(слайд 1) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА»
(январь 2017 года)
Подготовили и провели: зам. директора по УВР Ворожцова И.Г., Рудзик Е.Е.
(слайд 2) Повестка дня:
Профессиональный стандарт педагога как эффективный инструмент образовательной политики государства.
Педагогическая культура как важная характеристика профессионализма педагога.
Дорогие коллеги! Мы рады приветствовать вас на очередном заседании педагогического совета школы, тема которого «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения профессионального стандарта». На повестке дня 2 вопроса (см. Повестку).
Вдумываясь в указанную тему, хочется отметить, что вся деятельность педагога, безусловно, не может ограничиваться только определенными рамками, которые диктует новый документ «Профессиональный стандарт педагога». В работе учителя обязательно находится место и для педагогического творчества, выходящего за рамки предписанных правил.
Но чтобы работать нестандартно, быть интересным себе и детям, не испытывать чувство эмоционального выгорания, получать удовольствие от собственного труда, нужно иметь достаточно времени для проявления педагогического творчества. Поэтому время становится для учителя ключевым понятием в быстро меняющемся современном мире.
(слайд 3) «Время – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Томас Манн, немецкий писатель)
Сегодня слово «время» и на нашем педсовете будет играть важную роль. Время нашей встречи – 1,5 часа. Мы сегодня постарались создать такие условия, чтобы на все хватило времени. И провести сегодня наше совместное время мы предлагаем в творческой атмосфере.
Нет такого дня, чтобы мы не употребляли какие-либо выражения, связанные со временем. Например, «время не ждет», «идти в ногу со временем», «нехватка времени», «время – деньги», «время покажет…» и многие другие. Подчеркнуть ценность времени нам сегодня помогут наши ученики, которые представят «Сказку о потерянном времени». В образах героев этой постановки вы сможете узнать и современных школьников, и педагогов, которые, независимо от исторического времени, наделены рядом характеристик, остающихся актуальнымии в контексте требований профессионального стандарта. Не случайно в народе говорится, что «все новое – это хорошо забытое старое».
Творческий показ спектакля «Сказка о потерянном времени»
(театральная группа 8х классов)
(слайд 4) В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
К.Д. Ушинский
1.Уважаемые коллеги! Сегодня наш педагогический совет мы будем иллюстрировать фрагментами документального фильма «Урок на всю жизнь», снятого по заказу Министерства образования и науки РФ. Премьерный показ состоялся 27 декабря 2016 г. в московской школе № 1288. Данный фильм предназначен для широкого распространения и демонстрации в общеобразовательных организациях. Полную его версию можно скачать на сайте Министерства образования.
Фрагмент № 1 фильма «Урок на всю жизнь» (13.22)
В современных условиях образовательной системе предъявляется все больше требований. Одним из них является повышение уровня профессионализма педагога. Педагог считается ключевой фигурой в процессе реформирования образования. В этой связи он должен обладать высокой квалификацией и соответствующими личными качествами. Образовательная политика государства сегодня пропагандирует избавление от рутинной регламентации, от тотального контроля за работойучителя. Но, тем не менее, существует определенный стандарт педагога. Рассмотрим его подробнее.
(слайд 5) Актуальность данного вопроса заключается в том, что в настоящее время педагог должен демонстрировать мобильность, ответственность в принятии решений, готовность к переменам, способность адаптироваться к нестандартным ситуациям. Безусловно, требования профессионального стандарта педагога должны отвечать духу современности. Вместе с этим они должны формировать пространство для творчества и самореализации специалиста.
Нельзя не оценить и значение для современных учителей многолетнего практического опыта, накопленного мастерами педагогического труда в разные исторические периоды развития отечественного образования. Истории о нестандартных подходах к обучению и воспитанию подрастающего поколения, примеры «жизненных уроков» мы услышим из уст уже состоявшихся в своей профессии людей разных поколений. Внимание на экран.
Фрагмент № 2 фильма «Урок на всю жизнь» (05.39)
(слайд 6) Сегодняшние реалии требуют учитывать различный уровень квалификации специалистов, условия, в которых они работают, специфику программ, реализующихся в учреждениях и многое другое. Принимая все это во внимание, специалисты старались разработать оптимальный профессиональный стандарт. Педагог не может резко отбросить все свои умения и знания, накопленный опыт и резко изменить свои подходы к процессу передачи знаний школьникам. Такой переход должен осуществляться постепенно и поэтапно.
