Просмотр содержимого документа
«Педагогическое эссе на тему «Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?»»
«Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?»
Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.
Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной.
Ключевыми особенностями ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании современного урока определены:
системно-деятельностный подход лежащий в основе стандарта;
требования к результатам освоения основной образовательной программы;
Становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития УУД – личностных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков).
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующее:
Субъективизация ( ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса).
Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС — технологические карты.
Технологические карты — это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания; планировании способов достижения намеченной цели; осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка); осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений; рефлексии деятельности по итогам урока; выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.