СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое исследование на тему: «Игра как способ активизации познавательной деятельности и форма контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы философии».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены структура педагогического исследования, описаны этапы исследования на тему "Игра как способ активации познавательной деятельности и форма контроля знаний и умений обучающихся" на примере дисциплины "Основы философии"

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое исследование на тему: «Игра как способ активизации познавательной деятельности и форма контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы философии».»

Структура педагогического исследования.

I. Аппарат исследования



Тема исследования: «Игра как способ активизации познавательной деятельности и форма контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы философии».



Актуальность

  • Есть ли такая потребность у общества

  • Выясняется, существует ли потребность в данном исследовании

  • Рассматривается состояние практики, решается ли массовой практикой данный вопрос

  • Разработанность вопроса в теории


  • Снижение интереса и мотивации к обучению

  • Сложность восприятия студентами дисциплины «Основы философии»

  • Разнообразие учебного процесса

  • Использование новых форм контроля знаний и умений обучающихся


Проблема

Задача, препятствие

Вопрос, решение которого представляет интерес

Разрыв в системе, это неизвестная часть противоречия, которая может быть раскрыта посредством исследования. Проблема может быть сформулирована в виде проблемного вопроса, в котором фиксируется предмет исследования


Является ли игра эффективным способом для активизации познавательной деятельности обучающихся?

Может ли игра быть формой контроля получаемых знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы философии»?

Выработка концептуальной идеи

Вклад автора в решении проблемы

Разработка игровых заданий, стимулирующих изучение и понимание дисциплины «Основы философии» обучающимися, и соответствующих требованиям по каждой специальности.

Объект

Часть теории и практики, в пределах которой идет реализация цели. Как правило, это педагогический процесс

Процессы:

управленческий, образовательный, развития, психолого – педагогического сопровождения и т.д.

Обучающая и обобщающая игра в образовательном процессе.

Предмет

Часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта, познание которой обеспечит совершенствование объекта в целом

  • Прогнозирование

  • Диагностика

  • Мониторинг

  • Механизмы

  • Тенденции развития

Типы заданий для игр, способствующих активизации познавательной деятельности и служащих формой контроля знаний и умений студентов.

Теоретическая основа

Рассмотрение вопроса в науке, научные школы и направления

1.Эркенова Мадина Анзоровна «Технологические основы игрового стимулирования в педагогике» (диссертация) 2000.

2. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с.
3. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – 256 с.
4. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367 с.
5. Сиденко А. "Игровой подход в обучении"// Народное образование. - 2000.

По проблемам игры человека имеется большое количество исследований. Игру изучали (и изучают) философы, историки, педагоги, культурологи, искусствоведы, социологи и др. В своей книге «Психология игры» Д.Б. Эльконин приводит мнение одного ученого, считавшего, что поиски определения «игры» - не более чем научные игры, так как «игра» не поддается определению.

Роль игры описывают в своих работах педагоги К.У. Байчоров, В.И. Боголюбов, Т.В. Волкова, М.М. Левина, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.П. Шуман, Н.Е. Щуркова и др.

Наиболее полно и ярко сущность и основные направления дидактических основ стимулирования познавательной деятельности студентов на основе игровых технологий раскрыты в работах отечественных психологов и педагогов: Д.Н. Богоявленского, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой, М.В. Кларина, ГС. Костюка, В.А. Крутецкого, АН. Леонтьева, В.В. Макаева, НА. МенчинскоЙ, В.А. Онищука, А.В. Петровского, И.А. Шорова, ДБ. Эльконина и др.

Современные исследователи: Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т, Огородников, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др. - неоднократно освещали отдельные вопросы, связанные с разработкой методов и форм обучения.

Различные стороны игровых технологий являлись предметом внимательного и детального изучения в работах Н.Г. Алексеева, Б.Г. Ананьева, В.М. Демина, М.С. Кагана, В.И. Устиненко, Г.П.Щедровицкого, В.А. Яковлева. Психологиче-

ский анализ дан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным.

Значение слова «игра». Т. Спенсер: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетическими деятельностями одной или общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают сколько-нибудь прямым образом процессам, служащим для жизни».

Брокгауз и Эфрон: «Игра - в правовом смысле есть соглашение под противоположными условиями, с целью удовлетворить известную страсть или провести время. При игре игроками не руководят серьезные, заслуживающие уважения интересы, мотивы, Игра - скука и азарт». 3. Фрейд «...Противоположение игре не серьезность, но действительность». Л.С. Выготский: «...Игра, то есть иллюзорная реализация нереализованных желаний». Ю.М. Лотман: «Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе».ественное и иллюзорно-развлекательное. Но можно найти массу примеров совершенно иного рода: Э. Кант: «Поэзия есть искусство вести свободную игру воображения, как дело разума». Ф. Шлегель: «Свободная игра ощущений и представлений - отличительный признак красоты! Мудрецы верили, что и боги любят игры». Ф. Шиллер: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном смысле этого слова, и только тогда является он человеком, когда играет». И. Хейзинга: «Функция, которая старше и первозданее всей культурной жизни, эта функция есть игра».