Понятие «стандарт» учеными трактуется по-разному. Часто употребляемым определением является следующее: (слайд 7) профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором описываются основные требования к его квалификации. В нем устанавливаются основные положения, относящиеся к квалификации специалиста. Общенациональный проект может дополняться региональными элементами, в которых учитываются демографические, социокультурные и иные особенности территории. Документ должен учитывать особенности работы преподавателей на всех уровнях – в начальной, средней и старшей школе.
Отправной точкой введения профстандарта стал 2013 год (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 года N 544-н «Об утверждении профессионального стандарта. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»). В течение 3х лет велось широкое обсуждение проекта. В декабре 2016 года завершился процесс введения в действие профессионального стандарта.
(слайд 7) С 1 января 2017 года положения стандарта вступили в законную силу, и педагог получил эффективный инструмент реализации преподавательской стратегии в современном мире.
Введение в действие данного документа должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов подготовки будущих специалистов в области образования и переподготовки действующих работников образовательной сферы в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
(слайд 8)Зачем же все-таки необходим профессиональный педагогический стандарт?
В первую очередь, преподаватель получает результативный метод внедрения в жизнь преподавательской программы, учитывающий постоянно изменяющиеся условия жизни.
(слайд 8) Кроме этого, стандарт профессиональной деятельности педагога – это:
- инструмент улучшения качества процесса и выхода отечественной преподавательской системы на международный уровень;
- средство отбора кадров в образовательные учреждения (при приеме на работу);
- основание для составления трудового договора, закрепляющего взаимодействие специалиста и учебного заведения;
- объективный критерий оценки квалификации специалиста (используется при проведении аттестации).
(слайд 9) Целями применения стандарта выступают:
- определение необходимой квалификации специалиста, влияющей на результаты развития и усвоения знаний ребенком;
- обеспечение подготовки преподавателя для получения им высоких показателей его деятельности;
- содействие в вовлечении специалиста в решении задачи по повышению качества работы;
- обеспечение необходимой осведомленности педагога о требованиях, предъявляемых к нему.
(слайд 10) Для профессионального стандарта педагога (учителя) определены ряд принципов:
- не превращаться в средство жесткой регламентации работы специалиста;
- соответствовать структуре деятельности преподавателя;
- избавить специалиста от необходимости выполнять функции, отвлекающие его от исполнения прямых обязанностей;
- побуждать стремление искать нестандартные решения;
- соответствовать международным регламентам и нормам;
- согласовываться с предписаниями профильных ведомств и министерств, от которых зависит начисление пенсий, исчисление стажа и прочее.
(слайд 11) В соответствии с современными реалиями, профессиональный стандарт педагога наполняется новыми компетенциями, способными помочь учителю при решении возникающих проблем:
- работой с одаренными детьми (мониторинг доли учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе);
- преподаванием русского языка ученикам, для которых он родным не является;
- осуществлением деятельности в рамках инклюзивных образовательных программ;
- работой с детьми, имеющими нарушения в развитии (мониторинг доли педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью);
- взаимодействием с зависимыми, девиантными, социально уязвимыми школьниками, в поведении которых отмечаются серьезные отклонения.
Заявленные компетенции отражают важнейшие целевые показатели, выделенные в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497).
Уважаемые коллеги! Просим снова обратить ваше внимание на экран, где будет представлен фрагмент о работе с особыми категориями детей. Для нашей школы этот вопрос также актуален.
Фрагмент № 3 (1 часть) фильма «Урок на всю жизнь» (до 10.29)
(слайд 12) Стандарт предъявляет также определенные требования к образованию и обучению, опыту практической работы педагогического работника, особым условиям допуска к работе:
(методические рекомендации для распечатки)
Требования к образованию и обучению | Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. |
Требования к опыту практической работы | Требования к опыту практической работы не предъявляются. |
Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: - лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; - имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; - признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем. |
(слайд 13) В структуре педагогического стандарта определены основные трудовые функции учителя по 3м направлениям: обучение, воспитательная деятельность и развивающая деятельность.
