Урок выполнила А.В. Петрова, учитель МОБУСОШ №7 х. Кирова, .
Класс 7
УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой « Литература.7 класс».
Тема: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!..» Пейзаж в различных жанрах. Искусство изображения картин природы в прозе и в поэзии.
Тип урока: интегрированный урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Применяемая технология: педагогическая мастерская.
Цели урока:
Образовательная (Предметная)
Через индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование вывести учеников к пониманию темы урока, её практическому применению - составлению творческой работы «Пейзаж в разных жанрах: прозе (сочинение-миниатюра, эссе), поэзии (стихотворение).
Сформировать представление о способах изображения пейзажа в различных жанрах как об искусстве изображения картин природы в прозе и в поэзии. Показать роль выразительных языковых средств в текстах разных жанров, способы их использования в речи.
Развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.
Развивающая (Коммуникативная)
На основе умений пользования операциями анализа сравнения, синтеза, подобия уметь выполнять творческую работу, формировать умения и навыки коллективной работы;
Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир);
Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия;
Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности;
Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная (Личностная)
Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения произведений о природе русской литературы.
Воспитать у учащихся чувство причастности ко всему живому на земле, умению постигать величие и красоту родной природы как источника чувств и творческой деятельности; бережное отношение к природе, экологическое воспитание.
Развивать эстетическое восприятие природы, способствовать видеть и чувствовать её красоту как гармонию форм, красок, запахов, звуков;
Задачи:
1. Овладение навыками вдумчивого и внимательного чтения (пробуждение чувств, вживание в ситуацию, выявление авторской позиции, план чтения и техники произнесения).
2. Активизация и пополнение знаний учащихся в областях литературы.
3. Развитие аналитических способностей учащихся.
4. Развитие творческих способностей учащихся.
5. Формирование первоначальных ключевых знаний и умений, необходимых для написания сочинения - миниатюры (ЭССЕ)
Формируемые УУД |
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
| общения; обеспечивать возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли. | видами исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач; информационную переработку текста выразительно читать, строить устное и письменное высказывание, | возможность управления познавательной и учебной деятельностью Планирование самостоятельного выполнения заданий, выбор темпа работы, умение действовать самостоятельно, в паре, в группе. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
понимать тему урока, уметь применять знания на практике: выполнять творческую работу «Пейзаж в разных жанрах: прозе ( сочинение-миниатюра, эссе), поэзии; - формировать представление о способах изображения пейзажа в различных жанрах как об искусстве изображения картин природы в прозе и в поэзии;
показать роль выразительных языковых средств, способы их использования в речи | осуществлять поиск информации с использованием различных источников; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи | |
План урока педагогической мастерской
Индукция (наведение на проблему, свернутый смысл темы, создание эмоционального настроя, включение подсознания, создание личного отношения к теме, погружение в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробуждение желание включиться в учебный процесс)
Малое афиширование (воспроизведение первых мыслей, чувств, ассоциаций, рожденных темой в группе)
Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, диалог ученика с самим собой, решение, текста, рисунка, проекта)
Социоконструкция (выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д.)
Социализация (обнародование, защита своего мнения, представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы , как индивидуальной, так и групповой . Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены).
Афиширование (представление работ на общее обсуждение, вывешивание в аудитории «произведений»: работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем ) и ознакомление с ними : все читают, обсуждают или зачитывают вслух).
Проект мастера.
Разрыв ( кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления, внутреннее осознание участникам мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником).
Мягкая коррекция ( сравнение проекта мастера с проектами учеников).
Рефлексия (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской, отражение чувств, ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской).
Оборудование:
- Презентация или репродукции картин художников-живописцев
П.И. Чайковский «Времена года»
Памятки, схемы, задания (на листах)
Таблички с определением «должности» в группах
Ватман, фломастеры, краски, ножницы, цветная бумага (для 2 групп)
Картинка для «Рефлексии»
Проект Мастера
Цитаты темы:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И. Тютчев (литература, поэзия)
Художником трудно сделаться,
Надо быть всегда влюбленным…
В дерево, в снег, в лес…
Если это дано – хорошо, если нет, что делать,
душа вынута…
А.К. Саврасов ( ИЗО)
Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства.
