- Образовательная технология - в сфере образования (педагогическая, социальная, культурологическая, управленческая, экономическая и т.д.)
- Педагогическая технология – в сфере педагогики (обучение, воспитание)
- Метод – путь, способ организации познавательной деятельности учеников
- Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам
- «Технология» - греч. «учение о педагогическом искусстве, мастерстве»
- Методика – как?
- Технология - как это сделать оптимально?
МЕТАТЕХНОЛОГИИ
РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
МАКРОТЕХНОЛОГИИ
РЕШЕНИЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ
МЕЗОТЕХНОЛОГИИ
РЕШЕНИЕ ЧАСТНОМЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
МИКРОТЕХНОЛОГИИ
РЕШЕНИЕ УЗКОМЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
- Ян Амос Коменский – создатель классно-урочной системы обучения.
- Цель – овладение основами наук, всестороннее развитие личности. «Школа знаний»
- Обучение – целенаправленный процесс трансляции ЗУН ученикам
- Групповая форма обучения
- Принцип природосообразности
- Учитель – субъект, ученик – объект обучения
ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ
НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ
-СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ
-ШАБЛОН, ОДНООБРАЗИЕ
-ТЕХНОКРАТИЗМ СОДЕРЖАНИЯ
-УПОРЯДОЧЕННАЯ, ЛОГИЧЕСКИ ПОСТРОЕННАЯ ПОДАЧА МАТЕРИАЛА
-ЛИШЕНИЕ УЧЕНИКОВ ФУНКЦИЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ПЛАНИРОВНАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ
-ОГАНИЗАЦИОННАЯ ЧЕТКОСТЬ
-УЧЕНИКИ ИЗОЛИРОВАНЫ ДРУГ ОТ ДРУГА В ОБЩЕНИИ
-ОТСУТСТВИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫБОРА
-ПОСТОЯННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
-ПАССИВНОСТЬ ИЛИ ВИДМОСТЬ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ
-ОПТИМАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ РЕСУРСОВ ПРИ МАССОВОМ ОБУЧЕНИИ
-УСРЕДНЕННЫЙ ПОДХОД
-ОТСУТСТВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
-НЕГАТИВИЗМ МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ И АЛЬТЕРНАТИВИЗАЦИЯ ТО
- ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
- ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Ш.А. АМОНОШВИЛИ
- СИСТЕМА Е.Н. ИЛЬИНА
- ТЕХНОЛОГИЯ ВИТАГЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ А.С. БЕЛКИНА
- Это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная совместным анализом хода и результатов этой деятельности
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений
- Преобладающие методы – проблемно-поисковые, творческие, игровые
Технология «Обучение в сотрудничестве»
" Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни."
- " Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни."
- " Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни."
Четыре «кита» педагогики сотрудничества
Гуманно-личностный
подход к ребенку
Концепция
гуманистического
коллективного
воспитания
обучение в
сотрудничестве
Дидактический
активизирующий
и развивающий
комплекс
Педагогизация
окружающей
среды
- ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
- ИНТЕРАКИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
- ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
- ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СХЕМНЫХ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (В.Ф. Шаталов)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ (ПО МЕТОДИКЕ)
РОЛЕВЫЕ
СЮЖЕТНЫЕ
ДЕЛОВЫЕ
ИМИТАЦИОННЫЕ
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ
ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ
ТРЕНИНГОВЫЕ
- Имитационные – имитируется деятельность, события, обстановка, условия и т.д.
