СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические чтения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно - нравственное воспитание на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Педагогические чтения»

Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством урока математики.



« СИЛА ЗНАНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПРАВЛЕНА НА НУЖНОЕ ЧЕЛОВЕКУ: НА ЕГО НРАВСТВЕННОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВО»

Л.Н.Толстой

В современной России и мире в целом складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Духовно-нравственное воспитание- это реальная возможность восстановления социального института, преемственного по отношению к лучшим педагогическим традициям прошлого и способного ответить на вызовы времени.

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания необходима единая трактовка, что есть «нравственность», «духовность». «Духовность» -это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу; стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу. «Нравственность»-это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющем ясность его духовного зрения. Основой являются духовные качества личности педагога: вера, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведет, важно, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности.

Я считаю, что наряду с другими предметами, математика обладает большим воспитательным потенциалом. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.  Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Поэтому надо показывать такие воспитательные моменты на уроке, чтобы оставили след в душе ребенка. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира.

Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Вообще, владение математикой - это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать. Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.

Бывает, звучат на уроке слова: «Зачем учить эти функции, формулы, теоремы, ведь в жизни мне это не пригодится». А, действительно, зачем? И первый в учебном году урок математики может быть посвящён теме «Почему нельзя жить без математики?». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. Цель урока – показать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и в практической жизни. Например, в 5 классе при ответе на вопрос «Какой автомобиль опаснее для пятиклассника, начавшего движение по пешеходному переходу?» или Задача: Ширина проезжей части дороги 15м, зеленый сигнал светофора горит 20 сек. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу? дети видят как математика «помогает» практически оценить ситуацию и избежать неприятных последствий для своего здоровья. Дискусия о развитии математики приводит ребят к выводу о том, что математика – это наука, которая постоянно развивается, меняется и требует того же от тех, кто ею занимается.


Как пример, картина Николая Петровича  Богданова-Бельского  «Устный счет» замечательно показывает мыслительный процесс, который происходит при поиске решения задачи. (Коллекция «Третьяковская галерея. История одного шедевра»)

В качестве примера  приведу учебный фрагмент о задаче, изображенной на этой картине.

…Урок математики. Ребятишки решают сложную арифметическую задачу, написанную на классной доске. Она часто попадает в занимательные книги по математике, наряду с задачами Эйлера, Евклида, Ньютона и других выдающихся учёных. С неподдельной любовью изобразил Богданов-Бельский своего учителя. Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Убедительно и точно автор характеризует ребят, раскрывая характер каждого, их увлечённость уроком. Живописец раскрывает в детях такие качества, как пытливость, достоинство, благородство. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: Попробуйте сосчитать устно.  - Не получается? Не у вас одних. Многие считают, что не могли в сельской школе такое решать, и решить эту задачу можно только с помощью калькулятора. 

А считать просто. Всё гениальное просто как дважды два.







Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (Аристотель)



Факты свидетельствуют о том, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имея хороший нравственный облик, живут, соблюдая некие нравственные нормы. Все обучающиеся знают кто такой Пифагор. Но не всем известен тот факт, что не смотря на то, что два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью.

 Статую красит вид, а человека – деяние его.

 Истинное отечество там, где есть благие нравы.

 Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.

 Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне.

Прекрасным материалом  для развития чувства патриотизма являются сведения из истории  развития математики.

Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Л.Ф.Магницкого, Л.Л. Чебышева, К.Э. Циолковского и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективнее, если она будет проводиться на всех этапах урока. Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку, эпиграфом могут быть высказывания о математике и математиках, а могут быть нравственного содержания. 


Например: 

  1. «Человек есть дробь. Числитель-это сравнительно с другими- достоинства человека, человек- знаменатель, это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя- свои достоинства- не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя- свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству». Л. Н. Толстой. 

  2. «……мы проиграли русским за школьной партой» Дж. Кеннеди. 

  3. « Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.

Строгие правила умножения положительных и отрицательных чисел истолковать новым образом:

 « Друг моего друга – мой друг»: ( + · + = +)

 «Враг моего врага – мой друг»: ( - · - = +)

 «Друг моего врага – мой враг»: (+ · - = - )

 «Враг моего друга – мой враг»: (- · + = - )

Глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и  трудового в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи  помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным,  вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать. Наряду с решением готовых текстовых задач обучающиеся должны учиться преобразованию и составлению, т.е. творческой работе над задачей. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи

На уроках математики, как правило, часто отправляются в путешествие и по страницам сказок, и даже в космос. Перед праздником Победы обычные тренировочные задания связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.

5 класс. Тема: «Действия с дробями». Задачи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне:

Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей.  Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?

Задача 2 : В Похоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-ой танковой армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?

