СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективно – тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие: мир природы и мир человека» в старшей группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективно-тематическое планирование по образовательной области "Познавательное развитие" в старшейгруппе по тематическим неделям.

Просмотр содержимого документа
«Перспективно – тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие: мир природы и мир человека» в старшей группе.»

Перспективно – тематическое планирование

по образовательной области «Познавательное развитие: мир природы и мир человека» в старшей группе.



Составила: Чеканова Наталья Георгиевна, МБДОУ д/с № 1 СП « Лукоморье», воспитатель.

Дата



Тематическая неделя

Тема педагогического мероприятия


Задачи

Методическое обеспечение


Сентябрь

1 неделя


«День знаний. Наш любимый детский сад»


«Мой любимый детский сад»


1. Расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. 2.Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения.

3.Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.







Иллюстрации о детском саде, фотографии детского сада, символика детского сада, альбом с летописью детского сада, школьные принадлежности.

2 неделя










« Дорожная азбука»












« Азбука дорожного движения»










1.Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности, закрепить знания детей  о правилах дорожного движения, о значении дорожных знаков для пешеходов и водителей, о  правилах  безопасного поведения  на улице , умение видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

2.Развитие  познавательной  активности, творческих  способностей, мышления, воображения.  

3.Воспитывать чувство самосохранения и осторожность на дороге                                  


Игрушки и плакаты, изображающие городской и

специальный транспорт, комплект дорожных знаков, атрибуты регулировщика, презентация « Безопасность детей на дороге», материал наглядной агитации «Переходим через улицу».








3 неделя












« Овощи и фрукты»


« В гости к бабушке Арине»

1.Расширить представления детей о труде на полях/садах/ осенью, Систематизировать знания детей по теме «Овощи и фрукты». 2.Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающим предметам, качествам, действиям. Активизировать словарь по лексической теме « Овощи и фрукты» . 3.Воспитывать потребность в труде при уходе за плодово-ягодными растениями.



Предметные картинки и муляжи овощей и фруктов, атрибуты сказки.


4 неделя


« День воспитателя. Кем быть?»


« Все работы хороши - выбирай на вкус!»


1.Закреплять представления детей о том, что такое профессия, употребление в речи слова «профессия». Подчеркнуть  важное  значение и огромную пользу всех без исключения профессий.

2. Развивать речь, внимание.

3.Вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни.


Картинный материал о профессиях дошкольных работников, кроссворд, фотографии из жизни детского сада.


Октябрь

1 неделя


« Неделя доброты. День пожилого человека»


« День добра»


1.Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов, а также в речи или рисунке;

Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве;

2.Создание праздничного настроения, развитие быстроты, внимания, ловкости, воображения в игровой форме, совершенствование координации движений;

3. Воспитание доброжелательности.


Картинный материал о добрых поступках, поезд из картона, книги о добре и пожилых людях, семейные альбомы с бабушками и дедушками геометрические фигуры разных цветов, листы с заданием, пары рукавичек по количеству детей, следы, большой платок, солнышки.


2 неделя


« Всемирный день животных (Ребятам о зверятах)


« Эти удивительные животные»

1.Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.. 2.Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас ,развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

3.Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.


Картинный материал о животных, фотоальбом, коллекции животных, макет « Животные нашего региона»

3 неделя

« Неделя сияния России

(Дни Духовности)

«Россия- Родина моя»

1.Закрепить знания детей о нашей стране и государственной символике. Познакомить с картой России; учить находить на карте страну и ее столицу.

2. Развивать словарный запас.

3. Воспитывать патриотические чувства .


Глобус, карта, изображение герба и флага России, аудиозаписи, альбомы по художественному, изобразительном, литературному творчеству, , репродукции картин, известных художников, портреты композиторов, писателей.

4 неделя

« Осень разноцветная»

« Золотая осень»

1.Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения. 2.Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. 3.Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Иллюстрации , сюжетные картинки, ларчик с овощами и фруктами, мячик; магнитофон, аудиозапись, репродукции картин известных художников.


5 неделя

« Посуда. Продукты питания»

« Посуда»

1.Закрепить познания детей о посуде.

Формировать у детей способность к классификации посуды в зависимости от назначения и использования

2.Развивать память, внимание, мелкую моторику.

3.Прививать навыки здорового питания у воспитанников/

Предметные и сюжетные картинки, игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.


Ноябрь

1 неделя

« Транспорт»

« Виды транспорта»

1.Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
2.Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.
3. Воспитывать уважение к профессии водителя.


Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.
Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом.
Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи. Презентация «Виды транспорта».