- Операционные - моделируется рабочий процесс (ведение агитации)
- Исполнение ролей – отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей какого-либо лица
- «Деловой театр » - инсценировка реальной ситуации
- Психодрама и социодрама – инсценировка социально-психологических ситуаций
ЭТАП ПОДГОТОВКИ
РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЕВ
ПОДГОТОВИТЕЛЬ НЫЙ ЭТАП
ПЛАН ИГРЫ
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВВОД В ИГРУ
ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
ИНСТРУКТАЖ
РЕГЛАМЕНТ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП
ГРУППОВАЯ РАБОТА С ЗАДАНИЕМ
РАБОТА С ИСТОЧНИКАИ
ТРЕНИНГ
АКТИВИЗАЦИЯ РОЛЕЙ
МЕЖГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ
ЭТАП АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ
ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП
ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ
РАБОТА ЭКСПЕРТОВ
ВЫВОД ИЗ ИГРЫ
АНАЛИЗ, РЕФЛЕКСИЯ
ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Цель – приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков, развитие творческих способностей
- Создание проблемной мотивации
- Построение оптимальной проблемных ситуаций
- Отбор и использование самых актуальных сущностных задач
- Учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности
Знакомство с литературой
Построение выводов, заключений
Постановка проблемы
Проверка гипотез, построение обобщений
Анализ и синтез данных
Формулирование гипотезы
Сбор данных
- Это обучение с двусторонним обменом информации между учителем и учениками
- Цель – вывод ученика на позицию субъекта обучения, активизация индивидуальных умственных процессов
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии
- Равноправные S - S отношения
- Позиция «Я – хороший, ты – хороший»
- Позиция «Поймите меня правильно»
- Истина превыше всего
- Краткость – сестра таланта
- Уважение и дружелюбие при высказываниях
- «Дебаты» – фр. «прения, обмен мнениями»
- Цель – развитие логического и критического мышления школьников, навыков устной речи, способности работать в команде
таймкипер
Задача – склонить судей и зрителей к своей точке зрения
3 спикера
отрицающей
команды
3 спикера
утверждающей
команды
- СВОБОДНЫЕ ДЕБАТЫ
- ПАНЕЛЬНЫЕ ДЕЬАТЫ
- СИМПОЗИУМ
- ЭКСПРЕСС-ДЕБАТЫ
- МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ДЕБАТЫ
- КРУГЛЫЙ СТОЛ
- «АКВАРИУМ»
- ПОДСЧИТЫВАЮЩАЯ ДИСКУССИЯ
- «ПРОЕКТ» - лат. «брошенный вперед»
- Разработка и создание учеником под контролем учителя нового продукта, имеющего практическое значение, с последующим публичным его предъявлением
По виду деятельности
- Социально значимые
- Исследовательские
- Информационные (обработка статистики)
- Творческие (практико-ориентированные)
- Педагогические
По затратам времени
- Краткосрочные (2-6ч)
- Среднесрочные (12-15ч)
- Долгосрочные (четверть, полугодие, год)
По количеству участников
По предметно содержательной области
- Монопроекты (по одному предмету)
- Межпредметные проекты
Разработка проекта
Создание (изготовление)
проекта
Презентация(защита)
проекта
поиск проблемы,
выбор темы
обоснование
Почему это для меня важно ?
целеполагание
Зачем нужен проект ?
постановка
задач
Что я должен
сделать, чтобы
проект получился ?
выбор методов
и способов деятельности
Как я это сделаю ?
ожидаемый результат
Что я получу ?
5
1
2
4
3
1- ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
2- ИДЕИ
3- ОТБОР ГЛАВНОЙ ИДЕИ И ЕЕ ПРОРАБОТКА
4- ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОДУКТА
5- ИСПЫТАНИЕ, ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА
- Цель - развитие творчества ученика
- Мотивация успеха
- Активные методы обучения (беседа, диспут, совместный поиск)
- Самостоятельность в приобретении знаний, освоении способов познания мира
- Групповые и индивидуальные формы организации деятельности
- Учитель – помощник, советчик, консультант, координатор
- Результат – творческая самореализация учащегося
- ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
- ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
- ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (КСО)
- ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средства программированного обучения – печатные пособия, электромеханические устройства, компьютерные обучающие средств а
информация
упражнение
контроль
- «Дифференциация» - лат. «разделение, расслоение целого на части»
- Дифференцированное обучение – форма организации УП, когда учитель работает с группой учеников, составленной с учетом наличия у них общих качеств
- Цель – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей
-Модель «внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация»
-Модель «Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов»
-Модель «Смешанная дифференциация»
Технология разноуровневого обучения
Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные “Минимальными требованиями..”, остаются едины для всех уровней обучения.
- Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные “Минимальными требованиями..”, остаются едины для всех уровней обучения.
Технология уровневой дифференциации
положительное
отрицательное
Исключается «усреднение»
Деление детей по уровню развития негуманно
Появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному
Социально неравенство
Отсутствие в классе отстающих
Слабые лишены возможности тянуться за сильными
Более эффективная работа с трудными учениками
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение
Реализуется желание сильных более быстро и глубоко продвигаться
Нет совершенной объективной диагностики
Повышается уровень мотивации в сильных группах
Понижается уровень мотивации в слабых группах
В группе детей с одинаковыми возможностями ребенку учиться легче
Перекомплектование разрушает коллективы классов
Три типа программ разного уровня сложности (А, В, С), между которыми существует строгая преемственность.
При повторении широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.
Первый вариант С – включает задания базового стандарта
Второй вариант В – включает дополнительные задания из учебника
Третий вариант А – включает задания из дополнительной литературы
Формы работы – групповая работа, семинары, зачеты, работа в парах, консультирование
- АВТОР – В.В. Фирсов
- Введение двух стандартов
(принцип минимакса) – базовый уровень и уровень повышенной подготовки
Принцип: «Возьми сколько можешь, но не меньше обязательного»
Оценка методом сложения
Досдача зачетов по темам
- КСО – такая организация обучения, когда каждый учит каждого путем общения в динамических парах сменного состава
- Ребенок выступает поочередно учеником или учителем
- Цель – усвоение ЗУН, своевременная их коррекция, формирование самостоятельности в обучении
Работа в динамических
парах
Формирование
групп, пар
Определение
целей
Установление
правил
деятельности
Подведение
итогов
(зачеты)
ученик
Индивиду-
альная
помощь
Текущий
контроль
учитель
общественный актив
- АВТОР теории – Выготский Лев Семенович («развивающее обучение только то, которое идет впереди развития»)
- Система интенсивного всестороннего развития ЛВ Занкова («управление учителем психическим развитием ученика»)
- Система развития интеллектуальных способностей ребенка ДБ Эльконина и ВВ Давыдова
Личностно ориентированное развивающее обучение
Личностно-ориентированное образование — такое образование, в котором личность ученика в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель—учебник—ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик—учебник—учитель.
В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового”понятия - ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.
34
- Учет индивидуальных особенностей и уровень развития
- Обучение опережает развитие, происходит в ближайшей зоне развития ребенка
- Ребенок – субъект обучения
- Цель – формирование способности добывать знания
- Это процессы подготовки и передачи информации с помощью компьютера
- Формирование у ученика умения работать с информацией
- Решение проблемы индивидуализации обучения
- Возможность выбора учеником форм и методов работы
- Интерактивность средств обучения
- Использование компьютера на любом этапе урока
- Повышение мотивации к учению (мотивация успеха)
- Технология компьютерного урока
Урок=В+А+Ин+З+Кон+Кор+Об+Дз
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Полная замена деятельности учителя ИКТ
Частичная замена деятельности учителя ИКТ
Фрагментарное использование ИКТ
Использование тренинговых программ
Использование диагностических и контролирующих материалов
Выполнение домашних заданий
Построение графиков, вычисления на компьютере
Использование игровых и занимательных программ
Использование мультимедиаматериалов
Применение пользовательских программ
Использование Интернет
- Средства телекоммуникаций:
Компьютерная сеть
Электронная почта
Телефакс, телетайп
Факс-модем
Спутниковая связь
Сотовая связь
Сайт
- Сетевые проекты
- Дистанционные телеконференции
- Дистанционное обучение
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ .
ФОРМЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА УЧЕНИКА:
- индивидуальная работа с обучающей системой;
- проектный метод работы;
- моделирование: использование готовых моделей и разработка новых;
- сбор информации в Internet;
- автоматические системы тестирования;
- игровые формы, конкурсы, викторины;
- коммуникации;
- собственное информационное пространство;
- создание и использование на уроках презентаций
ФОРМЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА УЧИТЕЛЯ
- создание и использование средств организации:
- учет успеваемости
- учет учебной и внеучебной
деятельности ученика
- использование инструментальных учебных программ;
- участие в телеконференциях, чатах и форумах;
- использование Web-технологий
-Снимает проблему несоответствия объема знаний количеству времени, предусмотренному на его усвоение
-Материал излагается не линейно, а концентрически – 2-3 раза в виде законченных систем
Технологии:
- УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ
- МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
- ИНТЕГРАЦИЯ
- КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
- Работа в малых группах
- Объяснительно-иллюстративный метод объяснения материала
- Вербальные, наглядные средства обучения
Модуль – логически выделенная в учебной информации часть, имеющая целостность и законченность. При традиционном обучении система модулей объединяется в один предмет.
Блок - часть учебного материала, выделенная по какому-либо признаку.
Укрупняются блоки теоретического материала. Сжимается учебная информация.
Самообучение
Методы обучения: репродуктивные, проблемные
Принцип сотрудничества ( S - S отношения)
Дифференциация обучения
Учитель становится консультантом
- Ученик самостоятельно работает с индивидуальной программой, содержащей некоторое количество модулей
- Ведущий элемент – проблемное обучение (проблемное ситуации)
- Один из главных элементов – система оценивания (традиционная форма оценки, рейтинговая система, зачетная система)
ВХОД
(тест)
ВВОДНЫЙ
МОДУЛЬ
(ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ,
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ,
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
МОДУЛЬ
(ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА,
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ)
ПРИКЛАДНОЙ
МОДУЛЬ
(ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛА
НА ПРАКТИКЕ,
УГЛУБЛЕНИЕ,
ВЫХОД
(ТЕСТ)
Технология ПОРТФОЛИО -“Портфель ученика ”
«Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика…
Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:
1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности…
2. Систематичность и регулярность самомониторинга.
3. Структуризация материалов “Портфеля”, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратность и эстетичность оформления материалов “Портфеля”.
5. Целостность, тематическая завершенность представленных в “Портфеле” материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации “Портфеля” ученика.”