Трудно представить себе явление, о котором высказывались бы столь противоположные мнения: от «несущественного для жизни» до «существенного в человеке».

В марксистской литературе вопрос о происхождении и содержании игры был поставлен Г.В. Плехановым «Игра, - указывал он, - есть дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени». Это положение является исходным для исторического понимания возникновения игры. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе. Именно это положение дает возможность понять, почему игра в жизни отдельного индивидуума предшествует труду. В современной психологии проблему исторического исследования теории игры поднимал Е.А. Аркин.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Цель исследования

Мысленное предвидение его результата

Цель деятельности можно ставить лишь на конкретном объекте, предмете

  • Разработка новых методик, технологий, содержания

  • Определение путей, средств, условий совершенствования процессов

  • Определение форм и методов

  • Разработка новых теоретических и практических положений

  • Разработка модели педагогического явления

  • Теоретическое обоснование явления и др.

Разработка комплекса обучающих и обобщающих игр для повышения активности и заинтересованности студентов на занятиях по дисциплине «Основы философии».

Гипотеза

  • Открытие какого либо явления, которое пока невозможно объяснить

  • Всестороннее изучение его

  • Формулирование гипотезы как предположении о причинах, связях и пр.

  • Определение следствий, логически вытекающих из предполагающей причины

  • Проверка того, насколько следствия соответствуют фактам действительности

Уровень активности и заинтересованности студентов повысится, если в образовательном процессе использовать обучающую и обобщающую игру.




II. Структура исследовательской работы


Задачи

Содержание работы

(основные тезисы)

Методы и методики

Результаты

Риски

Задача 1: изучить и обобщить теоретический материал о места и значении игры в образовательном процессе.



    1. Разработанность вопроса в отечественной литературе

    2. Разработанность вопроса в зарубежной литературе

Теоретические методы:

анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Результат 1: на основе анализа современного состояния педагогической науки выявлены и обоснованы различные понимания роли игры в образовательном процессе

Большой объем литературы и интернет-источников

Задача 2:

Изучить различные методики проведения обучающих игр с учетом специальности студентов


1.2. Сравнительный анализ сов- ременных педагогических методик проведения игр;

2.2.систематизация собственного педагогического опыта в исполь- зовании методик проведения игр;

2.3.разработка конспектов занятий с учетом проведения игр;

2.4. разработка модели поведения студентов во время проведения игр


-Метод обработки данных

-сравнение

-анализ

-систематизация

Результат 2:

Разработанные методические рекомендации для проведения игр на занятиях

Недостаточное разнообразие методических пособий по проведению игр

Задача 3:

Разработать комплекс заданий в игровой форме


2.1. Задания познавательные

2.2. задания обобщающие


-Сравнение

-синтез

-обобщение

Результат 3:

Разработанный комплекс заданий

Сложность в разработке заданий с учетом особенностей каждой специальности

Задача 4:

Использовать на практике игры как формы обучения и контроля знаний и умений студентов




2.1. Проведение игр в рамках образовательного процесса

(4 познавательные и 2 обобщающие)

2.2. Участие в игре всегда должно быть свободным выбором студента. В качестве альтернативы игре предлагается написать проверочную работу (например, тестовые задания) по изученным темам.

-практическое применение

-наблюдение

-анкетирование

-сравнение показателей успеваемости

-взаимопосещение занятий

Результат 4:

Внедрения игр в процесс изучения тем и в качестве формы контроля на занятиях «Основы философии»


-Групповые формы работы не всегда могут показать уровень знаний отдельного студента.

-Отказ некоторых студентов участвовать в игре.

-Несерьезное отношение студентов к игре как форме обучения и контроля

-поддержание дисциплины и культуры общения студентов во время занятия.

Задача 5

Скорректировать игровые задания и методики их проведения, запланировать работу на следующий год



Внедрение скорректированной системы игр в образовательный процесс


Самооценка, планирование


Доработанный комплекс заданий и методические инструкции по их проведению для каждой специальности по дисциплине «Основы философии»


Заключение

Игры развивают познавательную активность и заинтересованность студентов в изучении дисциплины «Основы философии», дают возможность проявлять инициативу, самостоятельность, находить решение нестандартных задач. Развивают навыки работы и общения в коллективе. Игры позволяют повысить эффективность обучения. Выступают формой контроля знаний и умений студентов.






Приложение:

Цели и задачи дисциплины «Основы философии», требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.






2