СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первобытное искусство.Шульган- Таш- культурно- исторический объект.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                                                                    Ход урока.

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Мин

 

 

 

учитель

учащиеся

 

1.

Оргмомент.

Уметь организовывать рабочее место к работе.

 

Проверяет готовность к уроку. Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.

Приветствуют учителя.

1

2.

Актуализация  знаний.

Уметь обобщить понятия с прошлого урока.

На доске написаны слова, понятия с прощлого урока.

На экране презентация со зрительным рядом прошлого урока.

Отвечают на поставленные вопросы, выдвигают предположения. Отвечают на вопросы. Объясняют значение слов мегалит, дольмен и т.д.

5

3.

Создание проблемной ситуации.

Уметь строить поиск решения, анализировать результаты, формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

 

Предлагает вспомнить, к какой эпохе относятся самые значительные произведения первобытного искусства, что и лучше всего изображал художник. Сопровождает ответ  детей презентацией. Спрашивает об известных учащимся памятниках первобытного искусства на территории Башкортостана.

 

Пытаются сделать вывод о мастерстве древних художников.

 

Делают вывод о необходимости изучения памятников первобытного искусства на территории Башкортостана .

 

1

4.

Мотивация.

Умение ставить учебные цели.

Организует обсуждение возникших затруднений, о необходимости знать памятники мирового искусства, находящиеся на территории нашего края.

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

 

2

5.

Изучение нового материала.

Работать с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины.

Демонстрирует презентацию «Первобытная искусство. Шульган-Таш- уникальный культурно-исторический объект». Обсуждение основных понятий, терминов.

Смотрят на экран, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

 

15

6.

Динамическая пауза.

Формировать ответственного отношения к своему здоровью.

Предлагает немного подвигаться, одновременно подготовиться к следующему этапу урока- налить воды в стаканчик.

Выполняют несложные движения, наливают воду.

 

1

7.

Применение нового знания. Творческая практическая деятельность.

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осуществление самоконтроля.

Предлагает выполнить рисунок животного акварелью на мятой бумаге, выполняющей роль фона и имитирующей каменистую поверхность, опираясь на наглядные изображения на доске и презентацию на экране.

Выполняют рисунок животного на  мятом листе.

 

15

8.

Рефлексия деятельности. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Формирование  и развитие способности к самооценке знаний и способов действий.

Предлагает оценить результаты своей работы, способы их достижения. Задает вопросы об особенности живописи на мятой бумаге, какого эффекта можно достичь. Какие новые знания получили на уроке. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников; связывает результат урока с его целями. Можно соединить работы в одну общую картину на доске, создание ощущения пещеры с рисунками.

Просмотр и обсуждение выполненных работ. Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

 

 

3

9.

Уборка рабочих мест

Умение планировать свое время, обучение аккуратности.

Предлагает убрать и вытереть свои парты, вылить воду.

Убирают парты, выливают воду.

2

Просмотр содержимого документа
«Первобытное искусство.Шульган- Таш- культурно- исторический объект.»

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.  ШУЛЬГАН-ТАШ  - уникальный культурно-исторический объект.  ВЫПОЛНИЛА МИРОНОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА ,  УЧИТЕЛЬ ИЗО МОБУ СОШ №3 ИМ.СУРИНА  Г.БЕЛОРЕЦК РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН   Автор презентации: учитель «Искусства» Делюкина Е.Б. Белорецк,2014

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО. ШУЛЬГАН-ТАШ - уникальный культурно-исторический объект. ВЫПОЛНИЛА МИРОНОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА , УЧИТЕЛЬ ИЗО МОБУ СОШ №3 ИМ.СУРИНА Г.БЕЛОРЕЦК РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Автор презентации:

учитель «Искусства»

Делюкина Е.Б.

Белорецк,2014

ВВЕДЕНИЕ Первобытное (или иначе примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Белорецк, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Первобытное (или иначе примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Белорецк, 2014

ПЕРИОДЫ  ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА Эпоха палеолита – ХХХ – ХII тыс. лет до н. э. Эпоха мезолита – ХII - VIII тыс. лет до н. э. Эпоха неолита – VIII – VI тыс. лет до н. э. Белорецк, 2014

ПЕРИОДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА

  • Эпоха палеолита – ХХХ – ХII тыс. лет до н. э.
  • Эпоха мезолита – ХII - VIII тыс. лет до н. э.
  • Эпоха неолита – VIII – VI тыс. лет до н. э.

