ПЕЙЗАЖ В ТЕХНИКЕ АКВАРЕЛЬ
Подготовила учитель начальных классов
Аристова Анжелика Андреевна
Пейзаж - это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Акварельный пейзаж получил широкое распространение, как в кругу профессиональных художников, так и среди любителей. Любительское рисование в целом и акварель в частности - существенная составляющая искусства начала XIX века.
Работы Ф.П Толстого - неожиданный поворот в развитии акварели.
Они достаточно условно могут быть причислены к этой технике: художник сам растирал и готовил краски, которые представляли собой нечто среднее между гуашью и акварелью.
Авторские краски позволяли использовать преимущества обоих техник - работать и корпусными мазками и тончайшими лессировками.
Огромное значение при работе красками имеет развитое чувство цвета, умение видеть не только тональные, но и цветовые отношения.
В живописи передаются все цветовые различия, учитывая и разницу цветов по светлоте. Переходы от насыщенного цвета к белому имеют множество промежуточных оттенков. Так, красный цвет имеет при осветлении большое количество темно-розовых, розовых и светло-розовых оттенков.
В живописи учитывают изменение восприятия цветов в зависимости от их цветового окружения, что обязывает изображать их в «отношениях», то есть, сравнивая один цвет с другим.
Правильность образного решения пейзажа зависит от композиции.
Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, по мере удаления смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один тон.
Чем контрастнее отношения светотени, тем предмет кажется ближе, чем мягче, тем более отдаленным он выглядит.
По мере удаления от нас предметы зрительно теряют объемность, рельефность, приобретают силуэтный, более обобщенный характер. Цвета на расстоянии меркнут, приобретают голубоватый оттенок, цветовые различия смягчаются.
Особенностью пейзажной композиции является то, что в отличие от портрета или фигуры, центральное место в ней могут занимать дали.
Передача пространственной глубины составляет одну из задач пейзажа.
В зависимости от типа изображённого мотива, можно выделить сельский , городской , марину, в том числе архитектурный и индустриальный пейзажи.
Рассмотрим этапы рисования пейзажа акварелью на данной картине
Пейзаж написан в традиционной технике многослойной живописи.
Эта техника предполагает последовательное наслоение красочных слоев после просыхания предыдущего слоя.
Причем первые слои- прозрачные, последующие частично перекрывают их, постепенно утемняют и насыщают цветовой строй работы. Нельзя сразу писать темными и яркими красками, поскольку при отсутствии белил в акварели, высветлить что-то достаточно сложно, да и акварель- материал свежий, легкий, прозрачный, происходит от слова «аква», что значит-вода.
Цвет составляется с большим количеством воды, поэтому используется кисть круглая, белка, которая хорошо держит воду, а акварельная бумага хорошо ее впитывает.
1 этап.
Мотив пейзажа не очень сложный, поэтому эскиз выполняется сразу кистью, холодным или теплым цветом.
2 этап.
Выполняется акварельная заливка фона- неба кистью № 6 сверху вниз, используя для этого ультрамарин и охру, поскольку в солнечный день в синеве неба присутствует теплые оттенки.
3 этап.
Кусты и берега речки закрываются светлым и теплым зеленым цветом. Лучше, если зеленый цвет будет получен в результате смешения. Как известно, в акварельной коробке предлагаются не цвета, а краски. Чтобы получить цвет, нужно смешать, как минимум две краски.
4 этап.
В данном этюде доминирующие краски- синие, коричневые, охра, зеленый. Все последующие этапы работы выполняются по просохшему предыдущему слою. Определяются полутени кустарника на дальнем плане .
5 этап.
Усиливаются полутени второго плана, учитывая, что освещение верхнее, а кусты- это большие полусферические объемы.
6 этап.
Пишется отражение в воде. В данной речке очень слабое течение, поэтому отражение почти зеркальное. Как правило, оно всегда темнее и теплее реальных объектов. Пишем отражение вертикальными мазками, зеркально повторяя форму кустов.
7 этап.
Пишем воду, с отражающимся в ней небом, более темным цветом.
8 этап.
Усиливаем более яркими оттенками зеленого берег первого плана, не забывая, однако, о прозрачности акварели.
9 этап.
В тени кустарников ищем оттенки холодного цвета. Начинаем писать ели на дальнем плане. По отношению к кустарнику, они намного темнее.
10 этап.
Ели темные, почти плоские, так как находятся далеко, пишем их более тонкой кистью.
11 этап.
Усиливаем тень в кустах и воду первого плана, что дает ощущение пространства.
12 этап.
Показываем отражении елей в воде, усиливаем контрастность и плотность цвета в отражении кустов.
13 этап.
Подчеркиваем ветви в кустарнике, уточняем отражения первого плана.
Пейзаж готов
Сельский пейзаж
- Сельский пейзаж – изображение деревень и сёл.
Ценители простоты и естественности наверняка по достоинству оценят картины с сельским пейзажем – здесь достаточно природных мотивов и в то же время есть непередаваемое ощущение ностальгической определенности. Сельские пейзажи близки к картинам быта: можно заметить самые обыденные сюжеты, привычные предметы и неприглядную правдивость, но в то же время в них присутствует мягкий романтизм деревенской жизни.
Картины с сельским пейзажем не демонстративны, ненавязчиво лиричны и всегда подкупающе искренни, что делает их уютными и теплыми.
Картины с сельским пейзажем удивляют городских жителей простотой быта, подвижной радостью и непосредственностью: здесь играют дети, усердно работают, спокойно отдыхают в жаркий полдень…
Персонажи сельских пейзажей, словно отвлекаясь от своих привычных дел, удивленно замечают художника, а иногда они просто не видят его в своей увлеченности .