2 неделя

« Поздняя осень»

« Путешествие в музей природы Осень»

1.Формировать представления о поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе;

2.Развивать основные мыслительные операции;

речь, внимание, память;

3.Воспитывать бережное отношение к природе.


Иллюстрации картины « Поздняя осень», листья разных деревьев, сюжетные картинки.

3 неделя

« Неделя мультфильмов»

« Путешествие в страну Сказок»

1.Продолжать учить детей определять характер сказочного героя. Продолжать развивать монологическую и диалогическую речь, память, активизировать словарь. 2.Развивать чувство товарищества, взаимопомощи, умение договариваться между собою. Доставить детям радость от встречи со сказочными героями. 3.Воспитывать любовь к сказкам.

Картина с нарисованными элементами из сказок, цветок с разноцветными лепестками ,волшебная палочка, колпачок, ;игрушки(лиса, заяц, Колобок),магнитофон, кассета с релаксирующей музыкой.


4 неделя

« Ты одна у меня на свете - день Матери»

« День Матери»

1.Познакомить с календарным днем.

Передать детям самые высокие представления о Маме, укоренившиеся в культуре русского народа, о ее значимости для любого живого существа на Земле.

2.Развивать любознательность, умение мыслить и рассуждать, фантазию.

Формирование связной речи в беседе (диалогическая, монологическая).

3.Воспитывать чувство любви к Матери через приобщение к произведениям искусства (музыка, живопись).



Иллюстрации с изображением женских профессий, фотоальбомы, картинки

Декабрь

1 неделя

« Зима. Зимующие птицы. Хвойные деревья»

« Царица зима»

1.Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах.

2. Развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; 3.Воспитывать культуру ведения диалога.

Дидактическая игра «Дополни картинку», дидактическая игра «Кому что нужно?», картины, иллюстрации с изображением зимы, зимующих птиц, хвойных деревьев.

2 неделя










« Дикие животные. Животные Севера и их детеныши»










«Животные Севера»

1.Познакомить детей с внешним видом диких животных Севера.

Дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть, поэтому им тепло и в лютый мороз.

Рассказать детям о повадках животных Севера, и чем они питаются.

2.Развивать познавательный интерес, мышление, речь.

3.Прививать любовь к животным и их детенышам.

иллюстрации с изображением животных Севера и их животных.




3 неделя

«Одежда»


« Одежда в нашей жизни»

1.Обучение правильному называнию основных деталей одежды.

Закрепление знаний детей о названиях предметов одежды, о назначении одежды в зависимости от времени года, об одежде мальчиков и девочек.

Закрепление умения правильно соотносить 4-5 конкретных предмета с обобщающим понятием “одежда”.

2.Воспитывать умение и желание беречь свою одежду.

атрибуты одежды, наборы картинок с изображением предметов одежды, картины с изображением детей, одетых неполностью: мальчик в шортах, в рубашке без одного рукава и без одного носка, девочка в платье без манжеты на одном рукаве и без пуговиц на застёжке и т.д., муляжи

4 неделя

« В гости к новогодней елке - Новый год»

« Новый год у ворот!»

1.Формировать интерес воспитанников к традициям по обычаю празднования Нового года.

2. Развивать потребность в сохранении и передачи традиций

3.Воспитывать культуру празднования новогодних праздников.


картинки с изображением новогоднего праздника.

Январь

1 неделя

« Выходные»

-

-

-

2 неделя

« Каникулы»

« Здоровый образ жизни»

1.Познакомить с понятием здорового образа жизни;

Сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни,

2.Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы,

3.Воспитывать потребность к активным видам отдыха.

плакаты с изображением микробов, продуктов питания, содержащий витамины, плакаты с изображением людей чистящих зубы, занимающихся спортом, принимающих ванну, загорающих на берегу водоема и т.д. Игрушки: мишка, еж, щенок, котенок; детский столик, игрушечная посуда, мяч.


3 неделя

« Неделя вежливости- Всемирный день

« Спасибо»

« Лабиринт вежливости»

1.Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе; 2. Развитие связной речи, работать над выразительностью речи; 3.Воспитывать общую культуру поведения детей через обучение словесной вежливости; продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.


Набор сюжетных картинок, д\и

« Этикет вежливости», энциклопедия « все о вежливости».


4 неделя


« Зимние забавы. Зимние виды спорта»


« Зима. Зимние забавы»

1.Расширить словарный запас детей, закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы;
учить составлять предложения по сюжетной картинке;
2.Развивать речь, память, внимание, мышление;
развивать мышцы артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, учить координировать речь с движением.

