СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пейзаж в различных жанрах. Искусство изображения картин природы в прозе и в поэзии»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Пейзаж в различных жанрах.Искусство изображения картин природы в прозе и в поэзии» ФГОС

Остановись, мгновенье, ты прекрасно!…

(урок – педагогическая мастерская)

Просмотр содержимого документа
««Пейзаж в различных жанрах. Искусство изображения картин природы в прозе и в поэзии»»

Урок выполнила А.В. Петрова, учитель МОБУСОШ №7 х. Кирова, .

Класс 7


УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой « Литература.7 класс».


Тема: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!..» Пейзаж в различных жанрах. Искусство изображения картин природы в прозе и в поэзии.


Тип урока: интегрированный урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.


Применяемая технология: педагогическая мастерская.


Цели урока:

  1. Образовательная (Предметная)

  • Через индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование вывести учеников к пониманию темы урока, её практическому применению - составлению творческой работы «Пейзаж в разных жанрах: прозе (сочинение-миниатюра, эссе), поэзии (стихотворение).

  • Сформировать представление о способах изображения пейзажа в различных жанрах как об искусстве изображения картин природы в прозе и в поэзии. Показать роль выразительных языковых средств в текстах разных жанров, способы их использования в речи.

  • Развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.

Развивающая (Коммуникативная)

  • На основе умений пользования операциями анализа сравнения, синтеза, подобия уметь выполнять творческую работу, формировать умения и навыки коллективной работы;

  • Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир);

  • Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия;

  • Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности;

  • Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная (Личностная)

  • Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения произведений о природе русской литературы.

  • Воспитать у учащихся чувство причастности ко всему живому на земле, умению постигать величие и красоту родной природы как источника чувств и творческой деятельности; бережное отношение к природе, экологическое воспитание.

  • Развивать эстетическое восприятие природы, способствовать видеть и чувствовать её красоту как гармонию форм, красок, запахов, звуков;


Задачи:

1. Овладение навыками вдумчивого и внимательного чтения (пробуждение чувств, вживание в ситуацию, выявление авторской позиции, план чтения и техники произнесения).

2. Активизация и пополнение знаний учащихся в областях литературы.

3. Развитие аналитических способностей учащихся.

4. Развитие творческих способностей учащихся.

5. Формирование первоначальных ключевых знаний и умений, необходимых для написания сочинения - миниатюры (ЭССЕ)


Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

  • Обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

  • Формировать устойчивый познавательный интерес к русскому языку и литературе;

  • Воспитывать патриотизм



  • формулировать собственное мнение;

  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения;

  • обеспечивать возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

  • владеть различными

видами исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации,

моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач;

  • осуществлять

информационную

переработку текста

выразительно читать, строить устное и письменное высказывание,

  • проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя

  • возможность управления познавательной и учебной деятельностью

  • Планирование самостоятельного выполнения заданий,

  • выбор темпа работы,

  • умение действовать самостоятельно, в паре, в группе.


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • понимать тему урока, уметь применять знания на практике: выполнять творческую работу «Пейзаж в разных жанрах: прозе ( сочинение-миниатюра, эссе), поэзии;

  • формировать представление о способах изображения пейзажа в различных жанрах как об искусстве изображения картин природы в прозе и в поэзии;
  • показать роль выразительных языковых средств, способы их использования в речи

  • проводить наблюдение под руководством учителя;

  • осуществлять поиск информации с использованием различных источников;

  • давать определение понятиям;

  •  устанавливать причинно-следственные связи

  • Формировать устойчивый познавательный интерес к русскому языку и литературе.

  • Воспитание патриотизма


План урока педагогической мастерской


  1. Индукция (наведение на проблему, свернутый смысл темы, создание эмоционального настроя, включение подсознания, создание личного отношения к теме, погружение в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробуждение желание включиться в учебный процесс)

  2. Малое афиширование (воспроизведение первых мыслей, чувств, ассоциаций, рожденных темой в группе)

  3. Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, диалог ученика с самим собой, решение, текста, рисунка, проекта)

  4. Социоконструкция (выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д.)

  5. Социализация (обнародование, защита своего мнения, представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы , как индивидуальной, так и групповой . Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены).

  6. Афиширование (представление работ на общее обсуждение, вывешивание в аудитории «произведений»: работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем ) и ознакомление с ними : все читают, обсуждают или зачитывают вслух).

  7. Проект мастера.

  8. Разрыв ( кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления, внутреннее осознание участникам мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником).

  9. Мягкая коррекция ( сравнение проекта мастера с проектами учеников).

  10. Рефлексия (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской, отражение чувств, ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской).


