Всероссийский конкурс презентаций «Золотая коллекция русской живописи»
Пейзажи Карелии
в русской живописи
XIX – XX века
Автор: Бороденко Анна,
7 «а» класс
Руководитель: Чуйкина Эльвира Анатольевна
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №6
Иван Есаулков
Валаам и местность Кукко. Тишина вокруг, ни звука. Не уляжется у ног Шаловливый ветерок. Поражает панорама. Лезет вверх трава упрямо, И вальяжно рядом с ней Мох растёт промеж камней. Одиноко и неброско Встала в центр холста берёзка, Потянулась в синь небес, А вокруг – богатый лес.
Пышность леса поражает. Горный выступ наступает На берёзку, и скала Вкруг корней её легла И их намертво схватила, Будто в узы заточила, А ещё их все кругом Обложила буйным мхом.
Есть в русском севере особый колорит,
Прозрачный и слегка неприхотливый,
Как будто кисть над озером парит,
И повторяет неба переливы;
Палитра красок глубока, проста,
ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН
Творение настолько вдохновенно,
(1832—1898) - великий русский пейзажист.
С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Как будто я шагнула вглубь холста
Художника, чье имя – сокровенно.
Первый раз Шишкин приехал на Валаам в 1858 году. Он жаловался друзьям на "тревожное состояние души", на "передряги в мыслях и чувствах". Но Валаам покорил художника своей дикой, суровой природой. Шишкин провёл здесь пять сезонов и оставил целую серию работ, посвященных этому чудесному уголку.
Наталья Лайдинен
Карелия - северный край, удивительной красоты рек, озер и лесов. Природа Севера строгая и величественная, тихая и задумчивая, покоряющая тишиной и красотой белых ночей, издавна влекла к себе художников.
Пейзажи Карелии стали источником вдохновения для многих известных художников XIX—XX веков: И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. К. Рериха.
Но и сегодня в нашем крае немало художников, избравших своей музой суровые красоты нашего северного края.
Моя «Золотая коллекция русской живописи» посвящена пейзажам моего родного края.
«Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нём знают мало истинного. Сказка севера глубока и пленительна…Вообще помни о Севере. Если кто-нибудь скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что он Севера не знает…». Николай Рерих
И.И.Шишкин
Вид на острове Валааме
(Местность Кукко)
1859
Но берёзка не сдаётся, В небеса упрямо рвётся… Вид суровый у холста – Первозданна красота Дикой, девственной природы. Красно-сер цвет у породы. Шишкин был влюблён и сам В дивный остров Валаам!
За пейзаж "Вид на острове Валааме. Местность Кукко", демонстрировавшийся на академической выставке, художник был удостоен в 1860 г. большой золотой медали.
Шишкин не просто восхищается прелестью природы, но с увлечением изучает и передает разнообразие природных форм, которые он видит перед собой. Именно это станет отличительной особенностью всей последующей живописи Шишкина.
И.И.Шишкин
Вид на острове Валааме
(Местность Кукко)
1859
Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи: «В картине "Север" Куинджи как бы с высоты птичьего полета запечатлел величавую панораму уходящего в седую туманную даль холодного края, тонко передав чувство своеобразной "завороженности" этих неуютных суровых просторов.»
КУИНДЖИ АРХИП ИВАНОВИЧ (1842-1910)
известный живописец.
Николай Рерих, ученик А. И. Куинджи, писал: «Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его…Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние.»
Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц.
ФЁДОР AЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1850-1873) — талантливый русский художник- пейзажист. Создатель более сотни живописных работ и множества рисунков. Творческая жизнь Федора Васильева была очень короткой, он умер совсем молодым – в 23 года, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы.
И. Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши и говорил о своём современнике так:
«Нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев»
И.И.Шишкин, был наставникoм Ф.Васильева, и, в начале июня 1867 г., взял с собой на Валаам, на этюды.
Лучшей работой валаамского цикла Васильева считается этюд “На острове Валааме. Камни.” (1868).
На картине «Север» показан вид с высоты на уходящую в туманную даль равнину, которая на горизонте сливается с сероватым дымчатым небом.
Этот величественный пейзаж символизирует безбрежные пространства северных земель, но при этом исполнен глубокой поэзии и любви к суровой природе
Ф.А. Васильев
Валаам. Камни.
