Пермогорская
роспись
Автор: Вагизова Румия Ахтямовна,
МБОУ «СОШ № 9»
Г. Нефтеюганск
2014 год
«Пермогорье» («первые по высоте горы») - пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, откуда на много верст было видно лютиковые луга, поля, синее небо до горизонта и алый цвет зари.
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далеком, давно забытом времени.
Среди многих работ, падавших на плечи крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими.
"В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней" -
Писал Александр Сергеевич Пушкин.
Прялки Русского Севера славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
С 6-8 лет девочка в крестьянской семье начинала готовить свое приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов. Отец делал маленькую детскую прялочку. А жених дарил ей невесте красивую расписную прялку, и шла она по деревне на посиделки, гордо неся ее, чтобы все видели эту красоту. Считалось: у кого самая красивая прялка, ту больше всего жених любит. Пряла девушка пряжу на такой прялке, и не казался ей вечер долгим, а труд утомительным. И в знак взаимной любви дарила она потом тканый расшитый пояс своему жениху со словами «Кого люблю, тому дарю».
Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.
Роспись прялки разбивается на две части. Верхняя большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях древа. Птица Сирин заключена в круг и расположена в середине древа. Около одной из птиц дается такое пояснение: "Сия птица отца нашего истиннаго сотворение"
В нижней части прялки помещается сюжетная композиция: катания, чаепитие, посиделки и т.д. Обрамление прялки выполняется поясами бордюров.
Основные элементы прялки
Маковки- «городки»
Лопасть-
«лопаска»
Серьги-
«чуски»
Ножка-
«стояка»
Донце
Формы лопасок и стоек
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты люльки хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде - большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.
В коробе-хлебнице подавали хлеб к столу, это был своеобразный ритуал, обряд. Выходя замуж, девушка уносила ее как приданое.
С туеском и набирухой ходили деревенские ребятишки в лес по грибы да ягоды. В набируху дары леса собирали, а в туесок наливали квас или ключевую воду, которая весь день на солнышке оставалась такой же холодной, как и в самом ручье или ключе. Для пива и хмельных напитков была предназначена другая парадная посуда из дерева – скобкарь.
Современные художники могут делать свои житейские наблюдения и отражать их в рисунке, следуя примеру старых мастеров.
Узоры удивляют нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка.
В росписи используются излюбленные мастерами цвета: красный, зеленый, желтый, реже синий. В ранних пермогорских росписях присутствовали красно-оранжевый, синий, охристый цвета.
Варианты композиций
Возрождение промысла
Основные элементы Пермогорской росписи
Трёхлистный цветок.
Трёхлопастный цветок.
Чудо-тюльпан
Райская птица. Последовательность выполнения росписи
Виды райских птиц.
Работы, выполненные детьми
МБОУ «СОШ №9» :
Интернет- ресурсы:
http://m-der.ru / - музей дерева ,
http://www.cultnord.ru / - культурное наследие архангельского севера,
http://dekor.nm.ru / -русские северные прялки
http://siberiabear.jimdo.com / -русская кистевая роспись
http://dvinovaje.ru / крестьянское искусство
http://www.photodom.com / - пейзажи Северной Двины