(слайд 1) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ (январь 2014 г.)
«Внеурочная и воспитательная деятельность учителя
в условиях реализации ФГОС ООО»
(слайд 1) Начало педсовета – методика «Продолжи предложение»: «Внеурочная деятельность – это…»
(слайд 2)
Методический конструктор внеурочной деятельности школьников.
Организация внеурочной деятельности в рамках воспитательного пространства МБОУ СОШ № 46.
(слайд 3) Важной задачей является усиление
воспитательного потенциала школы,
обеспечение индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося…
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
1. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования.
Актуальность данного проекта состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
(слайд 4) Вместе с тем, в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
- расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
- ограниченности общения со сверстниками;
- неохотного участия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
- разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности (проект «Наша новая школа»).
Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. (слайд 5) Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Легенда о воспитании (по окончанию легенды: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание» (А. де Сент-Экзюпери))
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
(слайд 6) Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
(слайд 7) В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, отдельные направления совпадают с видами деятельности (спортивно-оздоровительная). Другие направления могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности, опредмечены в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество, художественное творчество, трудовая (производственная) деятельность.
Проведенные пилотные исследования показывают, что существует риск восприятия педагогами перечня направлений как перечня видов деятельности, которыми должна заниматься школа. В результате может быть ограничено представление о многопредметности внеурочной деятельности, за бортом внимания школы могут оказаться игровая, туристско-краеведческая деятельности, проблемно-ценностное и досуговое общение. Не допустить этого позволяет опора именно на виды внеурочной деятельности детей.
Статистическая информация о внеурочной деятельности.
Рекламы детских объединений
(слайд 8) Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
(слайд 9) Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
(слайд 9) Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
(слайд 10) Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
(слайд 10) Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
(слайд 10) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
(слайд 10) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
(слайд 10) Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же, как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие).
Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать».
Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности воспитательной деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня.
(слайд 11) Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам, происходит ли наращивание содержания и т.д.).
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
(основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности; может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения)
Уровни воспитательных результатов | Приобретение школьником новых социальных знаний (1 уровень результатов) | Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям (2 уровень результатов) | Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия (3 уровень результатов) |
Виды внеурочной деятельности | |
1. Познавательная деятельность (слайд 12) | - познавательные занятия кружка, факультатива и т.п., направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.); - познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии и др.), организуемые педагогом для детей; - детские исследовательские проекты. | | |
- познавательные занятия кружка, факультатива и т.п. духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.); - познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД; - интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.); - детские исследовательские проекты социальной направленности. | |
- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума; - детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования. |
2. Игровая деятельность (слайд 13) | - развлекательные игры, организуемые педагогом; - интеллектуальные игры, организуемые педагогом; - ролевые игры, организуемые педагогом. | | |
- деловые игры, организуемые педагогом; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД. | |
- социально моделирующие игры, организуемые педагогом; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума. |
3. Трудовая (производственная) деятельность (слайд 14) | - кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п. | | |
- трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом; - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД; - сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика», «Детская железная дорога» и т.п.); - детская производственная бригада под руководством взрослого. | |
- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме; - детско-взрослое образовательное производство. |
4. Досугово-развлекательная деятельность (слайд 15) | - культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п.; - досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом. | | |
- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД. | |
- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. |
5. Спортивно-оздоровительная деятельность (слайд 16) | - беседы о ЗОЖ; - оздоровительные процедуры; - физкультурные и спортивные занятия; - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), организуемые педагогом. | | |
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД. | |
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. |
6. Туристско-краеведческая деятельность (слайд 17) | - кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений; - краеведческие экскурсии; - туристические поездки. | | |
- походы выходного дня; - туристские многодневные походы; - спортивные туристские походы. | |
- туристско-краеведческие экспедиции; - поисково-краеведческие экспедиции; - природоохранные и природовосстановительные экспедиции. |
7. Художественное творчество (слайд 18) | - кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений; - художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом. | | |
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД. | |
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. |
8. Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность) (слайд 19) | - социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми). | | |
- социально-ориентированные коллективные КТД. | |
- социальные проекты; - волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом). |
9. Проблемно-ценностное общение (слайд 20) | - индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.; - тренинги формирования социальных навыков. | | |
- тренинги личностного роста; - дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей; - свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии). | |
- проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов; - беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения. |
(слайд 21) С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности:
- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.);
- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов);
- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (например, ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.);
- образовательные программы, ориентированные на учащихся определенной возрастной группы (например, ОП для младших школьниковт.п.ьнтьсти школьного театраельности), ОП для подростков);
- индивидуальные образовательные программы для учащихся.
Рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности школьников.
1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут разрабатываться образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими образцов программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1-4 классы), младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. Программа состоит из:
- введения, в котором содержится информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
- перечня основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
- описания разбитого по разделам примерного содержания занятий со школьниками;
- характеристики основных результатов, на которые она ориентирована.
5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, общая суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то содержание должно быть разбито по разделам или модулям, представляющим тот или иной вид деятельности. При необходимости, тот или иной раздел или модуль также может быть разбит на смысловые части.
6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и количество часов внеаудиторных активных (подвижных) занятий.
7. Программы могут реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников. В первом случае школа разрабатывает программы для каждого класса в отдельности. Во втором случае школа разрабатывает модульные программы для каждой возрастной группы учащихся и предлагает всем школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать, какие из предлагаемых модулей им осваивать. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей.
2. Государственный образовательный стандарт (ФГОС) является преемником многих педагогических идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи. Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Видеоролик «Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС»
Рефлексия педсовета «Чем мы ёлку украшаем»
Материалы в педагогическую копилку учителя «Секреты воспитания»
(слайд 22) Решения педагогического совета:
Педагогическим работникам школы скорректировать структуру и содержание программ внеурочной деятельности по различным направлениям на 2014 – 2015 учебный год в соответствии с представленными методическими рекомендациями.
Рекомендовать педагогическим работникам школы активнее распространять опыт организации внеурочной деятельности в рамках стажировочных площадок, семинаров, практикумов, научно-практических конференций, в сети Интернет.
На сайте школы создать копилку проектов обучающихся, выполненных в рамках внеурочной деятельности.
Видеоролик о внеурочной деятельности включить в содержание нового фильма о школе.
Материалы педагогического совета опубликовать на сайте образовательного учреждения.
(слайд 23) Спасибо за внимание!
Литература:
Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. – М., 2001.
Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.
Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников / http://tiuu.ru/content/pages/228.htm.
Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / http://tiuu.ru/content/pages/228.htm.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 1996.
Кульневич С.В. , Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. – №3 – 2003.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве // «Начальная школа» - №2 – 2007 г.
Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика – №4 – 2001.
Степанов П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем // Научно-методический журнал зам. директора школы – №1 – 2003.
Стефановская Т.А. Воспитательная система школы: теоретический минимум / Сост. Т.А. Стефановская. – Иркутск, 2007.
ФГОС: Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
ФГОС: Примерные программы начального образования. – М.: Просвещение, 2011.
Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы // Практика административной работы в школе – №7 – 2003.
Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова – М., 2000.
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/
http://festival.1september.ru/articles/608823/
10