СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периодизация каменного века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:

  1. Организационный момент: сообщение темы и целей урока, запись в тетрадях
  2. Вступление:

- Какие сведения о древнем Казахстане вы помните с 5-6 класса? (ответы учащихся)

- Попробуйте вспомнить периодизацию древнего Казахстана? (ответы учащихся)

      3.   Изучение нового материала:

- В истории существует множество теорий развития первобытного общества. Например, теория американского историка и этнолога Льюиса Генри Моргана, в которой ученый выделил 3 ступени развития: дикость, варварство, цивилизация. По геологической периодизации рассматривается развитие человечества по эрам. Это вы изучаете на уроках географии. Кроме этого существуют геологическая периодизация. Таким образом, в зависимости от вида периодизации соответственно будет называться и тот или иной период исторического развития. А теперь давайте более подробно запишем археологическую периодизацию древности.

Просмотр содержимого документа
«Периодизация каменного века»

История Казахстана

10 класс

Естественно-математическое направление

Урок 1

Тема: Периодизация каменного века. Появление человека и его эволюция

Цели:

1. Знать особенности развития древнего Казахстана, исторические периоды развития, повторить теории появления человека, типы древнего человека и его эволюционное развитие

2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, речь

3. Воспитывать чувство казахстанского патриотизма, любознательности

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, наглядно-демонстративный

Оборудование: Карта, гипсовые макеты древних людей,таблица

Ход урока:

  1. Организационный момент: сообщение темы и целей урока, запись в тетрадях

  2. Вступление:

- Какие сведения о древнем Казахстане вы помните с 5-6 класса? (ответы учащихся)

- Попробуйте вспомнить периодизацию древнего Казахстана? (ответы учащихся)

3. Изучение нового материала:

- В истории существует множество теорий развития первобытного общества. Например, теория американского историка и этнолога Льюиса Генри Моргана, в которой ученый выделил 3 ступени развития: дикость, варварство, цивилизация. По геологической периодизации рассматривается развитие человечества по эрам. Это вы изучаете на уроках географии. Кроме этого существуют геологическая периодизация. Таким образом, в зависимости от вида периодизации соответственно будет называться и тот или иной период исторического развития. А теперь давайте более подробно запишем археологическую периодизацию древности.

Работа в тетрадях:

I. Каменный век – 2 млн. лет назад – IV тыс. лет назад:

1. Палеолит (древний каменный век) – 2 млн. лет назад – 40-12 тыс. лет назад

А) Ранний или нижний палеолит (олдувай) – 2 млн. лет назад –140 тыс. лет назад

В) Средний палеолит (ашель) – 140 - 40 тыс. лет назад

С) Поздний или верхний палеолит (мустье) – 40 – 12 тыс. лет назад

2. Мезолит (средний каменный век) – 12 – 5 тыс. лет назад

3. Неолит (новокаменный век) – V тыс. до н.э.

4. Энеолит (меднокаменный век) – IV тыс. до н.э.

II. Бронзовый век – III-II тыс. до н.э.

III. Железный век – начало I тыс. до н. э.

- Главной особенностью данной периодизации является появление человека.

- Назовите известные вам теории происхождения человека? (ответы и рассуждения детей)

- Все теории можно условно разделить на 3 группы:

1. теории на религиозно-идеалистической основе

2. теория на основе космического происхождения (гуманоиды)

3. теория на основе эволюционного развития

- Останки самого древнего человека (ранний палеолит) были найдены в Африке, в Кении. Ученые назвали его человек умелый, он жил 1 млн. 750 тысяч лет назад. Первые люди на территории Казахстана появились в период раннего (нижнего) палеолита. Примитивным объединением людей для совместной защиты и нападения, а также для охоты и собирательства было первобытное стадо. Одним из древнейших людей был питекантроп (ранний палеолит). Его останки впервые были найдены на острове Ява. Первые древние люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа. В Китае были найдены останки древнего человека – синантропа (средний палеолит). Древнейшие люди питекантроп и синантроп в науке получили название людей прямоходящих. Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад. В период среднего палеолита человек научился добывать огонь, в этот же период первыми жилищами древних людей стали пещеры. Древнего человека, жившего в среднем палеолите (мустье), ученые называют – неандерталец. Он жил 100-40 тысяч лет назад. Останки человека эпохи мустье - неандертальца, впервые найдены в Германии. Останки неандертальцев были также найдены в 1938 году академиком А.П.Окладниковым в пещере Тешикташ. После неандертальцев, примерно 35-40 тысяч лет назад, формируется человек разумный. Впервые останки человека разумного были обнаружены во Франции в пещере Кро-Маньон, и по месту нахождения ученые называют его кроманьонцем. Формирование человека разумного происходит в эпоху верхнего палеолита. Древнего человека из мира животных выделило, прежде всего, умение делать орудия труда. Зарождение религиозных представлений, появление наскальных и пещерных рисунков ученые относят к эпохе верхнего палеолита. Постоянный коллектив родственников - родовая община - появляется в период формирования человека разумного. Все члены родовой общины имели равные права, на общем собрании избирались старейшины. Во главе родовых объединений стояли избранные вожди.

- С появлением человека связано и появление орудий труда из различных материалов. В зависимости от этого и даны названия векам: каменный, бронзовый и железный. Следующей особенностью является развитие у древнего человека мышления и появление речи. Труд способствовал развитию физических и умственных способностей. С появлением экзогамии – запрет брачных отношений с представителями групп людей, живущих рядом, появляется «род».

4. Закрепление:

- Заполните таблицу в тетради по следующим параметрам:

1. временные рамки

2. название периода

3. общество

4. занятия

5. орудия труда

6. культура

7. археологические памятники, стоянки

5. Домашнее задание:

- & 1 с.6-7, дополнительный материал

6. Подведение итогов урока:

- С какими периодами развития Казахстана мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Что оказалось для вас новым?

- Можете ли вы предложить свою теорию происхождения человека или свою периодизацию развития?

- Какую?

- Выставление оценок