3.Воспитывать ценностные отношения к здоровому образу жизни.

предметная картинка «Снеговик», раздаточный материал – снежинки на зимнюю тематику, иллюстрации с изображением зимних игр, картины.

Февраль

1 неделя

«Дом. Мебель»

« Поможем малышам»

1.Познакомить детей с этапами производства мебели.
Систематизировать представления о профессиях: столяр, дизайнер, лесоруб.
Уточнить знания детей о видах, назначении мебели, материалах, из которых она производится.
Активизировать в речи обобщающие понятия: «мебель», «инструменты», обогащать речь словами, характеризующими свойства и качества предметов.
2.Развивать мышление, речевое и двигательное внимание, зрительное восприятие

3.Воспитывать у детей бережное отношение к мебели.


план-схема кукольного домика, схема «Придумай загадку», этапы изготовления мебели, ,набор материалов (песок, дерево, железо, стекло, пластмасса, ткань, поролон, бумага, глина и т.д.), набор инструментов, макеты мебели из бумаги, предметные картинки с изображением мебели.

2 неделя

« Моя любимая игрушка»

« Есть игрушки у меня»

1.Расширить знание детей по теме «Игрушки»;
учить составлять описательный рассказ, сравнивать между собой две различные игрушки;
2.Развивать речь через художественное слово, память, внимание.

3.Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к игрушкам.

Деревянные игрушки (матрешка, мяч, кубики, кукла, юла, воздушный шарик, и другие игрушки из различных материалов.)

3 неделя

«Для чего нужны инструменты»

« Рабочие инструменты»

1.Расширять представления детей о назначении рабочих инструментов;  учить соблюдать технику безопасности при работе с орудиями труда;


2.Развивать познавательный интерес у воспитанников к инструментам.

3.Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности.

Воспитывать потребность к труду через использование различных инструментов в своей деятельности.



картинки, изображающие различные инструменты, муляжи инструментов.


4 неделя

















« Неделя мужества.

Мужские профессии»














« Наша армия»

















1.Продолжать формировать представление об армии, о представителях разных родов войск (летчики, танкисты, ракетчики, пехотинцы, моряки); об особенностях службы в мирное время;

2.Развивать наблюдательность, познавательную активность воспитанников через приобщение к литературному наследию о полководцах и мужских профессиях.

3.Воспитывать чувство гордости за солдат и желание быть похожими на них.                                                                 

репродукции картин о ВОВ, иллюстрации с изображением людей разных родов войск, портреты знаменитых полководцев.






Март

1 неделя


«Масленичная неделя. Все обо всем»

« Широкая масленица»

1.Познакомить с масленичными обрядовыми традициями, формировать целостное представление о празднике как носителе культурных обычаев народа: использование закличек, поговорок, обрядовых песен, действий, игр 2.Развивать познавательный интерес, речевую активность, культуру общения, ведения беседы. Обогащать лексический запас: названия масленичных дней недели, тёща, золовка, кафтан, кочерга.   3.Воспитывать устойчивый интерес к народным традициям, нравственно-патриотические позиции.

иллюстрации с изображением сцен празднования Масленицы: гуляния, ярмарка, сжигание чучела, взятие снежного городка, катание на лошадях и т.п..



2 неделя


«Весенний перезвон – международный женский день.

Женские профессии»


«Международный женский день»


1.Формировать элементарные представления о Международном женском дне и женских профессиях. Учить составлять небольшие рассказы на основе личного опыта.

2. Развивать потребность уважать женщин, ценить их труд.

3. Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестрам.; желание помогать им.





набор сюжетных картинок; стихи о маме, бабушке.


3 неделя


«Весна пришла»


« Весна, весна на улице»

1.Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период; формировать реалистические представления о жизни лесных животных. 2. Развивать наглядные представления детей о весне, ее признаках. Развивать творческое воображение, логическое мышление, речь и память детей. 3.Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать эстетические чувства.



Сюжетные картинки с изображением весны, жизни диких животных весной, стихи о весне, картина

« Весна пришла».

4 неделя

«Дом, семья»

« Моя семья и родственники»

1.Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве. 2.Развивать гендерную принадлежность воспитанников. 3.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеалогического древа», медальоны для награждения. дидактические игры «Подари семье радость», «Хорошо-плохо»; стихи о семье, доме.

5 неделя







«Неделя книги»







« Путешествие в страну «Читалия»






1.Познакомить детей с библиотекой; дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, раздел книг), рассказать о том, какой была книга в древности. 2.Развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге, любознательность.


