
Васильева Татьяна Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болгарская средняя общеобразовательная школа №2»
Спасского муниципального района РТ
Педагогическое кредо:
«Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте»
В.О. Ключевский
Педагогический стаж: 25 лет
Должность: учитель начальных классов
В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрать, правильно ли он выбрал профессию. Такой момент наступил и в моей жизни.
Почему я выбрала профессию учителя? У нас в роду были учителя. Мои тёти: Коновалова Надежда Александровна, Васильева Маргарита Александровна, Семёнова Валентина Александровна, проработали в школе более 40 лет. Не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Ведь эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома.
В детстве я всегда себе задавала вопрос: «Почему же мои родные выбрали эту трудную профессию учителя? Ведь профессия эта нелегкая, требующая терпения, трудолюбия». Думаю потому, что это было их призванием. Я никогда от них ни одного плохого слова о школе. О своих учениках они всегда говорили с теплотой, даже несмотря на то что ученики нередко бывали и трудные. Удивляло, как все они преданны своей работе, насколько любят её и с каким трепетом рассказывают о ней. Именно поэтому вопроса «Кем быть?» для меня не существовало. Я с раннего детства решила, что буду учителем.
Но почему я решила стать именно учителем начальных классов? Примером для меня стала моя первая учительница Царёва Вера Николаевна. Требовательный, но ласковый голос, доброжелательное отношение к нам, её ученикам - это я запомнила на долгие, долгие годы. Совместные прогулки, экскурсии, праздники, выпуски стенгазет, инсценировки сказок – всё это я бережно храню в своей в моей памяти. А сколько тогда радости было в наших детских глазах: радость общения, радость деятельности и достижений. А это, я считаю, главный секрет успеха, ведь известно, что «хорошо выучится лишь то, что училось с радостью». Выбор специальности был очевиден: я решила, что стану учителем начальных классов и буду похожа на свою первую учительницу.
Учитель начальных классов – профессия особая, требующая большой ответственности и большой любови. Любовь – определяющее условие этой специальности. Прежде всего это любовь к детям, без которой вряд ли можно стать учителем. Затем любовь к труду: профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. И непременно любовь к жизни: без оптимизма невозможно испытать радость открытия. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть, даже и на шаг впереди.
С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого, к сожалению, не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать.
На уроках я стараюсь часто улыбаться, но бываю при этом требовательной и строгой, заставляю думать каждого ученика, учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других, вношу разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.
Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.
Наверное, нет родителей, которые не мечтали бы о том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого-то способности проявляются раньше, у кого- то позже.
В связи с этим, важным аспектом своей работы считаю дифференцированный подход в обучении. Учебный процесс строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
С целью эффективности образовательного процесса, передо мной возникает необходимость использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, коллективную, самостоятельную. Но в силу того, что в моём классе учатся 26 детей, использую чаще работу в группах, реализуя принцип взаимопомощи, когда более сильный ученик курирует более слабого.
Я считаю, что важно не просто учить предмету, а необходимо формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.
Школа – это мой дом. Ей я отдаю практически всё свое время и много силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, вспоминаю горящие глаза любознательной Валерии, неожиданный вопрос целеустремлённого Никиты, улыбку непоседливой Арины, точного вывода интеллектуального Романа и с новыми силами начинаю следующий учебный день.
И поразмыслив обо всём, я уверенно могу сказать, что я счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…
5