НЕ МОЯ РАБОТА!
МОЖЕТ ПРИГОДИТСЯ!
ПЕДАГОГИКА
Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ,
доктора педагогических наук, профессора
П.И. Пидкасистого
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Педагогика как наука.............................................................9
1.1. Объект и предмет педагогической науки..........................................9
1.2. Задачи педагогической науки...........................................................15
1.3. Структура педагогической науки....................................................23
1.4. Связь педагогической науки с другими науками............................28
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................31
Литература для самостоятельной работы.............................................31
Глава 2. Методология и методы педагогических исследований.................................................................................................32
2.1. Понятие "методология" педагогической науки...............................32
2.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики................................................................................................35
2.3. Логика педагогического исследования...............................................38
2.4. Методы исследования......................................................................42
2.5. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.......................................................................................................50
Вопросы и задания для самоконтроля.................'..................................55
Литература для самостоятельной работы.............................................55
Глава 3. Целеполагание в педагогике................................................57
3.1. Понятие цели воспитания................................................................57
3.2. Цель воспитания и задачи воспитания............................................62
3.3. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя.....................................................................................................65
3.4. Педагогические цели и образовательные стандарты …………….69
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................72
Литература для самостоятельной работы.............................................72
Глава 4. Развитие, воспитание и социализация личности..............73
4.1. Условия развития личности.............................................................73
4.2. Взаимосвязь развития и воспитания учащихся..............................76
4.3. Взаимосвязь развития и обучения...................................................79
4.4. Становление личности в процессе социализации...........................82
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................86
Литература для самостоятельной работы.............................................86
РАЗДЕЛ П. ДИДАКТИКА
Глава 5. Дидактика как педагогическая теория обучения...............87
5.1. Общее понятие о дидактике................................................................87
5.2. Объект и предмет дидактики...........................................................88
5.3. Задачи и функции дидактики, ее понятийный состав................................................................................................................93
5.4. Основные дидактические концепции..............................................96
5.5. Становление современной дидактической системы………………99
Вопросы и задания для самоконтроля....................................................108
Литература для самостоятельной работы............................................109
Глава 6. Процесс обучения как целостная система........................109
6.1. Понятие и сущность обучения......................................................109
6.2. Характеристика процесса обучения как целостной системы..........................................................................................................114
6.3. Цикличность процесса обучения...................................................117
6.4. Функции обучения..............................................................................123
6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности..................................................................................................131
6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения.........................................................................................136
6.7. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения............................................................................................................145
6.8. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения..........................................................................................................148
6.9. Технология обучения........................................................................154
6.10. Информатизация образования......................................................157
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................158
Литература для самостоятельной работы..............................................159
Глава 7. Принципы обучения...................................,............................159
7.1. Принципы обучения как категории дидактики..............................159
7.2. Законы и закономерности обучения...............................................162
7.3. Характеристика принципов обучения............................................165
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................170
Литература для самостоятельной работы.............................................171
Глава 8. Содержание общего образования.......................................171
8.1. Понятие и сущность содержания образования..............................171
8.2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования....................................................................................................176
8.3. Проблема введения образовательных стандартов
в общеобразовательной школе...............................................................180
8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы.............................................................................................................182
8.5. Характеристика учебных программ, учебников
и учебных пособий.................................................................................185
8.6. Стратегия развития вариативного образования
в России.....................................................................................................188
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................190
Литература для самостоятельной работы............................................190
Глава 9. Методы обучения в школе...................................................191
9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения………………….191
9.2. Из истории развития методов обучения........................................193
9.3. Классификация методов обучения.................................................195
9.4. Выбор методов обучения................................................................212
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................213
Литература для самостоятельной работы............................................214
Глава 10. Средства обучения................................................................215
10.1. Понятие о средствах обучения.....................................................215
10.2. Средства общения.........................................................................219
10.3. Средства учебной деятельности...................................................223
10.4. Оборудование учебного кабинета................................................226
10.5. Технические средства обучения (ТСО).......................................229
Вопросы и задания для самоконтроля....................................................232
Литература для самостоятельной работы.............................................232
Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе..........233
11.1. Понятие о формах организации обучении и основания их классификации...............................................................................................233
11.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.......................................................................................................235
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................245
Литература для самостоятельной работы..............................................245
Глава 12. Урок — основная форма организации обучения в современной школе.....................................................................................245
12.1. Урок как целостная система...........................................................245
12.2 Типология и структура уроков.......................................................248
12.3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке................................................................................................................257
12.4. Система уроков по теме................................................................264
12.5. Другие формы организации обучения..........................................273
12.6. Подготовка учителя к уроку..........................................................277
12.7. Анализ и самооценка урока.............................................................282
