Занятие 2
ТЕМА.
Школьные правила вежливости.
ЦЕЛИ:
- познакомить со школьными правилами вежливости;
- развивать речь, внимание, память, координацию движений;
- расширять кругозор;
-развивать мелкие движения руки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
у ч и т е л ь: мяч;
у ч е н и к и: тетрадь, ручка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. (3 мин) Беседа о слове" Здравствуйте".
Чтение стихотворения А. Кондратьева "Здравствуйте":
- Здравствуйте! -
ты скажешь человеку.
- Здравствуй! –
улыбнется он в ответ.
И, наверно,
не пойдет в аптеку
и здоровым будет много лет.
Когда люди говорят "Здравствуйте", они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете?
- …
Учитель обращает внимание детей на ситуации, в которых используются данные слова: "Привет!" - говорим другу или знакомому, "Здравствуйте!" - это официальное приветствие и т. д.
2. (4 мин) Какие бывают приветствия.
Учитель рассказывает о различных способах приветствия: раскланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием; дает краткую историческую справку о возникновении данных. форм приветствия. Учитель предлагает детям обменяться "рукопожатием" в парах: в тетради обвести контур правой руки соседа.
3. (10 мин) Школьные правила приветствия.
Этот фрагмент урока проходит в виде обсуждения и инсценирования отдельных ситуаций, возникающих в школьной жизни.
1. Д о у р о к о в:
При входе в класс нужно поздороваться сразу со всеми присутствующими, а потом можно еще раз отдельно с друзьями и учителем.
2. Н а ч а л о у р о к а:
Учитель здоровается с классом, дети" Здравствуйте" хором не произносят. Выполнение правила "Готов к уроку", когда дети стоят у своих парт, обозначает приветствие.
З. В о в р е м я у р о к а:
Если во время урока в класс кто-то заходит и здоровается с детьми,
они должны молча встать у своих парт. В других случаях дети продолжают работать. (Желательно эту ситуацию несколько раз проиграть.)
4. В н е у р о ч н о е в р е м я:
При встрече со знакомым учителем на перемене или на улице ученик должен поздороваться первым.
5. При входе в служебное помещение (медпункт, библиотеку и др.)
ученик должен здороваться.
4. (4 мин) Игра с мячом "Вежливые слова".
- Слова приветствия относятся к вежливым словам. Чтобы узнать, какие еще вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.
***
Итог игры - чтение стихотворения В. Кудлачева "Важные слова":
Слова "До свиданья!",
"Спасибо!", "Простите!",
"Пожалуйста!", "Здравствуйте!"
щедро дарите.
Дарите прохожим,
друзьям и знакомым,
в троллейбусе, в парке,
и в школе, и дома.
Слова эти очень
и очень важны,
они человеку
как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно
с улыбкой дарить.
5. (3 мин) Индивидуальные правила учителя.
На данном этапе урока учитель знакомит детей со своими требованиями к поведению учащихся. Желательно рассмотреть действия учащихся в ситуациях: опоздание, "Разрешите обратиться" (когда учитель с кем-то разговаривает), "Можно выйти?" и др.
6. (3 мин) Игра на внимание "Пожалуйста".
Учитель показывает различные движения. Ученики повторяют
только те, которые сопровождаются словом "Пожалуйста" .
7. (5 мин) Разучивание правил.
Вставайте дружно каждый раз,
когда учитель входит в класс.
Парта-это не кровать,
и на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
и веди себя достойно.
На уроках нс болтай,
как говорящий попугай.
Ответить хочешь - не шуми,
а только руку подними.
8. (3 мин) Подведение итогов.
Подведение итогов проводится в форме игры "Договаривание фраз". Например, учитель говорит: "Когда вы утром входите в класс..." или "Если вы опоздали...", а ученики должны закончить это предложение. В конце урока учитель выражает уверенность в том, что все дети постараются быть вежливыми и воспитанными школьниками.