Оборудование:

  1. Презентация или репродукции картин художников-живописцев
  2. П.И. Чайковский «Времена года»

  3. Памятки, схемы, задания (на листах)

  4. Таблички с определением «должности» в группах

  5. Ватман, фломастеры, краски, ножницы, цветная бумага (для 2 групп)

  6. Картинка для «Рефлексии»

  7. Проект Мастера


Цитаты темы:

  1. Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев (литература, поэзия)

  1. Художником трудно сделаться,

Надо быть всегда влюбленным…

В дерево, в снег, в лес…

Если это дано – хорошо, если нет, что делать,

душа вынута…

А.К. Саврасов ( ИЗО)

  1. Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства.

П.И. Чайковский (музыка)


Ход урока

I. Индукция


  1. Слово учителя


а) организация (слайды 1, 2)



Добрый день! Сегодня я приглашаю вас в педагогическую мастерскую, где мы будем творить, фантазировать, мастерить. Здесь у вас есть прекрасная возможность показать все, чем богата ваша фантазия, что вы умеете делать (сочинять, рисовать )

Девиз нашей работы: «Сидеть без дела я не буду, а как смогу, как сумею, так и сделаю!»

Результатом нашей деятельности будет создание коллективной творческой работы «Литературного альманаха», тема которого « Пейзаж в различных жанрах. Искусство изображения картин природы в прозе и в поэзии».

Состоять он может из 2-х видов работ:


прозе (эссе)

пейзаж в

поэзии (стихотворение)


Названием нашего литературного сборника послужат слова великого немецкого ученого и писателя Иоганна Вольфганга Гёте из трагедии «Фауст»: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!». Но для своих страниц вы выберете собственные названия.

В своих работах вы попробуете остановить время, «сфотографировать» его, увидев на «снимках» удивительную красоту природы.

С особенностями изображения природы в разных жанрах, законами создания стихотворного и прозаического текста вы уже знакомы. А сегодня вам предстоит, используя накопленный материал и домашнее задание (свой вариант иллюстрации и лист заготовки к теме), создать групповую творческую работу – страничку литературного альманаха. Для этого наш класс превратится в редакцию. А вы станете ее сотрудниками: журналистами, редакторами, художниками, иллюстраторами, курьерами, поэтами, критиками.

Для плодотворной работы можете пользоваться можете пользоваться всем необходимым, что есть на столе (бумага, краски…)

Сегодня педагогическая мастерская, и мы не учителя и ученики, а коллеги по работе, рабочие «литературного цеха». Поэтому вашему вниманию я предложу свой вариант странички литературного альманаха.

Не волнуйтесь, все у нас получится, ведь нам предстоит встреча с прекрасным. Итак, в путь….


б) наведение ( слайды 3-21)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык


Язык природы дано понимать не всем, ведь она говорит при помощи звуков, запахов, красок и, порой, рисует такие удивительные картины, что не можем мы взгляд отвести.

Посмотрим вокруг внимательно и увидим, как создается этот шедевр:

Природа только взялась за работу,

Только вынула кисть и резец,

Положила кой- где позолоту,

Кое-где уронила багрец.

И замешкалась, будто решая,

Приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

То в смущеньи отступит на шаг…

И потом уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисует такую картину,

Что не сможем мы взгляд отвести

И вот необычная картина готова. Она звучит, переливается яркими красками, пахнет. И каждый из нас услышит, почувствует, увидит в ней то, что близко его сердцу:


  1. Посмотрите, как ярко сверкает серебро жемчужной зимы, играют изумрудные травы малахитовой весны, горит на солнце пурпурный гранат лета; переливается разными красками золото осени…

  2. Слышите, как неслышно, по-кошачьи мягко и тихо ступает по спящей земле первый снег: он точно, никого не разбудит... А то вдруг это непроницаемое молчанье вдруг разорвется диким воем злой ведьмы – пурги:

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна…

  1. Чувствуете, как упоительно пахнут первые ландыши и поздние умирающие розы…

Осыпая лес свои вершины

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло….

Звуки… Краски… Запахи…


Сколько можно увидеть, услышать, почувствовать, предоставить! Стоит только «остановить мгновенье», как делают это поэты, художники, музыканты. Посмотрим на доску, ведь это их признание в любви:

Не беги, человек, оглядись вокруг. Ведь этот мир – твой, и он – для тебя!

А если ты в мире – человек, - открой глаза шире, настрой сердце на мелодию великой красоты природы и воспой ее:

Хочешь, звуками,

Хочешь, красками,

Хочешь словом….

Итак, какие чувства, мысли, ощущения и ассоциации вызывает у вас эта тема.

(ученики работают 2 – 3 минуты на листках)


II. Малое афиширование

(дети в группах обмениваются мнениями, дополняют записи)

  1. Редакторы с места афишируют мнение в группах, рассказывая о мыслях, чувствах, ощущениях, вызванных темой урока.


