№ п/п учебных занятий | Наименование разделов, наименование тем по учебной программе, наименование тем отдельных учебных занятий | Кол-во учебных часов | Тип учебного занятия | Учебно-методические материалы, средства обучения | Домашнее задание | Примечание |
| I полугодие | 50 | | | | |
1-1 | 1.Введение. Разнообразие живых организмов на Земле. Общие свойства живых организмов | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | Биология: учебное пособие для 10 класса; под редакцией Л.Д.Лисова. Мн.: Народная асвета».2014 c. 5-7 | |
2 . Химические компоненты живых организмов 10 |
1-2 | Содержание химических элементов в организме. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица химических элементов | §1 | |
1-3 | Неорганические вещества клетки. Вода. Минеральные соли и кислоты. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица химических элементов | §2,стр. 11-17 | |
1-4 | Белки. Аминокислоты. Структура белков. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Табл. « Строение аминокислот» Табл. «Уровни организации белков» | §3 | |
1-5 | Белки. Многообразие и свойства белков. Функции белков. Лабораторная работа №1 «Выявление активности каталазы» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Табл. «Уровни организации белков» Оборудование для проведения лаб. работы | §4 | |
1-6 | Углеводы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Табл. «Строение углеводов» | §5 | |
1-7 | Липиды | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Строение и функции липидов» | §6 | |
1-8 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Табл. « Строение ДНК». Муляж строения ДНК | §7 | |
1-9 | АТФ. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | § 8 | |
1-10 | Практическая работа № 1 Решение задач по теме «Химические компоненты живых организмов» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки | Повторить § 1-9 | |
1-11 | Обобщение и систематизация знаний по главе «Химические компоненты живых организмов» | 1 | обобщения и систематизации знаний | Задания для тематического контроля знаний | | |
3. Клетка - структурная и функциональная 14 единица живых организмов |
1-12 | Клеточная теория. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Табл. «Строение клетки растит.и животной» | §10, | |
1-13 | Общий план строения клетки. Цитоплазматическая мембрана. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Строение клетки растительной и животной» | §11, стр.53-56, §12 2,13 | |
1-14 | Гиалоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Строение животной клетки по данным электронного микроскопа» | §12§12§ § 13, 14 | |
1-15 | Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Вакуоли. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Строение клетки растительной .и животной» | § 15,16 | |
1-16 | Митохондрии и пластиды. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица. « Строение хлоропластов», « Строение митохондрий» | §17 | |
1-17 | Ядро, строение и функции. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Строение и функции ядра» | §18 | |
1-18 | Особенности строения клеток про- и эукариот. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Строение клетки растительной и животной», «Строение клетки сине-зеленых водорослей и бактерий» | §19, 20 | |
1-19 | Лабораторная работа №2 «Сравнение строения растительной и животной клеток» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Оборудование для проведения лабораторной работы | | |
1-20 | Клеточный цикл. Митоз. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Фазы митоза» | §21,22 | |
1-21 | Лабораторная работа № 3 « Митоз в клетках корешка лука» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Оборудование для проведения лабораторной работы | | |
1-22 | Практическая работа №2 Решение задач по теме «Репликация ДНК» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №2 Решение задач по теме «Репликация ДНК» | | |
1-23 | Мейоз. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица « Митоз и мейоз» « Репликация ДНК» | § 23 | |
1-24 | Практическая работа №3 Решение задач по теме «Деление и плоидность клеток» | 1 | Закрепления знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №3 Решение задач по теме «Деление и плоидность клеток» | Повторить §10-23 | |
1-25 | Повторение и обобщение знаний по главе «Клетка-структурная и функциональная единица живых организмов» | 1 | обобщения и систематизации | Задания для тематического контроля знаний | | |
4. Обмен веществ и превращение энергии 5 в организме |
1-26 | Общая характеристика обмена веществ и преобразования энергии | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §24 | |
1-27 | Клеточное дыхание. Представление о брожении. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица « Энергетический обмен» | §25, 26 | |
1-28 | Фотосинтез | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация Таблица « Фотосинтез» « Строение митохондрий», | §27 | |
