Перспективный план по играм и игровым упражнениям для развития речи
месяц | название | цель |
сентябрь | Переезжаем на новую квартиру (настольная игра) | Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь. |
У кого какой предмет? | Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков (ведущих); развивать наблюдательность. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества. И т. п. |
Лото «определи первый звук в слове» | Упражнять детей в выделении первого звука в слове. |
Угадай по описанию | Воспитывать у детей умение различать признаки предмета; развивать наблюдательность. |
октябрь | За покупками в магазин | Упражнять детей в выборе предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения. |
Ателье | Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя — осенняя, летняя — весенняя). Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке. |
Каждую птицу на своё место | Сообщить детям краткие сведения о хищных, водоплавающих и болотных птицах; упражнять в классификации птиц по видам. |
Отвечай быстро | Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными. |
ноябрь | Уточним цвет предметов | Упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, розовый — сиреневый, синий — голубой и др. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными: голубая незабудка. Упражнять в составлении предложений с союзом а: помидор красный, а морковь оранжевая. |
Футболисты | Воспитывать у детей умение различать светлые и темные цвета, группировать их, употреблять названия светлые (цвета), темные (цвета). |
Какие цвета использованы | Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно- красный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др. |
Цветное лото (настольная игра) | Развивать у детей умения различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков. |
декабрь | Подбери чашки к блюдцам | Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета. |
Потерялся поясок | Упражнять детей в различении большого количества оттенков (пяти-шести) одного цвета. Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.). |
Оденем кукол на прогулку | Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчиненные предложения типа «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто». |
Махровые цветы (настольная игра) | Упражнять детей в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного оттенка к более светлому и наоборот. Упражнять в описании цветка. |
январь | Радужный хоровод | Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности. Упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек. |
Составь букет | Научить детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные (цвета) — и поупражнять в употреблении этих слов. |
У кого больше букет? (настольная игра) | Научить детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия. Закрепить обобщающие слова теплые, холодные (цвета) и поупражнять детей в употреблении этих слов. |
Костюмы для петрушек | Научить детей подбирать контрастные цвета (для костюмов петрушек); закрепить представления о контрастных цветах. |
февраль | Две сестрёнки | Развивать у детей связную речь: умения описывать внешность, одежду, использовать в рассказах сравнения. Уточнить в речи детей названия предметов одежды и их частей. Выяснить, знают ли дети названия основных и дополнительных цветов. |
Цепочка слов | Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. |
Найди место звука в слове | Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце). |
Кто в домике живёт? | Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком. |
март | Кто быстрее соберёт вещи? (настольная игра) | Упражнять детей в дифференциации звуков с — ш. |
Магазин (настольная игра) | Упражнять детей в дифференциации звуков р — л, с — ш. |
Собери букет | Упражнять детей в различении заданного звука в словах. |
Найди пару | Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. |
апрель | Построим пирамиду | Упражнять детей в определении количества звуков в словах. |
Пирамида | Упражнять детей в определении количества слогов в словах. |
Цветочный магазин | Упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов. |
Включи телевизор | Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах). |
май | Как их зовут | Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена. |
Поезд | Учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах. |