III. Самокострукция

Для того, чтобы выполнить задание – создать литературную страничку, необходимо вспомнить особенности изображения пейзажа в различных литературных жанрах: прозе, поэзии.

Для этого выполним задания:

Задание № 1

Группа № 1: вспомнить и выбрать необходимое понятие для определения пейзажа:

пейзаж: - изобразительный жанр, в котором основным предметом изображения является:

1 – человек;

2 – природа;

3 – помещение.

Пейзаж может быть:

1 – горный;

2 – морской;

3 – бытовой


Группа № 2: укажите на чистых лепестках ромашки те формы многообразия природы, которые могут стать объектом для пейзажной зарисовки.


Задание № 2

Пользуясь памяткой № 2, вспомнить художественные тропы и найти примеры изобразительно-выразительных языковых средств (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение) в тексте стихотворения:

Метелица, как медведица,

Весь вечер буянит зло,

То воет внизу под лестницей,

То лапой скребет стекло.

Дома под ветром сутулятся,

Плывут в молоко огоньки,

Стоят деревья на улицах,

Как белые снеговики.

Сугробы выгнули спины,

Пушистые, как из ваты,

И жмутся к домам машины,

Как зябнувшие щенята…

Все в мире сейчас загадочно,

Все будто летит куда-то,

Метельно, красиво, сказочно,

А сказкам я верю свято.

Э. Асадов

Задание№3

Пользуясь памяткой № 3, вспомнить особенности жанра эссе, найти в предлагаемых определениях неточности, ошибки:

Эссе – жанр, в котором главное:

  1. воспроизведение фактов, а не впечатлений о них;

  2. большой объем;

  3. строгая форма изложения;

  4. систематичность, (план);

  5. фрагментарность.


IV. Социоконструкция

  1. Звучат выступления редакторов с выполненным заданием.

  2. Учитель:

Итак, мы вспомнили, что природа – это весь мир в многообразии его форм. Подумайте, что в этом огромном пейзажном изобилии вы любите больше всего: лес , море, горы , равнины, деревья , цветы, снег, дождь, весну, осень, зиму, лето… Поскольку пейзаж – это картины природы, постарайтесь создать свой литературный пейзаж, свою картину природы, рисуя словами, т.е. употребляя все богатства нашего русского языка, его выразительно-изобразительные средства: метафора, сравнения, олицетворения, эпитеты…

Используя домашнюю работу (иллюстрации, литературный материал) и наработанный материал из индивидуальных рабочих листков, напишите групповую творческую работу на тему: «Изображение природы в разных жанрах: живопись в прозе и в поэзии».

Работа должна состоять из иллюстрированных пейзажных зарисовок в разных жанрах – в прозе (эссе), в поэзии (собственное стихотворение).

Не забудьте, это коллективная работа. Это создание журналистами и художниками, редакторами, поэтами и писателями своеобразные странички литературного альманаха. «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…»

Ваш талант, дружба, взаимопомощь помогут в работе. Ваши работы получатся, если вы попробуете связать явления природы с событиями в вашей жизни, вспомните и отразите в своих стихах, эссе: звуки, запахи, краски природы.

Итак, коллеги, желаю вам творческих успехов! Желаю суметь «остановить мгновенье!»


V. Социализация

Музыка П.И.Чайковского «Времена года» (20 мин.)


Ученики выполняют групповую творческую работу в предложенных жанрах.


VI. Большое афиширование


Одновременно вывешиваются проекты групп и Мастера. Руководители групп и Мастер выступают со своими работами.


VII. Проект Мастера (слайды 22-30)

(рисунок: ромашковое поле, паровозик)

Учитель:

Все мы «родом из детства», из той поры, когда веришь, что возможны чудеса, что на самом деле существует станция «Ромашково», куда с большим опозданием прибывает удивительный паровозик, твердо знающий, что, если не услышать первого соловья, можно опоздать на всю весну, не увидев первых ландышей – опоздать на все лето, не увидев заката – опоздать на всю жизнь…

Давайте не будем торопиться и вместе с этим паровозиком из детской сказки остановимся, удивимся, увидев чудо даже… в самых обыкновенных полевых цветах.


Эссе


Ромашка… Подумаешь, «редкий» цветок. Кто их не знает!

Но порой, встреча с самой обыкновенной ромашкой, гадая на которой все загадывают «любит – любит?», может стать настоящим уроком доброты и мудрости.

Не веришь? Смотря, как густо на лесной опушке разрослись эти незатейливые цветы. Клонясь под легким ветерком, тихо шепчутся друг с другом белоголовые подружки, делясь секретами, мечтая о любви…

Как широко открывают они свои солнечные глаза, обрамленные снежными ресницами, навстречу каждому, кто готов услышать биение их маленького зеленого сердечка…

Тук – тук, тук –тук -тук… Вдруг оно начинает стучать все чаще и громче, ведь впереди показался прохожий.