1-29 | Хранение наследственной информации | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Биосинтез белка», «Генетический код» | §28,29 | |
1-30 | Практическая работа № 4 Решение задач по теме « Энергетический и пластический обмен» | 1 | практического применения знаний и умений | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №4 Решение задач по теме «Энергетический и пластический обмен» | | |
1-31 | Обязательная контрольная работа № 1 по темам «Химические компоненты живых организмов», «Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов», «Обмен веществ и превращение энергии в организм» | 1 | Итоговое | Задания для обязательной контрольной работы № 1 | | |
5. Размножение и индивидуальное развитие 6 организмов |
1-32 | Анализ ОКР №1. Размножение организмов. Бесполое размножение и его формы | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Формы бесполого размножения» | §34 | |
1-33 | Половое размножение. Строение половых клеток | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Образование половых клеток» | §35 | |
1-34 | Осеменение и оплодотворение. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Оплодотворение у животных», « Двойное оплодотворение у растений» | §36 | |
1-35 | Онтогенез. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Индивидуальное развитие хордовых» | §37 | |
1-36 | Постэмбриональное развитие животных | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | § 38 | |
1-37 | Понятие о жизненном цикле. Онтогенез человека. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видео «Развитие человека до рождения и после» | § 39 | |
6. Наследственность и изменчивость 15 Организмов |
1-38 | Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | таблица « Моногибридное скрещивание», презентация «Предмет генетики» | §40, стр.164-168 | |
1-39 | Статистический характер законов наследственности при моногибридном скрещивании. Взаимодействие аллельных генов. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Законы Г. Менделя» | §41, стр.168-173 § 42 | |
1-40 | Отработка способов действий при решении задач по теме «Моногибридное скрещивание» | 1 | Комплексное применение ЗУНов | карточки с задачами | задачи 5,6 на стр.173 | |
1-41 | Практическая работа №5 Решение задач по теме « Моногибридное скрещивание» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №5 | | |
1-42 | Дигибридное скрещивание. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Дигибридное скрещивание» | §43, задача 4, 5, стр. 180 | |
1-43 | Отработка способов действий при решении задач по теме «Дигибридное скрещивание» | 1 | Комплексное применение ЗУНов | карточки с задачами | задача 6 на стр.181 | |
1-44 | Практическая работа №6 Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №6 | | |
1-45 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §44 стр.181-187, задачи 6, 7 на стр.186-187 | |
1-46 | Генетика пола | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица « Определение пола у дрозофилы» | §45 | |
1-47 | Практическая работа №7 Решение задач по теме «Наследование признаков, сцепленных с полом» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №7 | | |
1-48 | Изменчивость организмов. Формы изменчивости: ненаследственная и наследственная. Модификационная изменчивость. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица « Модификационная изменчивость» | § 46,стр.194-198 | |
1-49 | Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и вариационной кривой» | 1 | практического применения знаний и умений | Инструкционные карточки для выполнения Л. Р. №4 | | |
1-50 | Генотипическая изменчивость и ее виды. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица « Мутационная изменчивость» | §47, стр.198-203 | |
| Всего за I полугодие | 50 | | | | |
1-51 | Особенности наследственности и изменчивости у человека. Методы изучения. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Генетика человека» | §48, стр.203-209 | |
1-52 | Наследственные болезни человека. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Заболевания человека» | §49, стр.209-213 | |
7. Селекция и биотехнология 5 |
1-53 | Селекция растений, животных и микроорганизмов. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация | §50 | |
1-54 | Методы и достижения современной селекции. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Методы селекции растений и животных» Табл. «Полиплоидия» « Отдаленная гибридизация». Коллекция «Полиплоидные формы» | §51 | |
1-55 | Биотехнология | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Биотехнология» | §52 | |
1-56 | Успехи и достижения генной инженерии | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §53, повторить § 34-52 | |
1-57 | Повторение и обобщение знаний по главам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Наследственность и изменчивость организмов» | 1 | обобщение и систематизация | Карточки-задания | | |
