Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. История Саратовской области, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание уважения к прошлому своего народа, знакомство с народными играми, праздниками; воспитание любви к природе родного края и его обитателям, любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения родного языка; изучение истории города, раскрытие духовных ценностей литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество калининских поэтов и художников.
Включение национально-регионального компонента позволяет решать следующие задачи:
1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.
2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края, интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду.
3. Воспитывать любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях.
4. Формировать интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице.
5. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности, умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.
6. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.
7. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, совершенствовать коммуникативные навыки.
8. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.
9. Развивать восприятие людей другой культуры, других традиций, выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь.
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ФОРМА РАБОТЫ | ЦЕЛЬ |
СЕНТЯБРЬ | 1 неделя | «День знаний» в детском саду | Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Расширять представления о профессии учителя. |
2 неделя | Экскурсия к реке Баланде | Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. |
3 неделя | Знакомство с русскими народными песнями, потешками, закличками | Познакомить детей с устным народным творчеством. Помочь детям через устное творчество понять особенности национальной культуры людей. |
4 неделя | Оформление альбома «Символика г. Калининска» (герб, флаг), России (герб, флаг) | Познакомить детей с символикой, вызвать чувство патриотизма и любви к своему городу, своей Родине. |
ОКТЯБРЬ | 1 неделя | Разучивание считалок, скороговорок, чистоговорок | Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Расширять словарный запас. Вызвать желание запомнить и прочитать наизусть считалку. |
2 неделя | Оформление альбома: «Предметы русского народного быта» | Формировать представления о предметах быта в русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, люлька, прялка; обогащать словарный запас названиями предметов быта; воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа |
ОКТЯБРЬ | 3 неделя | Лепка по мотивам дымковских игрушек Использование русской народной культуры в изделиях прикладного искусства . | Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности. |
4 неделя | «Встреча с юными музыкантами» (Детская музыкальная школа им. Талдыкина) | Доставить детям радость от прослушивания русских народных песен. Развивать познавательные интересы, используя фольклор. |
НОЯБРЬ | 1 неделя | Посещение краеведческого музея. | Познакомить с укладом жизни русского народа. Воспитывать интерес к истории своего города, к национальной культуре и чувства детей в процессе познания. |
2 неделя | Беседа на тему: «Преданья старины глубокой» | Дать представление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызвать интерес к русскому народному творчеству; обогатить словарный запас: Древняя Русь, русичи, былины, богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. |
3 неделя | Прослушивание русских народных песен. | Познакомить детей с русскими народными песнями. Вызвать желание выучить одну из песен. Воспитывать бережное отношение к культуре русского народа. |
4 неделя | Игры – драматизации по русским народным сказкам | Продолжать знакомить детей с фольклором русского народа. Воспитывать желание познать культуру своего народа через сказки. |
ДЕКАБРЬ | 1 неделя | Свободное рисование на тему «Сказка сказывается…» | Развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения. Создание условий для самореализации каждого ребенка. Формирование интереса к сказке. Обогащение предметно-развивающей среды группы. |
2 неделя | Беседа на тему: «Богатырская наша сила» | Продолжать знакомство с понятиями «богатырская сказка», «былина», «пословица», «богатырские потешки»; развивать эмоциональное восприятие живописных, музыкальных и художественных произведений, речь; сформировать понятие о том, кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали; учить вести диалог, поддерживать беседу; воспитывать любовь к Родине; на примере былинных героев сформировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности. |
3 неделя | Знакомство с русскими народными играми «Горелки с платочком», «Гуси-лебеди». | Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. |
4 неделя | Экскурсия в зимний парк | Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края в зимний период. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. |
ЯНВАРЬ | 1 неделя | КАНИКУЛЫ |
2 неделя | Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» | Дать элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси, о русских богатырях, защитниках родной земли; обогащать словарный запас: Древняя Русь, русичи, былины, богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович; воспитывать интерес к прошлому страны, стремление подражать подвигам богатырей. |
