Перспективное планирование
коррекционно – воспитательной работы
во второй младшей группе ( общее недоразвитие речи )
Обследование детей ( сентябрь )
Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
Заполнение речевых карт на каждого ребёнка.
I перид обучения ( сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь )
Лексика.
Детский сад. Учимся играть и работать дружно.
Игры и игрушки.
Весёлый урожай.
Каравай.
Художница осень.
В мире сказок.
На птичьем дворе.
« Как у нашего кота». Бабушкин дворик.
Ванечка и Машенька.
Путешествие в сказочный лес.
Снег идёт. Почему я рад зиме?
Зимовье зверей.
Денем куклу на прогулку.
Новогодний праздник.
Рождество.
Воспитание звуковой культуры речи.
- Знакомить со строением периферических органов речи.
- Развивать артикуляционный аппарат и готовить его к правильному произнесению звуков.
- Учить правильно и чётко произносить все гласные звуки, согласные звуки: [ м] , [ б ] , [ п ] , [ т ] .
- Развивать фонематический слух.
- Знакомить с терминами « звук» и « слово».
Развитие понимания речи.
- Учить детей находить предметы, игрушки.
- Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать ( и называть ) предметы и игрушки.
- Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
-Учить понимать слова обобщающего значения.
- Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
- Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом ( предложением ) отвечает на него).
- Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.
- Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.
-Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Развитие активной подражательной речевой деятельности.
- Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).
- Учить детей называть имена друзей, кукол.
- Учить подражанию:
• голосам животных;
• звукам окружающего мира;
• звукам музыкальных инструментов.
Развитие психических процессов.
- Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).
- Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.
- Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).
- Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).
- Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя).
- Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.
- Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.
II период обучения ( январь, февраль, март, апрель, май )
Лексика.
Как по снегу, по метели.
Кто для меня построил дом?
Помоги птицам зимой.
Весёлое путешествие в природу.
Я и моё тело.
Украина – мой дом. Убранство украинской хаты.
Пригласим друзей к обеду.
Мама, папа, я – дружная семья. Мамин праздник.
Мебель для Незнайки.
Весну встречаем.
Продукты питания. В магазине. Труд повара.
Птицы на крыльях весну принесли.
Вежливые слова.
Мир вокруг меня.
Полевые работы в поле, саду, огороде.
« Муха – Цокотуха»
Веночек – оберег девичий.
Кто помогает цветам?
Лето. Играем с песком.
Воспитание звуковой культуры речи.
- Продолжать развивать артикуляционный аппарат и готовить его к правильному произношению звуков.
- Учить правильно и чётко произносить согласные звуки: [ д ] , [ н ] , [ г ] ,
[ к ] , [ х ] , [ ф ] , [ в ] , [ л ] , [ с ] , [ з ] , [ ц ] .
- Продолжать развивать фонематический слух.
- Учить отвечать на занятиях и в повседневном общении достаточно громко, не торопясь, правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно производить выдох через рот.
Развитие понимания речи.
- Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
- Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
- Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
- Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Развитие активной подражательной речевой деятельности.
- Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.
- Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
- Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
- Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.
- Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
Развитие психических процессов.
- Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.
- Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки.
- Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).
- Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).
- Учить определять лишний предмет из представленного ряда:
• 3 красных кубика и 1 синий;
• кукла, клоун, Буратино — шапка;
• шуба, пальто, плащ — шкаф;
• красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.
- Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.
- Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.
- Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные… шары»)