Детские книги








Апрель

1 неделя


Каникулы

(День Здоровья)


«Где прячется здоровье?»

1.Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.
2.Развивать познавательный интерес к изучению своего здоровья.
Развитие стремления к самостоятельному поиску знаний .
3.Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.


набор иллюстраций – «Продукты питания», макет дерева, аудиозапись, магнитофон, набор иллюстраций.

Стихи о ЗОЖ.


2 неделя

«Неделя космоса»

« Этот удивительный космос»

1.Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Познакомить с Солнцем, как раскаленным космическим объектом, строением Солнечной системы из планет( их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях).

2.Развивать фантазию, любознательность, стимулировать образное мышление, творческое воображение.

3.Воспитывать интерес к космосу, к профессии космонавта.


Картины « Солнечная система», иллюстрации, портреты

К.Э. Циолковского,

С. П. Королева,

Ю.А.Гагарина, детские рисунки, фотографии земли из космоса, модель Солнечной системы, глобус, стихи о космосе.

3 неделя

«Русские обычаи, традиции, народные праздники»

« Светлый праздник вечной жизни»

1.Познакомить детей с праздником Пасха.
Приобщить детей к христианской культуре посредством музыки, литературы, произведений художников на библейскую тему, донести до них нравственные нормы, оформленные в заповедях Христа.
2.Пробудить эмоциональную отзывчивость.
Создать условия для реализации творческой деятельности.

Развивать воображение, мелкую моторику средствами искусства.

3. Воспитывать потребность культурного обогащения детей через знакомство с народными обычаями и традициями


изображение храма, икона Богоматери с зажженной лампадкой, выставка пасхальных открыток,
ветки вербы, расписные пасхальные яйца, куличи, аудиозаписи, стихи .

4 неделя

«День города.

День рождения детского сада»

« В этом городе я родился»

1.Формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине, улицам, жилым домам. Познакомить с историей возникновения родного города, его улиц. Закрепить знание домашнего адреса.

2. Развивать потребность в познании своего города.

3. Воспитывать чувство гордости за свой город.

Альбом с изображением достопримечательностей г. Саянска, фотографии улиц города, мяч, кукла, стихи о Саянске, карта Иркутской области, мультимедийное оборудование.


Май

1 неделя

«Неделя труда. Животные жарких стран »

« Животные жарких стран»

1.Уточнить у детей названия животных жарких стран и их детенышей; учить образовывать названия детенышей животных

2.Развитие внимания, памяти, мышления. 3.Воспитывать интерес к окружающему миру; бережному, заботливому отношению к животным, труду взрослых.




предметные картинки с изображением животных жарких стран, игрушки - слоны, глобус, мягкая игрушка- обезьяна, картина с изображением джунглей, макет джунглей, энциклопедии, фотоальбомы, стихи.

2 неделя

«О подвигах.

О славе »

« Что такое героизм?»

1.Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, о героизме. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

2.Развивать активную гражданскую позицию и чувство патриотизма у дошкольников.

3. Воспитывать у детей эмоционально положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.

фотографии героев Великой Отечественной войны, фотографии памятников:

а) Ополченцам на улице Народного Ополчения; б) Д.М. Карбышеву на бульваре Карбышева; в) Г.К. Жукову на проспекте Маршала Жукова.

Стихи о войне, выставка детских книг.


3 неделя

«Перелетные птицы»

« Перелетные птицы»

1.Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. . Развивать связную речь, творческие способности и мышление детей.

3. Воспитывать в детях сопереживание, отзывчивость, доброту к перелетным птицам.


Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц, фотоальбомы, стихи о перелетных птицах.


4 неделя

« Итоговое мероприятие по теме: «Весна»

« Весна. Изменения в природе»

1.Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.
2. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Активизировать словарь по теме «Весна».
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.



видеомагнитофон, видеокассета «Времена года»,
«портреты» весенних месяцев;
картинки с изображением весенних цветов, животных, птиц,
игрушки-насекомые: жук, муха, кузнечик, пчела, муравей, бабочка.


5 неделя

« Нам на улице не страшно»

«"Что нам делать и как нам быть, как Петрушку через дорогу в театр проводить?"


1.Расширить представления детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение « островка безопасности». Закрепить знания о сигналах светофора, обратить внимание на знак «Пешеходный переход» и обозначение перехода на проезжей части дороги.

2.Развивать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.

3. Воспитывать правильные действия в сложившейся ситуации на дороге, на улице.



комплект дорожных знаков, светофор, кукла-Петрушка, стихи, загадки о дорожных знаках, фотоальбомы.