокомментируйте мнение Н.Н. Поддьякова, о том, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период развития ребенка.
Какие личностные качества детей могут сформироваться в процессе опытно-поисковой деятельности?
Ваша позиция по отношению к детям в процессе совместной экспериментальной деятельности: Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? Допустима ли, на Ваш взгляд, первая позиция?
Итак, в своей проф. деятельности я буду использовать эксперимент для развития познавательной активности у школьников.
Итак, для решения пед. совета давайте проголосуем, кто за использование эксперимента в развитии познавательно й активности у школьников? Кто против?
Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:
- Действие показывает учитель;
- затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;
- учитель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;
- ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;
- для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно.