Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
факультет непрерывного образования
кафедра теории и практики непрерывного образования
Курсы по теме «Подготовка педагога к инновационной деятельности в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС»
Итоговая практико-значимая работа
Педагогические условия реализации ФГОС
на уроках физики
Выполнил: слушатель Кобзарь Елена Владимировна,
учитель физики МБОУ СОШ Чехов-3,
группа № 45.
Проверил: Перминова Л.И., доктор педагогических
наук, профессор кафедры управления
персоналом Московского института
открытого образования.
2016 г
Московская область,
Чеховский район,
г. Чехов-3
Содержание
I.Введение………………………………………………………………стр. 3
II. Основное содержание……………………………........................... стр. 3-5
1.Обзор литературы по рассматриваемой проблеме и подходам к её решению…………………………………………………………………стр. 3,5
2. Теоретико – методологические основания…………………….стр. 4,5
2.1. Педагогические условия реализации ФГОС и современный подход
к проектированию урока в информационной образовательной
среде…………………………………………………………..стр. 4
2.2. Урок в современной информационной
образовательной среде…………………………………….стр. 5
2.3. Технологическая карта урока………………………………стр. 5,6
3. Методическая разработка по теме: технологическая карта поурочного формирования УУД (ОУУН)по физике в 7 классе «Давление. Единицы давления»…………………………………………………………приложение 1
III.Заключение: …………………………………………………………стр. 6,7
IV. Список литературы…………………………………………………стр. 7
V. Приложения………………………………………………………….стр.8-14
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
Конфуций
I.Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности, обеспечения развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Введение ФГОС - революционный этап модернизации российского образования. Стандарт выдвигает новые социальные требования к системе школьного обучения и ориентирует на становление личностных характеристик выпускника.
Невозможно представить себе современного учителя, который без изучения дополнительной педагогической и методической литературы смог бы обеспечить соответствующий уровень образования для каждого ученика.
Физика как школьный предмет относится к категории самых сложных. Пробудить интерес к предмету, не отпугнуть сложностью, вызвать на каждом уроке ощущение новизны познаваемого - вот задача современного учителя. Развитие творческой, самостоятельной личности средствами учебного предмета – проблема, актуальная в настоящее время.
Целью моей работы является изучение теоретических основ по теме, связанных с реализацией ФГОС по физике и разработка технологической карты формирования УУД (ОУУН) по данному предмету в 7 классе.
При выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по организации современного урока физики и педагогических условий реализации ФГОС.
Изучить современные образовательные технологии, оптимально-реализуемые на уроках физики в условиях введения ФГОС ООО.
Изучить типы уроков по ФГОС в предметной области физики.
Разработать технологическую карту урока физики в 7 классе по теме «Давление. Единицы давления».
Обобщить изученный материал.
Продуктом работы будет презентация и технологическая карта урока, соответствующего требованиям ФГОС.
II. Основное содержание
1.Обзор литературы по рассматриваемой теме
При написании данной работы мною были использованы федеральный закон об образовании в Российской Федерации, концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, научная и методическая литература, статьи в периодических изданиях, обобщенный опыт учителей других школ.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы, явились работы Перминовой Л.М. «Современный урок: методология, конструирование, анализ»(методическое пособие), Чернобай Е.В. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде», А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»( пособие для учителя) и методическая литература по физике.
2. Теоретико – методологические основания
2.1. Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который ставит перед учителем задачу формирования универсальных учебных действий, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Теперь новые знания учащиеся должны получить в процессе самостоятельной деятельности, а не в готовом виде от учителя. И перед нами, педагогами, уже не стоит задача объяснить, показать, рассказать. Нам необходимо организовать работу детей таким образом, чтобы они сделали собственное открытие, додумались до решения проблемы урока и определили свои действия в новых для них условиях.
Школьный курс физики - основной компонент естественно - научного образования школьников. Он обеспечивает формирование у учащихся единой физической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества. Школьный курс физики — системообразующий для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
2.2. Урок в современной информационной образовательной среде
Современный подход к проектированию урока в информационной образовательной среде предполагает три основных этапа:
определение и анализ планируемых образовательных результатов,
подбор видов учебной деятельности, соответствующих запланированным образовательным результатам,
отбор средств обучения для реализации этих видов учебной деятельности.
Согласно образовательным стандартам общего образования информационно-образовательная среда общеобразовательной организации должна включать в себя комплекс ролевых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде.
В основание новой технологии урока заложены три постулата:
Первый постулат: "Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины". Стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний: путь к истине - путь расширения и обогащения духовного мира личности ребёнка, приобретения способности осознавать жизнь, оценивать жизнь и определять своё отношение к миру как таковому.
Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.
Второй постулат: «Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он должен быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.
Третий постулат: "Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысший ценностью". Гуманизация воспитания - ключевой элемент нового педагогического мышления, требующий изменения отношений в системе "учитель-ученик" - установления атмосферы доверия, уважения к личности ребенка и сотрудничества с ним.
Учитывая современные тенденции развития информационно-индустриального общества (Л.И. Абалкин), интеллектуально насыщенных экономик и производств, интеграционные процессы, поликультурные взаимодействия для решения глобальных, экологических проблем, отметим значимость социокультурных факторов, которые должны найти отражение даже в «клеточке» учебного процесса – уроке и проявиться как его признаки. К ним относятся:
- ценностно-целевая направленность урока; наличие ведущей идеи урока;
- системный характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (взаимоотношение, диалог, усложнение деятельности от начала урока к концу урока); высшая степень организации и самоорганизации учителя и учащихся;
- разнообразие методов и приемов обучения; ориентация на овладение универсальными способами деятельности (общеучебными умениями и навыками; исследовательскими умениями; ключевыми компетенциями; функциями научного знания;
- гибкое использование компьютера и ИКТ в их функциях – вспомогательной-методической, оптимизации, креативной;
- гуманное отношение, информационная культура учителя и учащихся (использование социокультурных технологий «выбор, диалог, театр, проект, и др.» при дидактической четкости структуры урока;
- индивидуально – личностная направленность обучения.
2.3. Технологическая карта урока
Изучив технологию конструирования и анализа урока, дидактическую матрицу к конструированию урока(на основе системно-деятельностного, логико-дидактического и компетентностного подходов), дидактические модели(типология и вариация уроков) по методическому пособию Перминовой Л.М., прослушав курс лекций и опираясь на собственный опыт работы в школе учителем физики, я пришла к выводу, что могу попытаться
разработать урок по новому, в контексте стандартов нового поколения.
А так же создать технологическую карту поурочного формирования УУД (ОУУН) как продукт, изучив и рассмотрев различные виды и примеры технологических карт, используемых учителями, работающими по ФГОС сегодня.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Задача технологической карты урока – отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
3. Методическая разработка по теме: технологическая карта поурочного формирования УУД (ОУУН) по физике в 7 классе.
Тема «Давление. Единицы давления»
(Приложение 1)
III. Заключение.
В ходе работы изучив подробно литературу по данной теме, можно сделать вывод о том, что к современным детям нужен иной подход, нежели к детям 20 века, а соответственно и в процессе обучения учителям необходимо использование новых форм и методов работы. Таким образом, структура современного урока, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту 2 поколения позволяет достичь необходимого уровня в процессе обучения, и существенно повысить его качество.
В данной работе были изучены структура современного урока физики и новые технологии, применимые в построении урока по новым образовательным стандартам. В результате была разработана технологическая карта урока физики 7 класса по теме «Давление. Единицы давления».
Представленная работа имеет большое практическое значение, так как помогает учащимся формировать умение работать с текстом, составлять структурированные таблицы, экспериментировать, работать с различными источниками информации, анализировать полученный материал, умение делать выводы на основе проведённого анализа.
Данная разработка поможет другим учителям умению готовиться к урокам по новым стандартам ФГОС.
Представленные в работе учебно – методические материалы по организации и проведении современных уроков на основе системно – деятельностного подхода по ФГОС второго поколения могут быть использованы учителями – предметниками в своей практической деятельности при преподавании физики в основной школе, для подготовки к выступлениям на заседаниях методических объединений и педагогических советов.
IV. Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект .Рос. акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. —М., 2008.
Примерные программы по учебным предметам. Проект. Из серии «Стандарты второго поколения» Физика. 7-9 классы. Москва «Просвещение» 2011 г.
Е.В.Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Москва «Просвещение» 2014 г.
Перминова Л.М. «Современный урок: методология, конструирование, анализ»(методическое пособие), Москва, 2009.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Москва. «Просвещение». 2013 г.
Ю.В.Казакова. Поурочные разработки уроков 7-8 классы. Развитие интеллектуальных способностей учащихся. Москва. Илекса. 2010 г.
6