П.И. Чайковский (музыка)
Ход урока I. Индукция
Слово учителя
а) организация (слайды 1, 2)
Добрый день! Сегодня я приглашаю вас в педагогическую мастерскую, где мы будем творить, фантазировать, мастерить. Здесь у вас есть прекрасная возможность показать все, чем богата ваша фантазия, что вы умеете делать (сочинять, рисовать )
Девиз нашей работы: «Сидеть без дела я не буду, а как смогу, как сумею, так и сделаю!»
Результатом нашей деятельности будет создание коллективной творческой работы «Литературного альманаха», тема которого « Пейзаж в различных жанрах. Искусство изображения картин природы в прозе и в поэзии».
Состоять он может из 2-х видов работ:
прозе (эссе)
пейзаж в
поэзии (стихотворение)
Названием нашего литературного сборника послужат слова великого немецкого ученого и писателя Иоганна Вольфганга Гёте из трагедии «Фауст»: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!». Но для своих страниц вы выберете собственные названия.
В своих работах вы попробуете остановить время, «сфотографировать» его, увидев на «снимках» удивительную красоту природы.
С особенностями изображения природы в разных жанрах, законами создания стихотворного и прозаического текста вы уже знакомы. А сегодня вам предстоит, используя накопленный материал и домашнее задание (свой вариант иллюстрации и лист заготовки к теме), создать групповую творческую работу – страничку литературного альманаха. Для этого наш класс превратится в редакцию. А вы станете ее сотрудниками: журналистами, редакторами, художниками, иллюстраторами, курьерами, поэтами, критиками.
Для плодотворной работы можете пользоваться можете пользоваться всем необходимым, что есть на столе (бумага, краски…)
Сегодня педагогическая мастерская, и мы не учителя и ученики, а коллеги по работе, рабочие «литературного цеха». Поэтому вашему вниманию я предложу свой вариант странички литературного альманаха.
Не волнуйтесь, все у нас получится, ведь нам предстоит встреча с прекрасным. Итак, в путь….
б) наведение ( слайды 3-21)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык …
Язык природы дано понимать не всем, ведь она говорит при помощи звуков, запахов, красок и, порой, рисует такие удивительные картины, что не можем мы взгляд отвести.
Посмотрим вокруг внимательно и увидим, как создается этот шедевр:
Природа только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой- где позолоту,
Кое-где уронила багрец.
И замешкалась, будто решая,
Приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
То в смущеньи отступит на шаг…
И потом уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы взгляд отвести…
И вот необычная картина готова. Она звучит, переливается яркими красками, пахнет. И каждый из нас услышит, почувствует, увидит в ней то, что близко его сердцу:
Посмотрите, как ярко сверкает серебро жемчужной зимы, играют изумрудные травы малахитовой весны, горит на солнце пурпурный гранат лета; переливается разными красками золото осени…
Слышите, как неслышно, по-кошачьи мягко и тихо ступает по спящей земле первый снег: он точно, никого не разбудит... А то вдруг это непроницаемое молчанье вдруг разорвется диким воем злой ведьмы – пурги:
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна…
Чувствуете, как упоительно пахнут первые ландыши и поздние умирающие розы…
Осыпая лес свои вершины Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло….
Звуки… Краски… Запахи…
Сколько можно увидеть, услышать, почувствовать, предоставить! Стоит только «остановить мгновенье», как делают это поэты, художники, музыканты. Посмотрим на доску, ведь это их признание в любви:
Не беги, человек, оглядись вокруг. Ведь этот мир – твой, и он – для тебя!
А если ты в мире – человек, - открой глаза шире, настрой сердце на мелодию великой красоты природы и воспой ее:
Хочешь, звуками,
Хочешь, красками,
Хочешь словом….
Итак, какие чувства, мысли, ощущения и ассоциации вызывает у вас эта тема.
(ученики работают 2 – 3 минуты на листках)
II. Малое афиширование
(дети в группах обмениваются мнениями, дополняют записи)
Редакторы с места афишируют мнение в группах, рассказывая о мыслях, чувствах, ощущениях, вызванных темой урока.
III. Самокострукция
Для того, чтобы выполнить задание – создать литературную страничку, необходимо вспомнить особенности изображения пейзажа в различных литературных жанрах: прозе, поэзии.
Для этого выполним задания:
Задание № 1
Группа № 1: вспомнить и выбрать необходимое понятие для определения пейзажа:
пейзаж: - изобразительный жанр, в котором основным предметом изображения является:
1 – человек;
2 – природа;
3 – помещение.
