Педагогика поддержки в процессе развития ребёнка
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.
А для этого необходимо выполнять ряд условий.
Педагог не должен идеализировать, упрощать природу ребёнка. Ему следует признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явлений в процессе развития детей. Однако необходимо понимать, что в каждом ребёнке есть внутренние силы и возможности для конструктивного решения встающих перед ним проблем. Необходимо обеспечить соответствующие условия для реализации этих возможностей.
Педагогическая поддержка-это деятельность, направленная на развитие "свободоспособности" личности ребёнка.
"...Если представить проблему как некоторую "пропасть", которую ребёнок может преодолеть только через прыжок (скачок к новому), то педагогическая поддержка является для ребёнка является устойчивой опорой и страховкой. В определённой мере педагог выступает как доверенное лицо, гарант права ребёнка на риск. Он работает над возникновением желания у ребёнка " - преодолевать проблемы".
Педагог, который работает в концепции педагогики поддержки позволяет ребенку, закреплять не страх перед неизведанным, а радость "свободного полёта".
В чем же отличие именно педагогической поддержки? Ее оказывают не вообще, а конкретному ребенку, с именем, возрастом, биографией. Он может оказаться в сложной ситуации по множеству причин. Необходимость проходить программу тащит класс вперед, как паровоз. А один пропустил, был невнимателен и сначала чуть-чуть приотстал, а потом все больше и больше. И вот он уже и не надеется догнать. В подобной ситуации необходима поддержка, чтобы ребенок обрел самостоятельность. А что такое самостоятельность?
– Ответственность за свой выбор.
– Умение не потерять свою точку зрения.
– Инициатива.
– Понимание, чего хочешь достичь и как будешь это делать.
– Самостоятельность – это когда я двигаюсь сам.
Подводя итог на доске схему: треугольник, вершины которого – «я хочу», «я могу», «сам». То есть, человек сначала формулирует, чего он хочет. Соотносит с обстоятельствами: насколько это возможно. Определяет, насколько может и хочет он это делать самостоятельно. Получив результат, мы оцениваем его. Какими могут быть оценки?
– Порадоваться, ощутить удовлетворение.
(Это если что хотел, то и получил, а если получил гораздо меньше ожидаемого?)
– Это огорчительно.
(В этом случае воспринимаешь себя критично, делаешь выводы, корректируешь замысел.)
И тут же предлагаю посмотреть на нее с позиции ребенка. Представьте себе учеников, которым постоянно говорят: поставьте перед собой цель! В манифесте есть слова о том, что педагог учит всех, не выбирая, таких, какие есть. Значит, я должен учить хорошо, чтобы каждый ребенок был успешным. И не терять чувства собственного достоинства. Учитель своим трудом пробуждает труд ребенка.
Поддерживать ребенка в преодолении его проблем тоже нужно. И заниматься этим должен классный воспитатель, это отдельная, очень кропотливая и сложная работа. В качестве примера работы. Мальчик перешел в пятый класс, и очень скоро учителя-предметники стали высказывать претензии по поводу его успеваемости и поведения. Классный воспитатель спросила мальчика, хочет ли он сам, чтобы его постоянно ругали и одергивали? «Нет, не хочу». – «А почему тебе все время делают замечания?» – «Я не знаю, может, учительница злая…» – «Хочешь узнать?» – «Да». Побуждая ребенка исследовать ситуацию изнутри, педагог предложила: «Давай ты в течение пяти дней будешь записывать, когда NN на тебя кричала. Что перед этим происходило?» Оказалось, что учительница раздражалась всякий раз, когда мальчик вскакивал и тряс рукой, желая ответить. «Давай проведем эксперимент, – предложила классный воспитатель, – ты перестанешь вскакивать и трясти рукой, а мы посмотрим, изменится ли реакция». Через пару уроков ребенок удивленно констатировал: «Она перестала орать». То есть, он сам стал себя контролировать.
Проблема – это тупик, из которого я пока не вижу выхода. Как у этого мальчика, который все время попадал в повторяющуюся ситуацию, все время испытывал негативные эмоции. Ни один человек не выдержит такого долго. Он или убегает от ситуации, или забывает ее. Взрослый в сотый раз спрашивает «провинившегося» ребенка, не стыдно ли ему. Не стыдно! Он давно вытеснил это чувство, невозможно стыдиться постоянно».
Часто встречается ситуация «Я хочу, но не могу» – это означает, что сам не сделаю. Тут помощь должна быть направлена в точку «могу», в зону ближайшего развития. Иногда педагог обнаруживает, что таких провалов множество, с ними надо разбираться, наверстывать. Да, времени нет, но нужно понимать, что без этого ситуация не только не улучшится, а будет ухудшаться. Таким детям бессмысленно ставить двойки. Нужно исследовать, где коренится неумение, и, используя тактику содействия, довести ребенка до зоны его актуального развития.
Другая причина неуспешности: «Я могу, но не хочу». Это проблема мотивации. Кто будет долго заниматься тем, что неинтересно? Такая проблема часто возникает у детей, которым долгое время предлагали слишком легкие для них задания. Изменить ситуацию можно, предлагая то, что трудно, но возможно.
Встречается и такая позиция: «Хочу и могу, но не хочу сам». Это обычно проявляется в том, что ребенок при помощи многочисленных уловок вынуждает взрослого сделать что-то за него. Иногда к подобной тактике прибегают те, кто не верит в себя, боится быть осмеянным, уже привык к двойкам.
Работая с такими детьми, важно не давать им задания, превышающие их возможности, чтобы постепенно наращивать уверенность в собственных силах. Хорошо срабатывает метод договоров с ребенком. Надо определить, что ребенок знает, а не твердить, что он должен знать. Классный воспитатель должен понимать, что это самая тяжелая тактика. Возможно, ему придется выстраивать защиту ребенка от других взрослых, которые «забивают» его желание что-то делать самостоятельно, например, постоянно твердя: «Сколько бы ты ко мне ни ходил, «пять» все равно не получишь».
Ребенок имеет право быть неуспешным, но должен захотеть стать успешным.