3 неделя | Чтение стихов и рассказов калининских поэтов и писателей о родном городе | Познакомить детей с произведениями калининских авторов. Воспитывать любовь к художественному слову. |
4 неделя | Показ кукольного театра «Крошечка-Хаврошечка» Изготовление атрибутов для «Уголка ряжения» | Знакомить детей со сказками. Формировать интерес к сказкам, желание их слушать, смотреть. Развивать желание рассматривать иллюстрации, оформления к сказкам. В имитационных играх передавать разные образы сказочных героев. Делать инсценировки по сказкам, приобщать к играм с элементами ряжения, театра. |
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | Поле Чудес: «Калининск- город мой родной» | Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Повторить названия знакомых улиц, рассказать о возникновении названии города, его толковании. Воспитывать любовь к своей малой родине. |
2 неделя | Рассматривание альбома «Куклы в национальных костюмах». Дидактическая игра: «Из какой страны гость?» | Продолжать знакомить детей с национальными костюмами разных народов. Расширять словарный запас. Воспитывать интерес и уважение к культуре разных народов. |
3 неделя | Оформление альбома с иллюстрациями картин русских художников. | Формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли Русской; уточнить представление о Богатыре – стихии и Богатыре – человеке; вызвать интерес к языку былин, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подражать |
4 неделя | Познакомить детей с русскими народными играми «Баба Яга», «Ручеёк», «Салки» | Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. |
МАРТ | 1 неделя | Развлечение: «В гостях у широкой масленицы» | Создать детям радостное, праздничное настроение; продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать творческую и познавательную активность детей. Вызвать интерес к истории этого праздника. |
2 неделя | Беседа о постройках Древней Руси. | Формировать представление о постройках Древней Руси, об их разнообразии; обогатить словарный запас: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре. |
3 неделя | Сюжетно-ролевая игра : «В гостях у бабушки в деревни». | Знакомить детей с характерными особенностями русской деревни, постройками на деревенском подворье, их обитателями. |
4 неделя | Встреча весны. (Жаворонки). Рассматривание картин «Март» Левитан и Саврасова «Грачи прилетели» | Познакомить детей с традициями русского народа встречать, «зазывать» весну. Разучить заклички, песни, которыми в старину встречали перелетных птиц весной. |
АПРЕЛЬ | 1 неделя | Физкультурный досуг с элементами народных состязаний (перетягивание каната, бой мешками на бревне д.р) | Создать детям радостное настроение; продолжать расширять знания о народных традициях, уличных развлечениях, характерных народных движениях. |
2 неделя | Беседа на тему: «Герои русских былин» | Закрепить знания об основных событиях и героях трех былин («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Ставр Годинович», «Садко»); продолжать формировать пространственные представления; закрепить в речи слова, обозначающие направления движения; упражнять в умении чувствовать и определять настроение былинных героев и подбирать соответствующую пиктограмму; развивать артистичность, эмоциональность; на примере героев былин воспитывать находчивость, смелость, мужество, умение прийти на помощь в трудную минуту |
3 неделя | Просмотр отрывка из мультфильмов: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Василиса Микулишна» | Продолжать знакомить детей с жизнью богатырей. Развивать желание участвовать в обсуждении мультфильма, желание высказать свою точку зрения. Воспитывать любовь к своей Родине. |
4 неделя | Посещение краеведческого музея. | Познакомить детей с произведениями калининских художников. Продолжать формировать представления о природе родного края, учить видеть красоту родного города через художественные произведения. Воспитывать чувства прекрасного в процессе познания. |
МАЙ | 1 неделя | Экскурсия к памятнику «Клятва», в «Аллею славы» | Продолжать знакомить детей с героическим прошлым родного города, вызвать уважение к войнам – защитникам Отечества, ветеранам ВОВ. |
2 неделя | Литературная викторина «На стаже земли русской» | Уточнить и закрепить знания о былинных героях; учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей; активизировать слова, обозначающие названия богатырских доспехов и оружия; воспитывать умение сопереживать, радоваться успехам не только своей команды, но и команды соперников. |
3 неделя | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам | Знакомить детей с жанром живописи – сказкой. Формировать понятия о средствах выразительности: передача характера образа, движения, позы, мимики. Цвет, как средство передачи настроения. Развивать интерес к живописи, эмоционально-эстетические чувства. |
4 неделя | Слушание русских народных песен и попевок «Дождик», «Радуга», «Поет, поет, соловушка», «Солнышко – ведрышко», «Во поле береза стояла» | Доставить детям радость от прослушивания и пения русских народных песен и попевок; пробуждать у детей желание выступать, играть и танцевать, использовать накопленные знания. |