Пейзаж может быть:
1 – горный;
2 – морской;
3 – бытовой
Группа № 2: укажите на чистых лепестках ромашки те формы многообразия природы, которые могут стать объектом для пейзажной зарисовки.
Задание № 2
Пользуясь памяткой № 2, вспомнить художественные тропы и найти примеры изобразительно-выразительных языковых средств (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение) в тексте стихотворения:
Метелица, как медведица,
Весь вечер буянит зло,
То воет внизу под лестницей,
То лапой скребет стекло.
Дома под ветром сутулятся,
Плывут в молоко огоньки,
Стоят деревья на улицах,
Как белые снеговики.
Сугробы выгнули спины,
Пушистые, как из ваты,
И жмутся к домам машины,
Как зябнувшие щенята…
Все в мире сейчас загадочно,
Все будто летит куда-то,
Метельно, красиво, сказочно,
А сказкам я верю свято.
Э. Асадов
Задание№3
Пользуясь памяткой № 3, вспомнить особенности жанра эссе, найти в предлагаемых определениях неточности, ошибки:
Эссе – жанр, в котором главное:
воспроизведение фактов, а не впечатлений о них;
большой объем;
строгая форма изложения;
систематичность, (план);
фрагментарность.
IV. Социоконструкция
Звучат выступления редакторов с выполненным заданием.
Учитель:
Итак, мы вспомнили, что природа – это весь мир в многообразии его форм. Подумайте, что в этом огромном пейзажном изобилии вы любите больше всего: лес , море, горы , равнины, деревья , цветы, снег, дождь, весну, осень, зиму, лето… Поскольку пейзаж – это картины природы, постарайтесь создать свой литературный пейзаж, свою картину природы, рисуя словами, т.е. употребляя все богатства нашего русского языка, его выразительно-изобразительные средства: метафора, сравнения, олицетворения, эпитеты…
Используя домашнюю работу (иллюстрации, литературный материал) и наработанный материал из индивидуальных рабочих листков, напишите групповую творческую работу на тему: «Изображение природы в разных жанрах: живопись в прозе и в поэзии».
Работа должна состоять из иллюстрированных пейзажных зарисовок в разных жанрах – в прозе (эссе), в поэзии (собственное стихотворение).
Не забудьте, это коллективная работа. Это создание журналистами и художниками, редакторами, поэтами и писателями своеобразные странички литературного альманаха. «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…»
Ваш талант, дружба, взаимопомощь помогут в работе. Ваши работы получатся, если вы попробуете связать явления природы с событиями в вашей жизни, вспомните и отразите в своих стихах, эссе: звуки, запахи, краски природы.
Итак, коллеги, желаю вам творческих успехов! Желаю суметь «остановить мгновенье!»
V. Социализация
Музыка П.И.Чайковского «Времена года» (20 мин.)
Ученики выполняют групповую творческую работу в предложенных жанрах.
VI. Большое афиширование
Одновременно вывешиваются проекты групп и Мастера. Руководители групп и Мастер выступают со своими работами.
VII. Проект Мастера (слайды 22-30)
(рисунок: ромашковое поле, паровозик)
Учитель:
Все мы «родом из детства», из той поры, когда веришь, что возможны чудеса, что на самом деле существует станция «Ромашково», куда с большим опозданием прибывает удивительный паровозик, твердо знающий, что, если не услышать первого соловья, можно опоздать на всю весну, не увидев первых ландышей – опоздать на все лето, не увидев заката – опоздать на всю жизнь…
Давайте не будем торопиться и вместе с этим паровозиком из детской сказки остановимся, удивимся, увидев чудо даже… в самых обыкновенных полевых цветах.
Эссе
Ромашка… Подумаешь, «редкий» цветок. Кто их не знает!
Но порой, встреча с самой обыкновенной ромашкой, гадая на которой все загадывают «любит – любит?», может стать настоящим уроком доброты и мудрости.
Не веришь? Смотря, как густо на лесной опушке разрослись эти незатейливые цветы. Клонясь под легким ветерком, тихо шепчутся друг с другом белоголовые подружки, делясь секретами, мечтая о любви…
Как широко открывают они свои солнечные глаза, обрамленные снежными ресницами, навстречу каждому, кто готов услышать биение их маленького зеленого сердечка…
Тук – тук, тук –тук -тук… Вдруг оно начинает стучать все чаще и громче, ведь впереди показался прохожий.
