консультация:
Консультация
в рамках подготовки к педсовету "Математические тренажеры"
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач интеллектуального развития и всестороннего воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать ее.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения, теперь еще и тренажеры.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, но сегодня они уступают тренажерам в виде компьютерных игр. Основное назначение и тех, и других - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Что предполагают математические тренажеры? В чем их польза?
Дети любят играть. Это факт. Детство — лучшее время для обучения. Упущенное время детства — упущено навсегда. Это тоже ни для кого не является секретом.
Тренажер появился на стыке идеи, с одной стороны — помочь детям восполнить пробелы в начальном образовании, с другой стороны — сделать это в процессе непринужденной и увлекательной игры.
Руководствуясь принципом "Повторение - мать учения", Вот тут—то и лежит существенная доля обозначенной выше проблемы...
Дошкольное образование — фундамент всей дальнейшей жизни цивилизованного человека. Дальнейшее обучение опирается на данный фундамент всеми своими аспектами. Пробелы в образовании первой ступени, как правило, приводят к весьма затруднительным ситуациям в будущем. Неприятные отдаленные последствия проявляются через много лет, буквально лишая человека возможности занять достойное место в социуме. Проблема мозаичного дошкольного (начального) образования стоит очень остро у примерно половины всех учеников начальных классов. Она должна и может быть устранена в максимально возможной степени!
Каждый тренажер решает свою небольшую часть этой огромной и запутанной головоломки — формирования у ребенка качественного, глубокого, исчерпывающего начального образования.
Основными критериями при разработке тренажеров является:
- Обратная связь, подстройка процесса обучения под каждого конкретного ребенка
- Постепенное нарастание сложности заданий
- Игровые элементы
- Многократное повторение, учет ошибок
- Активизация поисковой активности, азарт от процесса и поощрение достижений
- Фокусировка внимания, минимизация отвлекающих факторов
- Поощрение за достижения, отсутствие оценочности
- Неизбежное достижение результата
Современные дети привыкли к компьютерам, смартфонам, планшетам. В большинстве случаев эти высокотехнологичные устройства используются для развлечения. Обеспокоенные этим родители могут обратить время, проведенное у экранов, во благо ребенка, с помощью тренажеров.