СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование в подготовительной группе по направлению "Национально-региональный компонент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование в подготовительной группе по направлению "Национально-региональный компонент"»



Перспективный план по национально-региональному компоненту

Подготовительная группа


















Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. История Саратовской области, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание уважения к прошлому своего народа, знакомство с народными играми, праздниками; воспитание любви к природе родного края и его обитателям, любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения родного языка; изучение истории города, раскрытие духовных ценностей литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество калининских поэтов и художников.

Включение национально-регионального компонента позволяет решать следующие задачи:

1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края, интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду.

3. Воспитывать любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях.

4. Формировать интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице.

5. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности, умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.

6. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.

7. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, совершенствовать коммуникативные навыки.

8. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.

9. Развивать восприятие людей другой культуры, других традиций, выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь.


 












МЕСЯЦ


НЕДЕЛЯ



ФОРМА РАБОТЫ



ЦЕЛЬ


СЕНТЯБРЬ



1 неделя

«День знаний» в детском саду

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Расширять представления о профессии учителя.


2 неделя

Экскурсия к реке Баланде

Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. 




3 неделя

Знакомство с русскими народными песнями, потешками, закличками

Познакомить детей с устным народным творчеством. Помочь детям через устное творчество понять особенности национальной культуры людей.


4 неделя

Оформление альбома «Символика

г. Калининска» (герб, флаг), России (герб, флаг)

Познакомить детей с символикой, вызвать чувство патриотизма и любви к своему городу, своей Родине.


ОКТЯБРЬ


1 неделя

Разучивание считалок, скороговорок, чистоговорок

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Расширять словарный запас. Вызвать желание запомнить и прочитать наизусть считалку.


2 неделя

Оформление альбома: «Предметы русского народного быта»

Формировать представления о предметах быта в русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, люлька, прялка; обогащать словарный запас названиями предметов быта; воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа


ОКТЯБРЬ


3 неделя

Лепка по мотивам дымковских игрушек

Использование русской народной культуры в изделиях прикладного искусства .

Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности.


4 неделя

«Встреча с юными музыкантами» (Детская музыкальная школа им. Талдыкина)





Доставить детям радость от прослушивания русских народных песен. Развивать познавательные интересы, используя фольклор.


НОЯБРЬ


1 неделя

Посещение краеведческого музея.

Познакомить с укладом жизни русского народа. Воспитывать интерес к истории своего города, к национальной культуре и чувства детей в процессе познания.





2 неделя

Беседа на тему: «Преданья старины глубокой»



Дать представление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызвать интерес к русскому народному творчеству; обогатить словарный запас: Древняя Русь, русичи, былины, богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.


3 неделя

Прослушивание русских народных песен.

Познакомить детей с русскими народными песнями. Вызвать желание выучить одну из песен. Воспитывать бережное отношение к культуре русского народа.



4 неделя

Игры – драматизации по русским народным сказкам



Продолжать знакомить детей с фольклором русского народа. Воспитывать желание познать культуру своего народа через сказки.



ДЕКАБРЬ




1 неделя


Свободное рисование на тему «Сказка сказывается…»





Развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения. Создание условий для самореализации каждого ребенка. Формирование интереса к сказке. Обогащение предметно-развивающей среды группы.


2 неделя

Беседа на тему: «Богатырская наша сила»

Продолжать знакомство с понятиями «богатырская сказка», «былина», «пословица», «богатырские потешки»; развивать эмоциональное восприятие живописных, музыкальных и художественных произведений, речь; сформировать понятие о том, кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали; учить вести диалог, поддерживать беседу; воспитывать любовь к Родине; на примере былинных героев сформировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности.


3 неделя

Знакомство с русскими народными играми «Горелки с платочком», «Гуси-лебеди».




Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.


4 неделя

Экскурсия в зимний парк





Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края в зимний период. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. 


ЯНВАРЬ


1 неделя




КАНИКУЛЫ




2 неделя

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Дать элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси, о русских богатырях, защитниках родной земли; обогащать словарный запас: Древняя Русь, русичи, былины, богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович; воспитывать интерес к прошлому страны, стремление подражать подвигам богатырей.


3 неделя

Чтение стихов и рассказов калининских поэтов и писателей о родном городе




Познакомить детей с произведениями калининских авторов. Воспитывать любовь к художественному слову.