(методические рекомендации для распечатки)
Общепедагогическая функция. Обучение |
Трудовые действия | Необходимые умения | Необходимые знания | Другие характеристики |
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. | Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и ООП, его истории и места в мировой культуре и науке | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
Осуществление проф. деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, НОО, ООО, СОО | Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики |
Планирование и проведение учебных занятий | Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в ОП всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность) | Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения |
Организация, осуществление контроля и оценки уч. достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООПобуч-ся | Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей ОО, места жительства и историко-культурного своеобразия региона | Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
Формирование УУД | Рабочая программа и методика обучения по данному предмету |
Формирование навыков, связанных с ИКТ | Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС ДО, НОО, НОО, СОО, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства |
Формирование мотивации к обучению | Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи |
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | Конвенция о правах ребенка |
Трудовое законодательство |
Воспитательная деятельность |
Трудовые действия | Необходимые умения | Необходимые знания | Другие характеристики |
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей | Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС ОО | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их | История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | Создавать в уч. группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педработников | Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом ОО и правилами внутреннего распорядка ОО | Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность | Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики |
Проектирование и реализация воспитательных программ | Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу | Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки |
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) | Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях | Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) | Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися | Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
Помощь и поддержка в ОО деятельности ученических органов самоуправления | Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни ОО | Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде |
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
Развивающая деятельность |
Трудовые действия | Необходимые умения | Необходимые знания | Другие характеристики |
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | Владеть проф. установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья | Педагогические закономерности организации ОП | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий | Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение ООП | Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся |
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) | Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ |
Оказание адресной помощи обучающимся | Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося | Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью |
Взаимодействие с другими специалистами в рамках ПМПК | Разрабатывать и реализовывать ИОМ, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся | Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей |
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся | Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ |
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | Формировать детско-взрослые сообщества |
Формирование и реализация программ развития УУД, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения |
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
То есть, в преподавательской деятельности учитель должен:
- демонстрировать знания по предмету и программе;
- уметь планировать и проводить уроки, анализировать их;
- владеть методами и формами обучения, выходящими за пределы классной деятельности (полевая практика, лабораторные опыты и пр.);
- применять специальные подходы для включения в процесс всех детей;
- давать объективную оценку знаниям школьников, применяя разные методы и формы контроля;
- владеть компетенциями ИКТ.
При осуществлении воспитательного процесса педагог должен:
- владеть формам и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности;
- эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности;
- ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения;
- уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их;
- моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка;
- выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.);
- владеть методами и формами организации экспедиций, походов, экскурсий;
- использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей;
- оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления;
- устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам;
- осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность;
- создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей, преподавателей, школьников;
- поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка;
- сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей;
- анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу;
- защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации;
- поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.
В области развития школьников педагог должен обладать:
- готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения (у преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем);
- способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития;
- готовностью взаимодействовать с другими специалистами;
- способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы;
- умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.);
- способностью составлять индивидуальные программы развития;
- специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы, умением отслеживать динамику;
- способностью защитить детей, которых не принимает коллектив;
- знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников;
- умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный);
- способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия.
(слайд 14) 2.Положения стандарта предъявляет определенные требования и к личности самого педагога.
Одной из важных и одновременно сложных характеристик деятельности современного учителя является такое комплексное понятие, как педагогическая культура. Учитывая всю многогранность образовательного процесса, как в современной школе, так и в семье, следует заметить, что определить его, чётко обозначив, что это такое, не так просто. Но все же попробуем это сделать, учитывая идеи авторитетных педагогов прошлого и нынешнего века, современные тенденции развития культуры и общества.
Понятие педагогической культуры достаточно молодое. Его появление связано с тем, что в современном обществе происходит переход от технократических взглядов на процесс обучения к гуманитарным. Авторитарные установки меняются на демократические и, в связи с этим, возрастает ответственность педагога. Появляется необходимость в определении не только меры, но и эталона качества образования. Исходя из этого, возникает потребность в таком понятии, как педагогическая культура.
Есть немало теоретических наработок в этом направлении, рассматривающих различные аспекты этой проблемы: коммуникативный, нравственно-этический, исторический, технологический и даже физический.(слайд 14) В своих исследованиях авторы едины в том, что представляют педагогическую культуру как отражение общей культуры, которая проявляется в особенностях педагогической деятельности учителя и реализуется в сумме его профессиональных качеств.
Творческая работа учителей «Часы» (см. Приложение)
Уважаемые коллеги! Чтобы педагог мог системно повышать собственный уровень педагогической культуры, ему также необходимо выделять для этого определенное количество времени. Поэтому символом понятия «педагогическая культура» сегодня станут часы (появляются на стенде), циферблат которых поделен на 4 равных сектора. Каждый из секторов представляет собой одну из групп непосредственных участников педагогического процесса (дети, родители, учителя), а также категорию ученых-теоретиков в области образования.
В процессе подготовки к педагогическому совету мы попросили отдельных наших коллег помочь сделать «домашние заготовки». Чтобы на циферблате наших символических часов появились традиционные 12 делений, в каждом из секторов должны быть обозначены по 3 составляющих педагогической культуры с точки зрения детей, родителей, педагогов и ученых. Итак, заполним первые 3 сектора (прикрепить к часам 1й, 2й и 3й секторы, озвучить составляющие).
