СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет. Современные тенденции развития дошкольного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На педсовете были раскрыты направления развития дошкольного образования. Подробно раскрыто диверсификационное направление.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет. Современные тенденции развития дошкольного образования.»

Тенденция – это направление развития любого явления, мысли, идеи.

До определенного времени образование строго подчинялось государству с её определенными программами и предприимчивость педагогов, мягко говоря, не поощрялась. Но с развитием общества, времени и технократии все изменилось. Дошкольное образование, как и любое другое образование, стало развиваться. Развиваться, значит, претерпевать различные изменения.

На сегодняшний день большинство дошкольных образовательных учреждений находятся в режиме поиска, в режиме переходного периода.

В сфере ДО наметился ряд базовых тенденций в развитии системы:

  • гуманизация;

  • демократизация;

  • диверсификация.

Остановимся на каждом из понятий:

Гуманизация образования — «система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений». Другими словами это процесс, направленный на усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов (субъект – индивид, человек как носитель каких-нибудь свойств).

Она предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Это создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху.

Термин диверсификация (лат. Diversicatio) – означает изменение, разнообразие. Применительно к системе образования понятие диверсификация стало использоваться относительно недавно, в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века, в Западной Европе, когда встал вопрос о структурном реформировании образовательных систем, и подразумевало разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставляемых услуг, приобретение новых видов деятельности.

Построение диверсифицированной системы образования предполагает следующие принципы: гуманизации образования, демократизации образования, принцип личностной направленности, принцип опережающего характера образования, принцип доступности образовательной системы, принцип непрерывности образования и др.


Современные тенденции в развитии дошкольного образования



Управление

Целостный педагогический процесс

Сопровождение и обеспечение

Проблемы

гуманизация

Рефлексивное

Соуправление

Самоуправление

Личностно-ориентированный

Личностно-деятельный подход

Расширение комплекса услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов личности

На уровне условий:

  • Нет единого госстандарта ДО;

  • Отсутствие единой стратегии развития ДО, как следствие – нет нормативов и концепций развития, базирующихся на общих основаниях;

  • Недостаток ресурсного обеспечения, неразвитость инфраструктуры внешних и внутренних коммуникаций учреждения.

демократизация

Расширение состава коллективного субъекта управления

Децентрализация

Расширение горизонтальных связей

Новые отношения и позиции: субъект-субъектные отношения, возможность гибкой системы позиции объекта и субъекта каждым участником

Расширение полномочий и состава субъектов учебно-воспитательного процесса

На уровне процесса:

  • Не ориентирован на целостное и всестороннее развитие личности ребенка;

  • Используемые инновации не всегда сбалансированы по целям и задачам с аналогичными ДОУ;

  • Преобладание административных методов управления

( слабость функций мотивации и стимуляции)

диверсификация

Расширение типов и уровней управления

Индивидуализация и дифференциация, вариативность в реализации образовательных услуг

Расширение структур сопровождения (медико-валеологическая, социально-педагогическая, психологическая, коррекционно-педагогическая)

На уровне результата:

  • Нет естественного воспроизводства/ расширения инноваций;

  • Нет валидных методик отслеживания инновационного процесса


Для справки.

Вертикальные связи отвечают за уровни иерархии, они постоянные, отражают разделение полномочий. Через них передаются распоряжение руководства, отчеты. Чем больше организация, тем большее количество вертикальных связей в ней. В наше время большая промышленная организация состоит из 7-12 уровневой системы вертикальных связей. Эти связи помогают департаментизации, улучшают кооперацию между уровнями иерархии. Обычно они прописываются при создании организации (схематично), т.е., формализуются.

Горизонтальные связи возникают между равными по месту в иерархии подразделениями. Они улучшают взаимодействие между отделами, способствуют решению оперативных задач и проблем, укрепляют вертикальные связи, экономят время (например, для решения задачи исполнитель не посылает отчет наверх, чтобы оттуда пришел приказ в другой отдел, а взаимодействует со вторым отделом напрямую). Горизонтальные связи не формализуются, устанавливаются непосредственно в процессе работы над задачами.

Информация взята с сайта биржи Автор24: https://author24.ru/spravochniki/menedzhment/postroenie_organizacii/svyazi_v_organizacii_i_koordinaciya/ .

Рефлексивное управление является универсальным. Сам процесс рефлексии — это способ анализа, рассмотрения объекта, другого человека или самого себя с разных позиций, накопление результатов и их синтез в единую картину. Чем больше позиций человек может занять в процессе анализа объекта, тем выше уровень рефлексии он способен использовать. Рефлексия обеспечивает масштаб охвата объекта изучения и комплексность, разносторонность его видения.

Если руководитель будет обладать знаниями закономерности и динамики конкурентных процессов, а также уметь вести рефлексивное управление, и уметь использовать «теорию игр» на практике, то его организация (фирма) будет иметь преимущество в конкурентной борьбе, так как сможет всякий раз навязывать ему свою линию поведения.

Рефлексивное управление позволяет управлять действиями людей на подсознании, давать ложную информацию так, чтобы объект был уверен в её достоверности, а субъект тем временем мог спокойно достигать свои цели.


В каком бы направлении ДУ не развивалось, оно должно опираться на развитие его субъектов:

  • воспитателей,

  • родителей,

  • детей.

Специфика функционирования учебно-воспитательного процесса строится на взаимодействии «педагог — ребенок — родитель», где:

  • родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности,

  • воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства,

  • дети выступают как потребители оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

Условия функционирования пространства развития ДОУ

  • кадровое, информационное обеспечение;

  • материально-техническая база, ресурсы;

  • управляющая система


пространство развития ДОУ


Родитель

Воспитатели

Ребенок

пространство развития родителей:


  • включенность семьи в ДОУ;

  • преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

  • взаимоотношения родителей в семье;

  • стиль воспитания в семье;

  • родительское сообщество


пространство развития педагогов:


  • система стимулирования и мотивации;

  • мастерство и профессионализм;

  • сотрудничество, сотворчество;

  • педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность)

пространство развития ребенка:


  • предметно-развивающая среда;

  • интеграция специалистов;

  • образовательное пространство;

  • дополнительное образовательное пространство;

  • медико-социо-психологическое сопровождение;

  • детское сообщество



Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития:

  • адаптация,

  • интеграция,

  • индивидуализация.

Выделенные этапы, с одной стороны, фиксируют непрерывность и количественную трансформацию изменений, с другой стороны, определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

На этапе адаптации создаются условия для перевода педагога, родителя и ребенка с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

Этап интеграции связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения.

Итогом этого этапа является перевод педагогов, родителей, детей с позиции субъекта в личностный контекст жизнеосуществления.


На современном этапе существовать в процессе инновационного развития ДОУ мешает ряд проблем:

• совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;

• раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;

• несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;

• потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

• потребность в новых педагогических кадрах;

• приспособление новшеств к новым условиям;

• проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

• проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.


Признаки деятельности ДОУ в режиме развития:

• актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы;

• включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;

• характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;

• показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;

• качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.