4 неделя

Показ кукольного театра «Крошечка-Хаврошечка»


Изготовление атрибутов для «Уголка ряжения»

Знакомить детей со сказками. Формировать интерес к сказкам, желание их слушать, смотреть. Развивать желание рассматривать иллюстрации, оформления к сказкам. В имитационных играх передавать разные образы сказочных героев. Делать инсценировки по сказкам, приобщать к играм с элементами ряжения, театра.


ФЕВРАЛЬ


1 неделя

Поле Чудес: «Калининск- город мой родной»

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Повторить названия знакомых улиц, рассказать о возникновении названии города, его толковании. Воспитывать любовь к своей малой родине.


2 неделя

Рассматривание альбома «Куклы в национальных костюмах».



Дидактическая игра: «Из какой страны гость?»




Продолжать знакомить детей с национальными костюмами разных народов. Расширять словарный запас. Воспитывать интерес и уважение к культуре разных народов.



3 неделя

Оформление альбома с иллюстрациями картин русских художников.

Формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли Русской; уточнить представление о Богатыре – стихии и Богатыре – человеке; вызвать интерес к языку былин, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подражать


4 неделя

Познакомить детей с русскими народными играми «Баба Яга», «Ручеёк», «Салки»

Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.




МАРТ


1 неделя

Развлечение: «В гостях у широкой масленицы»





Создать детям радостное, праздничное настроение; продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать творческую и познавательную активность детей. Вызвать интерес к истории этого праздника.


2 неделя

Беседа о постройках Древней Руси.





Формировать представление о постройках Древней Руси, об их разнообразии; обогатить словарный запас: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре.


3 неделя

Сюжетно-ролевая игра : «В гостях у бабушки в деревни».

Знакомить детей с характерными особенностями русской деревни, постройками на деревенском подворье, их обитателями.



4 неделя

Встреча весны. (Жаворонки). Рассматривание картин «Март» Левитан и Саврасова «Грачи прилетели»





Познакомить детей с традициями русского народа встречать, «зазывать» весну. Разучить заклички, песни, которыми в старину встречали перелетных птиц весной.


АПРЕЛЬ



1 неделя

Физкультурный досуг с элементами народных состязаний (перетягивание каната, бой мешками на бревне д.р)




Создать детям радостное настроение; продолжать расширять знания о народных традициях, уличных развлечениях, характерных народных движениях.


2 неделя

Беседа на тему: «Герои русских былин»

Закрепить знания об основных событиях и героях трех былин («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Ставр Годинович», «Садко»); продолжать формировать пространственные представления; закрепить в речи слова, обозначающие направления движения; упражнять в умении чувствовать и определять настроение былинных героев и подбирать соответствующую пиктограмму; развивать артистичность, эмоциональность; на примере героев былин воспитывать находчивость, смелость, мужество, умение прийти на помощь в трудную минуту


3 неделя

Просмотр отрывка из мультфильмов: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Василиса Микулишна»


Продолжать знакомить детей с жизнью богатырей. Развивать желание участвовать в обсуждении мультфильма, желание высказать свою точку зрения. Воспитывать любовь к своей Родине.


4 неделя

Посещение краеведческого музея.

Познакомить детей с произведениями калининских художников. Продолжать формировать представления о природе родного края, учить видеть красоту родного города через художественные произведения. Воспитывать чувства прекрасного в процессе познания.


МАЙ


1 неделя

Экскурсия к памятнику «Клятва», в «Аллею славы»

Продолжать знакомить детей с героическим прошлым родного города, вызвать уважение к войнам – защитникам Отечества, ветеранам ВОВ.




2 неделя

Литературная викторина «На стаже земли русской»

Уточнить и закрепить знания о былинных героях; учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей; активизировать слова, обозначающие названия богатырских доспехов и оружия; воспитывать умение сопереживать, радоваться успехам не только своей команды, но и команды соперников.


3 неделя

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам






Знакомить детей с жанром живописи – сказкой. Формировать понятия о средствах выразительности: передача характера образа, движения, позы, мимики. Цвет, как средство передачи настроения. Развивать интерес к живописи, эмоционально-эстетические чувства.





4 неделя

Слушание русских народных песен и попевок «Дождик», «Радуга», «Поет, поет, соловушка», «Солнышко – ведрышко», «Во поле береза стояла»

Доставить детям радость от прослушивания и пения русских народных песен и попевок; пробуждать у детей желание выступать, играть и танцевать, использовать накопленные знания.