Теоретическая основа | Рассмотрение вопроса в науке, научные школы и направления | 1.Эркенова Мадина Анзоровна «Технологические основы игрового стимулирования в педагогике» (диссертация) 2000. 2. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с. 3. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – 256 с. 4. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367 с. 5. Сиденко А. "Игровой подход в обучении"// Народное образование. - 2000. По проблемам игры человека имеется большое количество исследований. Игру изучали (и изучают) философы, историки, педагоги, культурологи, искусствоведы, социологи и др. В своей книге «Психология игры» Д.Б. Эльконин приводит мнение одного ученого, считавшего, что поиски определения «игры» - не более чем научные игры, так как «игра» не поддается определению. Роль игры описывают в своих работах педагоги К.У. Байчоров, В.И. Боголюбов, Т.В. Волкова, М.М. Левина, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.П. Шуман, Н.Е. Щуркова и др. Наиболее полно и ярко сущность и основные направления дидактических основ стимулирования познавательной деятельности студентов на основе игровых технологий раскрыты в работах отечественных психологов и педагогов: Д.Н. Богоявленского, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой, М.В. Кларина, ГС. Костюка, В.А. Крутецкого, АН. Леонтьева, В.В. Макаева, НА. МенчинскоЙ, В.А. Онищука, А.В. Петровского, И.А. Шорова, ДБ. Эльконина и др. Современные исследователи: Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т, Огородников, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др. - неоднократно освещали отдельные вопросы, связанные с разработкой методов и форм обучения. Различные стороны игровых технологий являлись предметом внимательного и детального изучения в работах Н.Г. Алексеева, Б.Г. Ананьева, В.М. Демина, М.С. Кагана, В.И. Устиненко, Г.П.Щедровицкого, В.А. Яковлева. Психологиче- ский анализ дан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным. Значение слова «игра». Т. Спенсер: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетическими деятельностями одной или общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают сколько-нибудь прямым образом процессам, служащим для жизни». Брокгауз и Эфрон: «Игра - в правовом смысле есть соглашение под противоположными условиями, с целью удовлетворить известную страсть или провести время. При игре игроками не руководят серьезные, заслуживающие уважения интересы, мотивы, Игра - скука и азарт». 3. Фрейд «...Противоположение игре не серьезность, но действительность». Л.С. Выготский: «...Игра, то есть иллюзорная реализация нереализованных желаний». Ю.М. Лотман: «Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе».ественное и иллюзорно-развлекательное. Но можно найти массу примеров совершенно иного рода: Э. Кант: «Поэзия есть искусство вести свободную игру воображения, как дело разума». Ф. Шлегель: «Свободная игра ощущений и представлений - отличительный признак красоты! Мудрецы верили, что и боги любят игры». Ф. Шиллер: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном смысле этого слова, и только тогда является он человеком, когда играет». И. Хейзинга: «Функция, которая старше и первозданее всей культурной жизни, эта функция есть игра». Трудно представить себе явление, о котором высказывались бы столь противоположные мнения: от «несущественного для жизни» до «существенного в человеке». В марксистской литературе вопрос о происхождении и содержании игры был поставлен Г.В. Плехановым «Игра, - указывал он, - есть дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени». Это положение является исходным для исторического понимания возникновения игры. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе. Именно это положение дает возможность понять, почему игра в жизни отдельного индивидуума предшествует труду. В современной психологии проблему исторического исследования теории игры поднимал Е.А. Аркин. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». |