И, завидев идущего, ромашка тихо загадывает: «Любит – не любит. Не заметил, проходит мимо, не видя: значит, не любит, любит только себя.

Или заметил? О радость: он любит! Но если он любит, то может даже… сорвать…»

Не стучит больше зеленое сердечко. Ты сорвал цветок – и он увял, подарил тебе свою маленькую жизнь. Ты поймал мотылька – и он умер у тебя на ладони.

Может, теперь ты поймешь, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. А не заметив сказки вокруг, можно опоздать на целую жизнь.


VIII. Разрыв.

(внутренне удивление, внутренний эмоциональный конфликт несоответствия нового знания старому)


IХ. Мягкая коррекция


Итак, коллеги, перед нами новый литературный альманах, в котором прозвучали яркие картины природы.

Создавая его, вы увидели могучую силу и красоту нашего языка, заметили, как непросто создаются литературные произведения, как по-разному, но ярко и интересно, можно представить самые незаметные природные явления, научились чувствовать образную поэтическую речь.

Сегодня мы « живо писали», ведь в наших работах природа была живой, яркой, красивой.

Поэтому и получилась литературная живопись, представленная в разных жанрах.


Домашнее задание: Посмотрите на проекты, сравните их и учитывайте этот опыт при выполнении домашнего задания:

- эссэ «Дивная сказка природы» с иллюстрациями в виде открыток, фото, рисунков.

- первые поэтические наброски

Х. Рефлексия

Сегодня мы попытались «остановить мгновенье» и увидели, как оно может быть прекрасно…

Но это очарование скрыто от равнодушного и ленивого, ведь природа открывает свои тайны тому, кто пытливо вслушивается и зорко всматривается, кто бережно к ней относится и замечает в обыкновенных явлениях удивительные события. Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, играет щенок, сияет звезда в небе, тот никогда не поймет ни искусства, ни красоты жизни:

Блистают звезды, цвет меняют горы,

Снега сползают, розы опадают.

Мне очень жалко тех людей, которых

На свете ничего не удивляет.

Рождаются великие творенья

Не потому ли, что порою где-то

Обычным удивляются явленьям

Ученые, художники, поэты.

Я удивляюсь и цветам, и птицам,

Хоть мне их не понять, как не пытаюсь.

Я удивляюсь и словам и людям,

Чужим стихам и песням удивляюсь.

Текут ручьи, звенит их голоса,

Я слышу моря гул и птичье пенье.

Земля нам дарит щедро чудеса

И идет взамен труда и удивленья.


    1. Если понравилась работа, подарила радость - выбери и приклей яркие листья (плакат с изображением луга или дерева , листья разного цвета подготовлены заранее)

    2. Если тема не очень интересна,- выбери и приклей белые листья

    3. Если не понравилось, был равнодушен к красоте,- приклей серые листья




Вспомогательный материал


Текст

1 группа 2 группа


Поет зима – аукает, Озябли пташки малые,

Мохнатый лес баюкает Голодные, усталые,

Стозвоном сосняка. И жмутся поплотней.

Кругом с тоской глубокою А вьюга с ревом бешеным

… в страну далекую Стучит по ставням свешенным

Седые облака. И… все сильней.

А по двору метелица И дремлют пташки нежные

Ковром шелковым стелется, Под эти вихри снежные

Но больно холодна. У мерзлого окна.

Воробышки игривые, И снится им прекрасная

Как детки сиротливые, В … солнца, ясная

… у окна. Красавица весна.


(плывут, прижались, злится, улыбках)


ПАМЯТКА № 1

Пейзаж – изобразительный жанр, в котором основным предметом изображения является природа, окружающий мир в его многообразных формах.

Пейзаж может быть:

    • морской

    • горный

    • сельский

    • городской и т.д.


ПАМЯТКА № 2

«Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)»

Троп – оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении.

Сравнения - сопоставление 2-х предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Дерево как часовой.

Эпитет - художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета (седое море, пламенная речь…)

Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства (предмет сравнения подразумевается: горит восток зарею новой)

Олицетворение – метафора, в которой предметы, явления природы наделяются признаками живого существа (ночевала тучка на груди утеса)

Аллегория – образное иносказание. Эти образы условны (подразумевают что-то)

В басне: лиса – хитрость, волк – жадность…


ПАМЯТКА № 3

Эссэ – жанр, в котором главное не передача фактов, а воспроизведение ассоциации, раздумий, впечатлений о них. Имеет свободную форму изложения материала, малый объем, отличается отсутствием систематичности, фрагментарностью.