Белорецк, 2014

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тыс . лет назад, к конце эпохи палеолита , или древнего каменного века . Самые древние скульптурные изображения являются так называемые «палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот, грудь, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они создали образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага Белорецк,2014

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тыс . лет назад, к конце эпохи палеолита , или древнего каменного века .

Самые древние скульптурные изображения являются так называемые «палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот, грудь, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они создали образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага

Белорецк,2014

МЕГАЛИТЫ  В3-2 тыс.до н.э. появились сооружения из огромных каменных глыб – мегалиты (от греч. «мегас» - «большой» и «литос» – камень) Белорецк, 2014

МЕГАЛИТЫ

В3-2 тыс.до н.э. появились сооружения из огромных каменных глыб – мегалиты (от греч. «мегас» - «большой» и «литос» – камень)

Белорецк, 2014

ДОЛЬМЕНЫ  Дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой. Наука относит их к культовым сооружениям, служащим для захоронений выдающихся личностей. В России дольмены обнаружены в районе городов Сочи, Туапсе, Новороссийска, Геленджика. Белорецк, 2014

ДОЛЬМЕНЫ

Дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой. Наука относит их к культовым сооружениям, служащим для захоронений выдающихся личностей. В России дольмены обнаружены в районе городов Сочи, Туапсе, Новороссийска, Геленджика.

Белорецк, 2014

МЕНГИРЫ  К мегалитическим сооружениям относятся – менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров.  Существовали мнения о том, что древние люди использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях. Они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн

МЕНГИРЫ

К мегалитическим сооружениям относятся – менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров. Существовали мнения о том, что древние люди использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях. Они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн

МЕНГИРЫ КОРНАКА, ФРАНЦИЯ

МЕНГИРЫ КОРНАКА, ФРАНЦИЯ

КРОМЛЕХИ  Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами: овальными и прямоугольными «оградами» ( кромлехи ), полуовалами, линиями, в том числе многокилометровыми, и аллеями. Кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено более четырех тысяч. Самое знаменитое из них кромлех Стоунхендж (2 тыс до н. э). СПб 2012

КРОМЛЕХИ

Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами: овальными и прямоугольными «оградами» ( кромлехи ), полуовалами, линиями, в том числе многокилометровыми, и аллеями. Кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено более четырех тысяч.

Самое знаменитое из них кромлех Стоунхендж (2 тыс до н. э).

СПб 2012

Стоунхендж   —каменное мегалитическое сооружение (кромлех) в графстве Уилтшир (Англия).  Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г.

Стоунхендж   —каменное мегалитическое сооружение (кромлех) в графстве Уилтшир (Англия). Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г.

СТОУНХЕНДЖ

СТОУНХЕНДЖ

ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРЫ АЛЬТАМИРА Север Испании, пещера Альтамира. Осень 1879 года. Испанский дворянин, археолог – любитель Марселино де Саутуола отправился в пещеру Альтамира с целью исследовать пол пещеры, искать кости, орудия и т.п. В 19 веке считалось, что наши древние предки очень долго были похожи на обезьян – дикие, грубые, не способные к творчеству. Сенсационное первое открытие древних наскальных росписей принадлежит Марии – 9-летней дочери Марселино. Она увидела пещеру, потолок и стены которой были покрыты огромным количеством рисунков (преобладали изображения бизонов). Учёные усомнились в подлинности открытия. Лишь после смерти археолога, в 1902 г., научный мир признал это открытие.

ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРЫ АЛЬТАМИРА

  • Север Испании, пещера Альтамира. Осень 1879 года. Испанский дворянин, археолог – любитель Марселино де Саутуола отправился в пещеру Альтамира с целью исследовать пол пещеры, искать кости, орудия и т.п. В 19 веке считалось, что наши древние предки очень долго были похожи на обезьян – дикие, грубые, не способные к творчеству. Сенсационное первое открытие древних наскальных росписей принадлежит Марии – 9-летней дочери Марселино. Она увидела пещеру, потолок и стены которой были покрыты огромным количеством рисунков (преобладали изображения бизонов). Учёные усомнились в подлинности открытия. Лишь после смерти археолога, в 1902 г., научный мир признал это открытие.
ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА В 1868 г. в Испании , в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти 10 лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола , обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер на территории Европы Белорецк, 2014

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

В 1868 г. в Испании , в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти 10 лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола , обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер на территории Европы

Белорецк, 2014

Бизон из пещеры Альтамира

Бизон из пещеры Альтамира

 ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРЫ ЛАСКО Сентябрь 1940 года, юго – запад Франции, местечко Монтиньяк. Четверо старшеклассников отправились в археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра. Школьники пробрались в отверстие и обнаружили пещеру с удивительными изображениями. Сейчас в пещере Ласко – музей . Сентябрь 1940 года, юго – запад Франции, местечко Монтиньяк. Четверо старшеклассников отправились в археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра. Школьники пробрались в отверстие и обнаружили пещеру с удивительными изображениями. Сейчас в пещере Ласко – музей .

ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРЫ ЛАСКО

  • Сентябрь 1940 года, юго – запад Франции, местечко Монтиньяк. Четверо старшеклассников отправились в археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра. Школьники пробрались в отверстие и обнаружили пещеру с удивительными изображениями. Сейчас в пещере Ласко – музей .
  • Сентябрь 1940 года, юго – запад Франции, местечко Монтиньяк. Четверо старшеклассников отправились в археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра. Школьники пробрались в отверстие и обнаружили пещеру с удивительными изображениями. Сейчас в пещере Ласко – музей .
ПЕЩЕРА ЛАСКО

ПЕЩЕРА ЛАСКО

ПЕЩЕРА ЛАСКО

ПЕЩЕРА ЛАСКО

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА Первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской (30-18 тыс лет д.н. э) Позднее косыми штрихами изображали шерсть, стали пользоваться дополнительными цветами (оттенки желтого и красного), появился объем. Линия контура то ярче, то темнее. Контуры подчеркивали вырезанной линией (18-15 тыс лет до н.э) В 12 тыс до н. э. пещерное искусство достигло расцвета. Живопись передавала объем, перспективу, цвет, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы огромные живописные полотна, покрывавшие своды глубоких пещер. Изображались в основном животные Белорецк, 2014

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА

  • Первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской (30-18 тыс лет д.н. э)
  • Позднее косыми штрихами изображали шерсть, стали пользоваться дополнительными цветами (оттенки желтого и красного), появился объем. Линия контура то ярче, то темнее. Контуры подчеркивали вырезанной линией (18-15 тыс лет до н.э)
  • В 12 тыс до н. э. пещерное искусство достигло расцвета. Живопись передавала объем, перспективу, цвет, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы огромные живописные полотна, покрывавшие своды глубоких пещер. Изображались в основном животные

Белорецк, 2014

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА В эпоху мезолита (среднего каменного века) изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти предметы оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. На смену рисункам животных приходят рисунки людей в стремительном движении Преобладание многофигурных композиций и сцены из жизни охотников с оружием Появляются драматические сцены столкновения между племенами. Изображения женщин встречаются редко.  На смену большим произведениям пришли малые Детальность композиции и количество персонажей Человеческие фигуры условны.

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА

В эпоху мезолита (среднего каменного века) изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти предметы оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

  • На смену рисункам животных приходят рисунки людей в стремительном движении
  • Преобладание многофигурных композиций и сцены из жизни охотников с оружием
  • Появляются драматические сцены столкновения между племенами.
  • Изображения женщин встречаются редко.
  • На смену большим произведениям пришли малые
  • Детальность композиции и количество персонажей
  • Человеческие фигуры условны.
ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА

ИСКУССТВО НЕОЛИТА Наскальная живопись становится ещё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы. Например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры( круги, прямоугольники, ромбы и спирали) изображения оружия и средств передвижения (лодки, корабли) СПб 2012

ИСКУССТВО НЕОЛИТА

  • Наскальная живопись становится ещё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы. Например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры( круги, прямоугольники, ромбы и спирали) изображения оружия и средств передвижения (лодки, корабли)

СПб 2012

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Что такое «мегалит»? Что такое «менгир»? Что такое «дольмен»? Что такое «кромлех»? Из чего состоит кромлех? Как называется самый знаменитый кромлех? Где он находится? В какую эпоху создавались мегалиты?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  • Что такое «мегалит»?
  • Что такое «менгир»?
  • Что такое «дольмен»?
  • Что такое «кромлех»?
  • Из чего состоит кромлех?
  • Как называется самый знаменитый кромлех?
  • Где он находится?
  • В какую эпоху создавались мегалиты?
ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРЫ ШУЛЬГАН-ТАШ На территории заповедника Шульган-Таш находится Капова пещера .«Шульган» («опустилась», «провалилась», «исчезла») и «Таш» («камень»). То есть река ушла под камень. Пещера Шульга́н-Таш (Ка́пова) считается центром зарождения искусства в Восточной Европе. Древние рисунки были открыты зоологом заповедника А.В. Рюминым в 1959 году. Наряду с животными эпохи позднего палеолита изображено множество абстрактных геометрических фигур, смысл и значение которых до сих пор остаются загадкой для ученых.  Каповая пещера протянусь в длину на 2 640 метров, в высоту — на 260 метров. В настоящее время ученые открыли здесь 9 крупных залов, 3 воронки, всевозможное количество гротов и два подземных озера. Особо выделяются залы: Хаоса, Рисунков и Знаков. В последнем обнаружены постоянные стоянки человека.

ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРЫ ШУЛЬГАН-ТАШ

  • На территории заповедника Шульган-Таш находится Капова пещера .«Шульган» («опустилась», «провалилась», «исчезла») и «Таш» («камень»). То есть река ушла под камень. Пещера Шульга́н-Таш (Ка́пова) считается центром зарождения искусства в Восточной Европе. Древние рисунки были открыты зоологом заповедника А.В. Рюминым в 1959 году. Наряду с животными эпохи позднего палеолита изображено множество абстрактных геометрических фигур, смысл и значение которых до сих пор остаются загадкой для ученых. Каповая пещера протянусь в длину на 2 640 метров, в высоту — на 260 метров. В настоящее время ученые открыли здесь 9 крупных залов, 3 воронки, всевозможное количество гротов и два подземных озера. Особо выделяются залы: Хаоса, Рисунков и Знаков. В последнем обнаружены постоянные стоянки человека.
Пещера Шульган-Таш (это второе название объекта Капова пещера) представляет собой четырехэтажную спелеосистему. Первый этаж полностью затоплен водами реки Шульган. Второй этаж - открыт для посещения туристов.

Пещера Шульган-Таш (это второе название объекта Капова пещера) представляет собой четырехэтажную спелеосистему. Первый этаж полностью затоплен водами реки Шульган. Второй этаж - открыт для посещения туристов.

Третий этаж — закрытая часть объекта Каповая пещера. Он находится в 40 метрах над уровнем реки Белая. Здесь проводятся научные исследования. Именно на третьем этаже и были обнаружены рисунки доисторического человека.

Третий этаж — закрытая часть объекта Каповая пещера. Он находится в 40 метрах над уровнем реки Белая. Здесь проводятся научные исследования. Именно на третьем этаже и были обнаружены рисунки доисторического человека.

Пещера Шульган-Таш получила всемирную известность благодаря живописным картинкам первобытных людей. В настоящее время известно и описано свыше 180 древних полотен. Все они выполнены охрой.

Пещера Шульган-Таш получила всемирную известность благодаря живописным картинкам первобытных людей. В настоящее время известно и описано свыше 180 древних полотен. Все они выполнены охрой.

Размер рисунков — от 40 и до 113 сантиметров. Каждый артефакт в Шульган-Таш насчитывает 14 500 лет!

Размер рисунков — от 40 и до 113 сантиметров. Каждый артефакт в Шульган-Таш насчитывает 14 500 лет!

Главные сюжеты — это мамонты, лошади и носороги.

Главные сюжеты — это мамонты, лошади и носороги.

. Археологи считают, что здесь могли проводиться обряды древних людей.

. Археологи считают, что здесь могли проводиться обряды древних людей.

Некоторые рисунки могут исчезнуть из-за известнякового налета, образующегося непрерывно льющейся водой.

Некоторые рисунки могут исчезнуть из-за известнякового налета, образующегося непрерывно льющейся водой.

Пещера Шульган-Таш произвела сенсацию в мировой археологии. Сегодня - это единственный подобный комплекс во всей Восточной Европе . Ровно год назад Капова пещера вновь преподнесла сюрприз. Группа археологов из Москвы впервые обнаружила здесь древнее захоронени е.

Пещера Шульган-Таш произвела сенсацию в мировой археологии. Сегодня - это единственный подобный комплекс во всей Восточной Европе . Ровно год назад Капова пещера вновь преподнесла сюрприз. Группа археологов из Москвы впервые обнаружила здесь древнее захоронени е.

Мы должны гордиться тем, что памятник мировой культуры находится на нашей территории и мы с вами можем не только изучить, но и посетить его.

Мы должны гордиться тем, что памятник мировой культуры находится на нашей территории и мы с вами можем не только изучить, но и посетить его.