1867
Красоту Карелии Куинджи высоко оценил, побывав на Валааме, где была создана в трилогия художника о северной природе:
«На острове Валааме» (1873)
«Ладожское озеро» (1873)
«Север» (1879)
«Природа на Валааме живописна в высшей степени», — говорил И.Шишкин друзьям. Даже камни, поросшие мхом и папоротником, становятся объектом восторгов талантливой кисти художника.
Архип Куинджи
Север
1879
Ф.А. Васильев
Валаам. Камни.
1867
Архип Куинджи
Север
1879
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МЕШКОВ (1893–1963)
Талантливый русский художник редкого, пронзительного таланта. Народный художник РСФСР (1963). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы.
РЕРИХ
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1874 – 1947)
В семирно известный художник, философ, общественный деятель.
Много времени проводил со своей семьей в Приладожье.
Природа Карелии оказала большое влияние на творчество художника. В этих местах художником создано около двухсот полотен. Интерес Рериха к Северу был неотделим от его интереса к прошлому России, ее истории.
Н.К.Рерих
Святой остров
1917
В. В. Мешков
Золотая осень в Карелии
1952
В. В. Мешков
Золотая осень в Карелии
1952
Сухой пасмурный день. Воздух чист и прозрачен. Серые, по-осеннему холодные тучи висят низко и, кажется, цепляются за вершины сосен. Солнца нет, но краски осеннего леса создают эффект яркого света. Художник сам влюблен в свою натуру, передает восторг и зрителям, заставляя нас снова и снова любоваться ярким и многоцветным карельским пейзажем.
Неприступная суровость острова Валаам с художественной выразительностью отражена в одном из самых популярных полотен Николая Рериха.
Валаам встает со дна озера громадной каменной скалой. Дикая и суровая природа каменного острова созвучна безбрежным просторам ладожских вод.
Мешков В.В. создал целую сюиту великолепных картин, посвящённых Карелии: «Озерный край», «Сентябрьские холода», «Осень в Карелии», «Осенняя песня», «Золотая осень в Карелии». Он раскрыл особую поэзию этой северной природы, суровой и строгой.
Н.К.Рерих
Святой остров
1917
Чайки тревожно кричали. Осень в Карелии - яркость. Темно-зеленое с алым, неопалимости арки! Как изогнулись березы, крепко за скалы цепляясь, ветер в осинках, и - в слезы небо под ритм Калевалы. Леса синь ультрамарином - трек отражений небесных - тучи набрякшей, что гривой скрыла тень хвойного леса. Травы и мхи зеленеют с проседью желтой осенней, озеро - крупною зернью пишет порывы движенья. Чайки тревожно кричали, день обрывался, как листья, лодка не ищет причала - выдох взволнованной кисти.
Улекса фон Лу
ЮНТУНЕН СУЛО ХЕЙККИЕВИЧ
(1915- 1980)
Член Союза художников России (Карельское отделение). Удостоен званий «Заслуженный художник России», «Заслуженный деятель искусств Карелии». Первым учителем Юнтунена был Вениамин Николаевич Попов. В поисках впечатлений живописец побывал в разных уголках Карелии. Суло Юнтунена справедливо считают первооткрывателем современного карельского пейзажа.
ПОПОВ ВЕНИАМИН НИКОЛАЕВИЧ
(1869-1945 гг.)
Художник, основоположник реалистической профессиональной живописи в Карелии, ученик И.Е.Репина.
Имя В.Н.Попова помнят в нашей республике и сегодня. Об этом свидетельствуют многочисленные каталоги картин, экспонирующихся на выставках и в музеях Карелии и за ее пределами.
С.Х. Юнтунен
Под северным солнцем
1976
Попов В.Н.
Осень в Карелии (1937).
С.Юнтунену удается донести до зрителя романтику и красоту природы, передать определенный эмоциональный настрой.
Звучат скромные, выбранные будто непреднамеренно мотивы: обыкновенные дома, берег. Берег освещён пробившимся сквозь облака лучом нещедрого солнца, просторы озера остаются в тени пасмурного неба.
С.Х. Юнтунен
Под северным солнцем
1976
Попов В.Н.