И, завидев идущего, ромашка тихо загадывает: «Любит – не любит. Не заметил, проходит мимо, не видя: значит, не любит, любит только себя.
Или заметил? О радость: он любит! Но если он любит, то может даже… сорвать…»
Не стучит больше зеленое сердечко. Ты сорвал цветок – и он увял, подарил тебе свою маленькую жизнь. Ты поймал мотылька – и он умер у тебя на ладони.
Может, теперь ты поймешь, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. А не заметив сказки вокруг, можно опоздать на целую жизнь.
VIII. Разрыв.
(внутренне удивление, внутренний эмоциональный конфликт несоответствия нового знания старому)
IХ. Мягкая коррекция
Итак, коллеги, перед нами новый литературный альманах, в котором прозвучали яркие картины природы.
Создавая его, вы увидели могучую силу и красоту нашего языка, заметили, как непросто создаются литературные произведения, как по-разному, но ярко и интересно, можно представить самые незаметные природные явления, научились чувствовать образную поэтическую речь.
Сегодня мы « живо писали», ведь в наших работах природа была живой, яркой, красивой.
Поэтому и получилась литературная живопись, представленная в разных жанрах.
Домашнее задание: Посмотрите на проекты, сравните их и учитывайте этот опыт при выполнении домашнего задания:
- эссэ «Дивная сказка природы» с иллюстрациями в виде открыток, фото, рисунков.
- первые поэтические наброски
Х. Рефлексия
Сегодня мы попытались «остановить мгновенье» и увидели, как оно может быть прекрасно…
Но это очарование скрыто от равнодушного и ленивого, ведь природа открывает свои тайны тому, кто пытливо вслушивается и зорко всматривается, кто бережно к ней относится и замечает в обыкновенных явлениях удивительные события. Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, играет щенок, сияет звезда в небе, тот никогда не поймет ни искусства, ни красоты жизни:
Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жалко тех людей, которых
На свете ничего не удивляет.
Рождаются великие творенья
Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Ученые, художники, поэты.
Я удивляюсь и цветам, и птицам,
Хоть мне их не понять, как не пытаюсь.
Я удивляюсь и словам и людям,
Чужим стихам и песням удивляюсь.
Текут ручьи, звенит их голоса,
Я слышу моря гул и птичье пенье.
Земля нам дарит щедро чудеса
И идет взамен труда и удивленья.
Если понравилась работа, подарила радость - выбери и приклей яркие листья (плакат с изображением луга или дерева , листья разного цвета подготовлены заранее)
Если тема не очень интересна,- выбери и приклей белые листья
Если не понравилось, был равнодушен к красоте,- приклей серые листья
Вспомогательный материал
Текст
1 группа 2 группа
Поет зима – аукает, Озябли пташки малые,
Мохнатый лес баюкает Голодные, усталые,
Стозвоном сосняка. И жмутся поплотней.
Кругом с тоской глубокою А вьюга с ревом бешеным
… в страну далекую Стучит по ставням свешенным
Седые облака. И… все сильней.
А по двору метелица И дремлют пташки нежные
Ковром шелковым стелется, Под эти вихри снежные
Но больно холодна. У мерзлого окна.
Воробышки игривые, И снится им прекрасная
Как детки сиротливые, В … солнца, ясная
… у окна. Красавица весна.
(плывут, прижались, злится, улыбках)
ПАМЯТКА № 1
Пейзаж – изобразительный жанр, в котором основным предметом изображения является природа, окружающий мир в его многообразных формах.
Пейзаж может быть:
морской
горный
сельский
городской и т.д.
ПАМЯТКА № 2
«Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)»
Троп – оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении.
Сравнения - сопоставление 2-х предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Дерево как часовой.
Эпитет - художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета (седое море, пламенная речь…)
Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства (предмет сравнения подразумевается: горит восток зарею новой)
Олицетворение – метафора, в которой предметы, явления природы наделяются признаками живого существа (ночевала тучка на груди утеса)
Аллегория – образное иносказание. Эти образы условны (подразумевают что-то)
В басне: лиса – хитрость, волк – жадность…
ПАМЯТКА № 3
Эссэ – жанр, в котором главное не передача фактов, а воспроизведение ассоциации, раздумий, впечатлений о них. Имеет свободную форму изложения материала, малый объем, отличается отсутствием систематичности, фрагментарностью.