1-58 | Обязательная контрольная работа № 2 по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Наследственность и изменчивость организмов», «Селекция и биотехнология» | 1 | Итоговое | Задания для обязательной контрольной работы № 2 | | |
8. Организм и среда 10 |
1-59 | Анализ ОКР №2. Уровни организации жизни. Экология как наука. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | Биология: учебное пособие для 11 класса; под редакцией С.С. Маглыш. Мн.: Народная асвета».2016 §1 | |
1-60 | Экологические факторы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Организм и среда. Экологические факторы» | §2 | |
1-61 | Закономерности действия факторов среды на организм. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §3 | |
1-62 | Взаимодействие экологических факторов. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видео «Экологическая ниша взаимодействия факторов среды» | §4 | |
1-63 | Свет в жизни организмов. Температура как экологический фактор. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Свет» | §5 §6; подготовить сообщения по темам «Гигрофиты», «Ксерофиты», «Мезофиты» | |
1-64 | Влажность как экологический фактор. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видео «Абиотические факторы: влажность» | §7 | |
1-65 | Практическая работа № 8 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №8 | Подготовить сообщения по темам «Планктон», «Нектон», «Бентос» | |
1-66 | Понятие о среде обитания и условиях существования организмов. Водная среда. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Водные сообщества» | §8 | |
1-67 | Наземно-воздушная и почвенная среды обитания. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Наземно-воздушная среда обитания» | §9; подготовить сообщение по теме «Паразитизм» | |
1-68 | Живой организм как среда обитания. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видео «Паразиты в организме человека» | §10 | |
9. Вид и популяция 4 |
1-69 | Вид – биологическая система. Критерии вида. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видео «Критерии вида» | §11 | |
1-70 | Лабораторная работа№5 « Морфологический и генетический критерии вида» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения Л. Р. №5 | | |
1-71 | Популяция – единица вида. Характеристика популяции. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §12 | |
1-72 | Динамика численности популяции и ее регуляция. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Динамика популяции» | §14 | |
10. Экосистемы 13 |
1-73 | Экосистема как единство биотопа и биоценоза. Связи организмов в биоценозах. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | таблица «Биоценоз дубравы» | §15 | |
1-74 | Видовая и пространственная структура биоценоза | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Биоценозы» | §16,17; подготовить сообщения по темам «Продуценты», «Консументы», «Редуценты | |
1-75 | Экосистема. Структура экосистемы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Биоценоз дубравы» | §18 | |
1-76 | Цепи и сети питания. Экологические пирамиды | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Биоценоз. Цепи питания» | §19 | |
1-77 | Отработка способов действий при решении задач по теме «Цепи и сети питания» | 1 | Комплексное применение ЗУНов | Карточки с биологическими задачами | Решение задач по теме «Цепи и сети питания» | |
1-78 | Практическая работа №9 Решение задач по теме «Цепи и сети питания» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №9 | | |
1-79 | Отработка способов действий при решении задач по теме «Экологические пирамиды, правило 10 %» | 1 | Комплексное применение ЗУНов | Карточки с биологическими задачами | Подготовиться к практической работе по теме«Экологические пирамиды, правило 10 %» | |
1-80 | Практическая работа №10 Решение задач по теме «Экологические пирамиды, правило 10 %» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №10 | Подготовить сообщения по темам «Конкуренция», «Хищничество», «Симбиоз» | |
1-81 | Продуктивность экосистем. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §20,21 | |
1-82 | Практическая работа № 11 Решение задач по теме «Балансовое равенство» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения П. Р. №11 | | |
1-83 | Взаимоотношения организмов в экосистемах. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §21 | |
1-84 | Динамика экосистем. Понятие экологической сукцессии. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Экологические сукцессии» | §22 | |
1-85 | Агроэкосистемы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Агроценоз» | §23, повторить §1—15, 17—23 | |
11 . Эволюция органического мира 14 |
1-86 | Биологическая эволюция. Развитие эволюционных взглядов. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Учение об эволюции» | §25,27 | |
1-87 | Общая характеристика синтетической теории эволюции . | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Синтетическая теория эволюции» | §28 | |
1-88 | Популяция — элементарная единица эволюции. Предпосылки эволюции. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | § 29 | |