Информация (итоги опроса) от лица детей (учителя Миткалева И.Н., Быкова Т.Г.),
от лица родителей (учителя Переверзева Е.Е., Евдокимова И.Ю.),
от лица педагогов (учителя Синякова М.В., Бороздина Г.В.)
Последний сектор символических часов представляет нам взгляд науки на понятие «педагогическая культура», содержание которого мы и раскроем (прикрепить к часам 4й сектор с 3мя составляющими, см. ниже по тексту).
(слайд 15) В рамках качественных характеристик деятельности учителя, кроме рассматриваемого понятия «педагогическая культура» также используются и другие, схожие по смыслу: профессиональная культура, компетентность, педагогическое общение. Определим место каждого из них в системе культурных характеристик педагога.
1) По поводу компетентности можно привести (слайд 16) авторитетное мнение А.С. Макаренко, который считал, что мастерство педагога обусловлено уровнем его в профессии и напрямую зависит от постоянной и целенаправленной работы учителя над собой. Сочетание этих двух важнейших компонентов позволяет получить на выходе педагогическое мастерство. Иными словами, компетентность учителя позволяет сформировать содержательную часть педагогической культуры.
(слайд 17) С точки зрения современных социологов компетентность – это структура, которая делится на четыре ступени, необходимые для полноценного существования личности в нашем мире. Сюда входят:
- способности познавать что-то новое;
- делать что-либо на основе полученных знаний;
- действовать в группе;
- уметь действовать или жить независимо от других людей и обстоятельств.
Каждая личность должна иметь подобные социальные навыки, ведь они позволяют вести определенный образ жизни, работать и получать от этого удовольствие.
(слайд 18) В целом личности (в том числе и личности педагога) присущи пять основных видов компетенции.
Первый из них – политический. Необязательно глубоко разбираться в политике и следить за всеми новостями. Это возможность работать в группе, участвовать в принятии коллективных решений, думать о благе других, а не только о себе.
Вторая компетентность – это ораторское искусство и грамотная письменная речь.
Третья заключается в поддержании культурного равновесия. Это выражается в проявлении толерантности, корректности по отношению к другим людям, их мнениям и истории и так далее.
Под номером четыре находится компетентность в познании всего нового, что готовит нам этот мир.
Ну, и последняя степень социально компетентного человека – саморазвитие, к которому он непременно должен стремиться.
Для каждого человека компетенция и компетентность имеют различный смысл. Компетентность чаще всего проявляется в личных особенностях, в частной жизнедеятельности. Компетенция – это понятие, которое воспринимается в рабочем контексте, имеет профессиональную основу. Но самым важным является сопоставление этих двух понятий. В таком случае любой человек сможет проявить и свои таланты, данные природой, и навыки, приобретенные в процессе познания мира.
Нередко профессиональная или рабочая компетентность пересекается с жизненным опытом, и если в нем тот или иной человек компетентен, то решить любую задачу становится просто и доступно. Тот, кто умеет учиться и развиваться, в первую очередь, компетентен в жизни, следовательно, познать любую науку ему будет не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Итак, выходит, что компетентность - это жизненная наука, познать которую можно, приобретая опыт.
2) (слайд 19) Профессиональная культура педагога также может быть представлена с нескольких сторон:
- осторожного отношения к быстроменяющимся приоритетам в образовании и воспитании;
- наличия собственного педагогического мнения; своеобразия духовного мира личности учителя;
- предпочтения в выборе методик, техник преподавания и т.д.
Следует заметить, что представленный набор характеристик позволяет определить соотношение между профессиональной и педагогической культурой. Как уже было отмечено, в педагогической деятельности принимают участие не только учителя, но и родители. То есть они в определенной мере также обладают этим видом культуры. Выше приведённый набор характеристик конкретизирует деятельность учителя и потому можно утверждать, что профессиональная культура является составляющей частью педагогической. Последнюю могут реализовывать на профессиональном уровне учителя и преподаватели, а на непрофессиональном другие участники воспитательного процесса (как правило, родители).
3) (слайд 20) Особое значение приобретает профессионально-педагогическое общение, которое являет собой целую систему взаимодействий между учителем и учеником, реализуемую с целью обучения и воспитания. Элементы системы определяются рядом характеристик обучаемого и зависят от возраста, уровня подготовленности, особенностей изучаемого предмета.