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................285
Литература для самостоятельной работы..............................................286
Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения.........................286
13.1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия..........................................................................................................286
13.2. Методы и формы контроля..........................................................288
13.3. Оценка знаний учащихся ................................................................292
13.4. Неуспеваемость учащихся............................................................296
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................297
Литература для самостоятельной работы............................................298
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Глава 14. Воспитание как педагогическое явление........................299
14.1. Понятия "воспитание", "самовоспитание" "перевоспитание"...........................................................................................299
14.2. Сущность воспитания и его особенности.....................................306
14.3. Формирование личности в воспитательном процессе.........................................................................................................315
14.4. Критерии оценки воспитательного процесса...............................323
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................326
Литература для самостоятельной работы............................................326
Глава 15. Общие закономерности и принципы воспитания.............327
15.1. Характеристика закономерностей воспитания............................327
15.2. Характеристика принципов воспитания........................................337
Вопросы и задания для самоконтроля......................................................342
Литература для самостоятельной работы............................................343
Глава 16. Содержание воспитательного процесса..............................343
16.1. Проблема содержания воспитательного процесса………………..343
16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.........................................................................................................346
16.3. Программа воспитания.................................................................354
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................356
Литература для самостоятельной работы.............................................357
Глава 17. Социальное пространство воспитательного процесса.........................................................................................................357
17.1. Понятие социального пространства……………….......................357
17.2. Психологический климат группы.................................................362
17.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса.........................................................................................................366
17.4. Динамика социального пространства воспитательного процесса.........................................................................................................370
Воспросы и задания для самоконтроля................................................374
Литература для самостоятельной работы............................................374
Глава 18. Общие методы воспитания...............................................375
18.1. Понятие метода воспитания.........................................................375
18.2. Система методов воспитания.........................................................377
18.3. Система методов педагогического воздействия ………………..382
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................385
Литература для самостоятельной работы.............................................386
Глава 19. Средства и формы воспитательного процесса………....386
19.1. Средства воспитательного процесса...........................................386
19.2. Формы воспитательного процесса................................................391
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................396
Литература для самостоятельной работы................................................396
Глава 20. Основы теории и технологии семейного воспитания...................................................................................................397
20.1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества.........................................................................397
20.2. Правовые основы семейного воспитания.....................................402
20 3. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей..........................................................................................405
20.4. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию.................................................................................408
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................413
Литература для самостоятельной работы............................................414
Дополнительная литература..................................................................414
РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ
Глава 21. Характеристика нормативных документов о школе............................................................................................................415
21.1. Система общего образования в России........................................415
21.2. Вопросы теории управления школой...........................................418
21.3. Основные положения "Закона об образовании" …………………427
21.4. Выбор типа школы и учебного плана............................................429
21.5. Демократизация управления школой.............................................430
21.6. Устав школы - каким ему быть......................................................433
21.7. Взаимодействие школы и органов образования .............................439
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................441
Литература для самостоятельной работы...............................................441
Глава 22. Организация деятельности педагогического коллектива.....................................................................................................442
22.1. Планирование работы в школе......................................................442
22.2. Требования к руководителю школы.............................................448
22.3. Каковы же критерии оценки деятельности директора школы?...........................................................................................................451
22.4. Распределение обязанностей........................................................454
22.5. Организация личного труда руководителя школы.. ……………..457
22.6. Упорядочение труда учителя.......................................................458
22.7. Охрана жизни детей и педагогического персонала .........................................................................................................................462
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................464
Литература для самостоятельной работы.............................................465
Глава 23. Методическая работа в школе и аттестация педагогического персонала........................................................................466
23.1. Содержание и методика работы педагогического совета..............................................................................................................466
23.2. Предметные методические объединения.....................................470
23.3. Самообразование учителей..........................................................471
23.4. Организация помощи молодому учителю………………..............472
23 5. Работа директора школы по внедрению в практику передового педагогического опыта...................................................................................475
23.6. Аттестация учителей.....................................................................482
23.7. Система внутришкольного контроля…………………...................484
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................495
Литература для самостоятельной работы............................................495
Глава 24. Деятельность директора школы в условиях рыночной экономики.....................................................................................................496
24.1. Финансовые поступления школы................................................496
24.2. Бюджет школы................................................................................499
24.3. Приобретение, хранение и использование наглядных пособий и технических средств обучения, оборудование кабинетов..........................................................................................................501
24.4. Хозяйственное обеспечение школы...............................................502
24.5. Оформление школы и учительской................................................503
24.6. Школьная документация...............................................................504
24.7. Внутришкольная оперативная информация.................................506
24.8. Основы законодательства о труде и школе…………………........507
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................508
Литература для самостоятельной работы..............................................508