1-89 | Движущие силы эволюции. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Движущие силы эволюции» | § 30 | |
1-90 | Приспособления – основной результат эволюции. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | § 31 | |
1-91 | Видообразование. Факторы и способы видообразования. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | § 32 | |
1-92 | Экскурсия «Результаты естественного отбора» | 1 | Обобщение и систематизация | | Оформить отчет по наблюдениям | |
1-93 | Макроэволюция и ее доказательства | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Доказательства эволюции», муляжи, макеты, коллекции « Формы сохранности ископаемых видов растений и животных», « Гомология плечевого и тазового поясов конечностей» | §35 | |
1-94 | Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения биологического прогресса. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Заполнение таблицы «Признаки биологического прогресса и регресса» | §33 | |
1-95 | Способы осуществления эволюционного процесса. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Составление опорного конспекта | §34 | |
1-96 | Лабораторная работа №6 «Изучение гомологичных органов, рудиментов как доказательств эволюции» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения Л. Р. №6 Коллекции и рисунки | | |
1-97 | Лабораторная работа № 7 «Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных» | 1 | Закрепление знаний и выработка умений по их применению | Инструкционные карточки для выполнения Л. Р. №7 Гербарий | Подготовить сообщение по теме «СПИД» | |
1-98 | Многообразие современного органического мира как результат эволюции. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §36 | |
1-99 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. Обобщение главы«Эволюция органического мира» | 1 | Комплексное применение ЗУНов | Схема «Размножение вируса герпеса», тестовые задания | §37 | |
12. Происхождение и эволюция человека 5 |
1-100 | Формирование представлений об эволюции человека. Место человека в зоологической системе. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Модель кисти руки и ступня шимпанзе Череп шимпанзе Тазовый пояс молодого орангутанга | §38 | |
1-101 | Этапы и направления эволюции человека. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Бюст питекантропа Черепная коробка питекантропа Черепная коробка синантропа Череп кроманьонца Бедренная кость кроманьонца. Черепная коробка кроманьонца Муляж руки древнего кроманьонца с топором | §39 | |
1-102 | Движущие силы антропогенеза и их специфика. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Доказательства происхождения человека» | §40, подготовить сообщения на тему « Человеческие расы, их происхождение и единство», « Расизм и социал – дарвинизм». | |
1-103 | Человеческие расы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Презентация «Расы человека» | §41, с.177-180 | |
1-104 | Особенности эволюции человека на современном этапе | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §41, с.180-182, повт. § 25-40 | |
1-105 | Обязательная контрольная работа № 3 по темам «Организм и среда», «Вид и популяция», «Экосистемы», «Эволюция органического мира», «Происхождение и эволюция человека» | 1 | Итоговое | Задания для обязательной контрольной работы № 3 | | |
13. Биосфера – живая оболочка планеты 9 |
1-106 | Анализ ОКР №3.Понятие биосферы. Границы биосферы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Биосфера и ее границы» | § 45 | |
1-107 | Компоненты биосферы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | § 46 (до п. «Биогеохимические функции живого вещества | |
1-108 | Биогеохимические функции живого вещества. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §46, с. 202 -203 | |
1-109 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Круговорот азота», презентация «Круговорот веществ» | §47, с. 204-208 | |
1-110 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Таблица «Круговорот углерода» | §47, с. 208-210 подготовить сообщение по теме «Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу» | |
1-111 | Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §48 | |
1-112 | Угроза экологических катастроф и их предупреждение. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Видеофильм « Экология. XXI век» | §49; подготовить сообщение по теме «Экологические катастрофы» | |
1-113 | Охрана природы. Рациональное природопользование. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | | §51 | |
1-114 | Заповедное дело. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Табл. « Охраняемые территории Беларуси» | §51, 52, с. 233, 234 | |
Обобщение и систематизация знаний по курсу 2 биологии | |
1-115 | Обобщение и систематизация знаний по главе «Биосфера – живая оболочка планеты». | 1 | обобщение и систематизация | Задания для тематического контроля знаний | | |
1-116 | Итоговый урок | 1 | Итоговое | | | |