В 8 классе при прохождении темы  «Таблица квадратов и квадратных корней»имеет место рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института  Академии наук и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

В 9 классе ребята узнают, что под руководством академика Л.Н.Колмогорова и его учеников работы в области теории вероятности использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника.  Исследования  Л.Н.Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии. Труды Л.Н.Крылова  по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались  нашими военно-морскими силами во время войны.

Приведу примеры задач. 
1. Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них- истребитель «ЯК-3». Максимальная скорость «ЯК-3»720км/ч, а немецкого истребителя «Мессершмита109» на 120км/ч меньше. Найди скорость немецкого истребителя. 
2. Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии 


Боевые силы

Красная армия

Германские войска

Личный состав

1.200.000

1.800.000

Танки

990

1.700

Самолеты

667

1.380 

     

Выполнив задание, вы прочитаете пословицу

а) 0,71 + 0,8; д) 1,8 +0,1; и) 22,9 8– 2,4; н) 8 – 2,7; с) 6,86 * 3;

б) 2,3 + 2,2; е) 17,02 + 3,56; к) 5,35 – 3; о) 3,5 -1,7; т) 1,9 * 1

в) 5,4 + 1,3; ж) 12 + 1,2; л) 3,78 – 1,78; п) 9,863 -0; у); 0,3 * 6;

г) 0,32 + 0,47; з) 3,09 + 2,21; м) 1 – 0,3; р) 18,62 -18,62; ф) 0,18 * 10;

х) 0,52 * 100; щ) 18 : 4;

ц) 5 * 0,9; ы) 12,3 : 3;

ч) 60 * 0,4 э) 9,4 : 4;

ш) 4,7 : 2 ю) 1,4 : 0, 7

0,7


1,8


5,3


2


2,35


13,2


134,31


20,58


0,79


1,9


20,58


6,7


4,5


1,51

У


Е


М


Ь


Т


-


М


А


И


Н


А


Д


О


Р

24


4,5


2,35


1,8


4,1


2


2,35


4,5


20,58


52


1,8


1,9


9,863


0

С


О


Т


Е


Я


Ь


Т


О


А


П


Е


Н


Й


З















Ответ: Родина – мать, умей за нее постоять.

Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Для примера можно рассмотреть такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:

а) площадь зелёных насаждений школьной территории?

б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»

Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

На своих уроках можно использовать такие задачи:

В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.

Также на уроках возможна работа по борьбе с вредной привычкой подростков - курением. 5 класс Повторение

1. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет? ОТВЕТ:30 дней 10 часов

2. Если средняя продолжительность жизни в России около 60 лет, то на сколько ее сокращает курильщик, выкуривающий в день 20 сигарет? ОТВЕТ: минимум на 6 лет

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Если кто-то из ваших близких курит, выясните, сколько сигарет они выкуривают в день и на сколько они укорачивают свою жизнь.

3. Какую сумму мог бы сэкономить человек, бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет 25 рублей, а выкуривает он ее за два дня? ОТВЕТ:4562,5 руб

4.При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,9 мг? Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда?

Решите примеры и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом.

0,2 7,28*50

91,6*4*0,25

0,125 *8 * 5,49

0,4*7,2*5*0,02*25

0,5*12,5*0,538*20*0,8

2,3*7,9+7,7*7,9

14,5*3,8-14,5*1,8

17,2*8,5+17,2*91,5

64,08*0,02-4,08*0,02

44,16*6,08+6,08*55,84

91,6-ацетон, 608-цианид водорода, 172-РТУТЬ, 29-кадмий, 538-мышьяк, 72,8-окись углерода, 1,2-аммиак, 5,49-свинец, 79- формальдегид, 7,2-толуол

Прочитайте выражения, найдите их значения и узнайте самые распространенные внешние проявления курения.

(х+у)2,если х=5,84, у=7,06

Х22,если х=4,7, у=3,2

Х33,если х=0,7, у=0,3

(х-у)3,если х=5,8, у=4,9

0,729-разрушение зубов; 11,64- подвижность;0,316-неприятный запах изо рта;

3,16-румяные щеки;116,41-ранние морщины; 1,85-выносливость ;11,85-серый цвет лица

6 класс Повторение

1. Неразумный молодой человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 40 руб. Какой процент своего месячного заработка он тратит на сигареты, если он зарабатывает 8 000 рублей в месяц?

2. 0,4 из 30 учащихся шестого класса считают, что курение приносит сильный вред организму, 5/9 оставшихся не собираются никогда в жизни пробовать курить, еще шестеро испытывают неприязнь к курящим. Сколько человек из шестого класса не сформулировали свое отношение к табаку? К какой группе отнесешь себя ты?

3. Одна сигарета содержит до 2,1 мг. никотина, яда более сильного, чем стрихнин. При курении дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда-40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты?

ОТВЕТ:14 мг; 35%

Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».

Будем надеяться, что призывы к добру и справедливости найдут отклик в ещё несформировавшихся нравственно детских душах. И в заключение процитирую слова  К.Э. Циолковского «Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».