Осень в Карелии
1937
ГЕОРГИЙ АДАМОВИЧ СТРОНК (1910 – 2005) Патриарх карельской живописи, мастер карельского пейзажа. Г.А.Стронк - народный художник Карелии, лауреат государственной премии республики (1981), почетный гражданин Петрозаводска (1996). Георгий Стронк был организатором и первым председателем Союза художников Карелии.
Основные его произведения хранятся в Государственном краеведческом музее и музее изобразительных искусств Карелии.
Заонежье - одно из самых живописных и красивейших мест Карелии.
Это бескрайнее Онего с многочисленными островами и мысами, рыбаки с самодельными снастями в деревянных лодках, это мудрая и строгая красота старинных деревень, возраст которых около 500 лет. Произведение К.Л. Буторова просто по сюжету, но наполнено искренним чувством любви к родным местам, своим героям.
КОНСТАНТИН ЛЕОНИДОВИЧ БУТОРОВ (1922—1997)
График и живописец, ученик Вениамина Попова, одного из первых профессиональных художников Карелии. Член Союза художников с 1944 года, Заслуженный работник культуры Республики Карелия . Творческая биография художника прочно связана с Карелией. Здесь художник работал в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы Константин Леонидович Буторов был одним из ведущих живописцев Карелии. Он посвятил свой талант сельским труженикам.
Г.А. Стронк
Древние берега Ладоги
1976
Значительное место в творчестве художника занимают пейзажи Ладожского озера.
«Удивительные каменные глыбы лежат на берегу Ладоги. Какая-то сатанинская сила когда-то сжала их в гармошку, и теперь они выглядят как куски слоеного пирога... Дикие, с крутыми замшелыми скалами берега чередуются с одетыми в хвойные шубы сказочными островами.»
Г. Стронк из книги «По Карелии».
К.Л. Буторов
Заонежская деревня.
1960
"Мое первое знакомство с Беломорьем произошло в 1936 году, когда я в составе фольклорной экспедиции приехал в Карелию. Это решение и определило мою дальнейшую судьбу. На всю жизнь я полюбил могучую природу Севера, его мужественных и честных людей…"
Г. Стронк из книги "У самого Белого моря".
К.Л. Буторов
Заонежская деревня.
1960
Г.А. Стронк
Древние берега Ладоги
1976
Полотно построено на мягком ритме набегающих волн. Природа и архитектура одушевлены, они как человек просыпаются. Тихо, медленно и прекрасно пробуждение природы на Севере летом, и это удивительно тонко передано художником. В картине о Кижах Поморцев хотел раскрыть, прежде всего, величие замысла древнего зодчего, гениально понявшего своеобразие лесного и озёрного ландшафта.
ПОМОРЦЕВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
(род. 1932 г.)
известный карельский художник-пейзажист. За большой вклад в отечественную культуру удостоен званий: Заслуженный деятель искусств РК, Народный художник России, лауреат государственной премии РК. Награжден орденом «Знак Почета», почетный член Российской академии художеств.
Живописные полотна Поморцева достойно представляют искусство Северной Карелии на всероссийских и зарубежных выставках, привлекая большое количество зрителей. Картины художника дарят зрителю душевный покой и радость проникновенного общения с природой.
Б.Н.Поморцев
Кижи. Пробуждение
1977
Б.Н.Поморцев
Кижи. Пробуждение
1977
Ресурсы
http://www.laidinen.ru/books.php?part=18&code=3776&letter = - сайт Натальи Лайдинен
http://www.gov.karelia.ru/Different/History/popov.html Карелия официальная
http://www.rkna.ru/projects/mosaic/viewdoc.phtml?lng=&id=1187 -
Архивная мозаика культуры Карелии в Интернет
http://pokartinam.ru/rerix-nikolaj-konstantinovich-svyatoj-ostrov/
http://www.gazeta-licey.ru/culture/dmitrymoskin/item/4901-chekmasov-valentin-sergeevich - Интернет-журнал Лицей
http://www.asicstiger.ru/index.html - сайт посвящённый И.Шишкину
http://www.nearyou.ru/vasilev/0vasilev.html - Фёдор Александрович Васильев http://microtime.ru/news/item14602/ Российская культура в событиях и лицах
«Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нём знают мало истинного. Сказка севера глубока и пленительна…Вообще помни о Севере. Если кто-нибудь скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что он Севера не знает…». Николай Рерих