СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет на тему: Организация самостоятельной работы на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает  у некоторых обучающихся серьезные затруднения, т. к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.

Просмотр содержимого документа
«организиция сам раб на уроках»

Министерство науки и образования Республики Казахстан

КГУ «Убинская ОСШ».









Доклад на тему:

«Организация самостоятельной

деятельности младших школьников

в процессе обучения».















Докладчик : Ансельм Н.И.







с. Убинка, 2012 год.



«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»

« Учащиеся - писал АЛ.Хинчин — должны учиться только в процессе изыскания, интеллектуального активного труда, самостоятельно преодолевая трудности, - в этом единственная, но зато абсолютно надежная гарантия того, что знания его не будут только формальными».

Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает  у некоторых обучающихся серьезные затруднения, т. к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.

 Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно  много затруднений возникает у ребят  начальной школы, поэтому начинать эту работу надо с первого класса. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Я  хочу  осветить вопросы  правильной  организации  самостоятельной работы на уроках,  т. к. многие  считают, что она  служит  эффективным  средством  формирования  личности школьников, дисциплинирует, рождает  веру в себя, в свои силы и возможности.

Самостоятельная работа  -  это такая познавательная  учебная деятельность, когда последовательность мышления  ученика,  его умственные  и  практические  операции и действия зависят и определяются самим учеником. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По методу самостоятельной работы учащихся:

  • наблюдение;

  • упражнение;

  • работа с текстом учебника.

2.По звеньям учебного процесса:

  • задания на восприятие с целью изучения нового материала;

  • задания на применение знаний и формирование умений;

  • задания на закрепление и повторение учебного материала;

  • задания на обобщение учебного материала.

3.По характеру познавательной деятельности: 

  • воспроизводящий по образцу;

  • реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;

  • эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;

  • творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.


4.По характеру руководства:

  • подробные инструкции;

  • краткие инструкции.

5.По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

  • индивидуальные;

  • фронтальные;

  • групповые;

  • парные.

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной  деятельности  и  возможностей  каждого  ребенка. Если задание простое и посильно для  всех, оно дается  всей группе, и  каждый  выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1.Работа с книгой ( рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3.Решение задач и выполнение практических работ.

4.Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5.Доклады и рефераты.

6.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8.Техническое моделирование и конструирование.

При составлении календарно-тематического планирования , учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она даётся в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденным материалом занимают 15-20 минут.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1.Предусматривать ее место в структуре урока.

2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4.Определить форму заданий.

5.Установить оптимальную длительность работы.

6.Подбирать соответствующий дидактический материал.

7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Считают , что правильно организованная самостоятельная работа способствует умственной и творческой активности учащихся. Ребёнок, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью, сможет реализовать себя во взрослой жизни.

Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

Просмотр содержимого презентации
«педсовет организация сам раб на уроках»

«Организация самостоятельной  деятельности младших школьников  в процессе обучения».    «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму.»

«Организация самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения».

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»

« Учащиеся — должны учиться только в процессе изыскания, интеллектуального активного труда, самостоятельно преодолевая трудности, - в этом единственная, но зато абсолютно надежная гарантия того, что знания его не будут только формальными».  АЛ.Хинчин Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее твор-ческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности.
  • « Учащиеся — должны учиться только в процессе изыскания, интеллектуального активного труда, самостоятельно преодолевая трудности, - в этом единственная, но зато абсолютно надежная гарантия того, что знания его не будут только формальными».

АЛ.Хинчин

  • Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее твор-ческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности.
Самостоятельная работа формирует Самостоятельная работа  -  это такая познавательная  учебная деятельность, когда последовательность мышления  ученика,  его умствен-ные  и  практические  операции и действия зависят и определяются самим учеником. Личность школьника Дисциплинирует  Рождает веру в себя , в свои силы

Самостоятельная работа формирует

Самостоятельная работа  -  это такая познавательная  учебная деятельность, когда последовательность мышления  ученика,  его умствен-ные  и  практические  операции и действия зависят и определяются самим учеником.

Личность школьника

Дисциплинирует

Рождает веру в себя , в свои силы

Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке:   1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения. 2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому. 3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке:

1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:   1.По  методу  самостоятельной работы учащихся: 2.По  звеньям  учебного процесса: задания на восприятие с целью изучения нового материала; задания на применение знаний и формирование умений; задания на закрепление и повторение учебного материала; задания на обобщение учебного материала. Наблюдение Работа с текстом  учебника Упражнение

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По  методу  самостоятельной работы учащихся:

2.По  звеньям  учебного процесса:

  • задания на восприятие с целью изучения нового материала;
  • задания на применение знаний и формирование умений;
  • задания на закрепление и повторение учебного материала;
  • задания на обобщение учебного материала.

Наблюдение

Работа с текстом

учебника

Упражнение

3.По  характеру познавательной деятельности:   воспроизводящий по образцу; реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников; эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации; творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.  4.По  характеру руководства: Подробные инструкции Краткие инструкции

3.По  характеру познавательной деятельности:  

  • воспроизводящий по образцу;
  • реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
  • эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
  • творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По  характеру руководства:

Подробные инструкции

Краткие инструкции

5.По форме организации: Выбор формы работы зависит от цели , сложности  заданий, уровня сформированности учебной   деятельности  и  возможностей  каждого  ребенка. Индивидуальные Парные Групповые Фронтальные

5.По форме организации:

Выбор формы работы зависит от цели , сложности 

заданий, уровня сформированности учебной

  деятельности  и  возможностей  каждого  ребенка.

Индивидуальные

Парные

Групповые

Фронтальные

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:   1.Работа с книгой ( рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками). 2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения). 3.Решение задач и выполнение практических работ. 4.Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы). 5.Доклады и рефераты. 6.Домашние лабораторные опыты и наблюдения .

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1.Работа с книгой ( рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3.Решение задач и выполнение практических работ.

4.Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5.Доклады и рефераты.

6.Домашние лабораторные опыты и наблюдения .

Планируя самостоятельную работу необходимо: 1.Предусматривать ее место в структуре урока. 2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала. 3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы. 4.Определить форму заданий. 5.Установить оптимальную длительность работы. 6.Подбирать соответствующий дидактический материал. 7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1.Предусматривать ее место в структуре урока.

2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4.Определить форму заданий.

5.Установить оптимальную длительность работы.

6.Подбирать соответствующий дидактический материал.

7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Считают , что правильно организованная самостоятельная работа способствует умственной и творческой активности учащихся. Ребёнок, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью, сможет реализовать себя во взрослой жизни. Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

Считают , что правильно организованная самостоятельная работа способствует умственной и творческой активности учащихся. Ребёнок, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью, сможет реализовать себя во взрослой жизни.

Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.