Специалисты выделяют две системы: (слайд 20) субъект-объектную систему, в которой учитель реализуется как докладчик, а ученик слушатель, её ещё называют монологичной; (слайд 20) субъект-субъектную, где учитель и ученик находятся в непрерывном общении, ведут диалог.
Сегодня более прогрессивной считается вторая, поскольку она позволяет ученику активно участвовать в процессе обучения. Такая форма проведения занятия позволяет обучаемому быстрее вникнуть в тему, а учителю даёт возможность более объективно оценить знания учащегося.
Итак, мы видим, что педагогическая культура представляет собой сумму различных знаний: педагогики, психологии, медицины и других наук. Различные педагогические идеи высказывали в своё время Аристотель и Платон, Лев Толстой и Григорий Сковорода, Антон Семенович Макаренко и Василий АлександровичСухомлинский.
Одна из наиболее известных идей последнего состояла в приоритете процесса воспитания перед обучением. Гениальный педагог создавал свою концепцию на основе общечеловеческих и нравственных ценностей, отдавая приоритет развитию личности ребёнка.
Сегодня педагогические идеи классиков не утратили своего значения, но, вместе с тем требуются новые. Отмечая важность этих идей, известный педагог Станислав Теофилович Шацкий, говорил, что именно они открывают новые пути, как в практике педагогики, так и в её науке.
Наконец, рассмотрев все составляющие, можно дать более полное определение того, что являет собой педагогическая культура.
Это целостная система, включающая в качестве фундамента общечеловеческие ценности. Её содержательную часть формируют методы педагогической деятельности, технологии общения, компетентность, а движущей составляющей является педагогическое мастерство и желание непрерывного профессионального и личностного саморазвития.
Своими мыслями о том, каким должен быть современный педагог, в фильме делится министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Внимание на экран.
Фрагмент № 3 (2 часть) фильма «Урок на всю жизнь» (с 10.30 и до конца)
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
(слайд 21) В ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию на 2017 год (от 01.12.2016 года) главой государства отмечено, что «…нужно направить дополнительные усилия на повышение квалификации учителей… С 2016 года реализуется программа создания новых мест в общеобразовательных организациях. Эта программа рассчитана на 2016–2025 годы…». Это свидетельствует о том, что в новых школах, в первую очередь, будут востребованы педагоги, обладающие компетенциями, заявленными в профессиональном стандарте педагога.
Характеристика деятельности преуспевающего педагога-профессионала связана с готовностью к переменам, мобильностью, способностью к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Профессиональный стандарт педагога должен развиваться и совершенствоваться по мере профессионального роста на протяжении всей образовательной деятельности учителя.
(слайд 21) Желаем вам успехов в овладении профессиональным стандартом педагога!
Будьте профессионально компетентны и смело проявляйте свое педагогическое творчество!
(слайд 22) Решения педагогического совета.
Руководителям предметных методических объединений совместно с членами МО изучить и проанализировать «Профессиональный стандарт педагога», учителям школы скорректировать профессиональную педагогическую деятельность в соответствии с положениями профессионального стандарта.
Педагогическим работниками школы рекомендовать использовать различные возможности для самосовершенствования и поддержания на высоком уровне собственной педагогической культуры.
Начать процесс создания нового творческого проекта – фильма об образовательной организации, приуроченного к празднованию 50-летия школы.
Дорогие коллеги! Вам хорошо известно выражение «времена не выбирают…». Мы осуществляем свою профессиональную деятельность во времена непрекращающихся перемен и инноваций в образовании, во времена разработки и внедрения оригинальных концепций обучения и воспитания, во времена введения в действие новых документов и регламентов. Это, безусловно, непростые, но интересные времена, т.к. мы чувствуем свою причастность к созданию нового образовательного пространства в государстве, свою ответственность за судьбы подрастающего поколения, свое влияние на формирование культурного уровня всех участников образовательного процесса.
(слайд 23) Римский философ Сенека говорил, что «только время принадлежит нам». И часто вдогонку стремительно уходящим минутам, часам и дням хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье!» Сегодня мы решили хоть ненадолго замедлить ход времени, задержаться в прекрасной атмосфере новогодних и рождественских праздников, остановить циферблат часов и превратить его в сладкий сувенир – торт-часы. Приглашаем всех вкусить свою минутку счастья и радости!
(слайд 23) Спасибо за внимание!
Источники информации:
academy-prof.ru›blog/profstandart-pedagoga-2017
government.ru
infourok.ru›…professionalnyy__standart__pedagoga…
kremlin.ru
минобрнауки.рф
17