СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми с ЗПР в условиях МАУ "ЦППМиСП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наш центр является дополнительным учреждением, где дети С ЗПР получают индивидуальную коррекционно-развивающую помощь. Большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесла мне такая технология арт-терапии: как пескотерапия. В своец работе я использую кинетический песок.

Просмотр содержимого документа
«Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми с ЗПР в условиях МАУ "ЦППМиСП"»








Итоговая самостоятельная работа

по курсу повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе

«Сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях I-VII видов, в соответствии с требованиями ФГОС ООО»


учителя МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Бердниковой О.А.



















Перечень технологий:

  1. Светоизотерапия;

  2. Пластилинография;

  3. Музыкотерапия;

  4. Библиотерапия;

  5. Танцевальная терапия;

  6. Театротерапия;

  7. Псаммотерапия;

  8. Ароматерапия;

  9. ТРИЗ;

  10. Компьютерные технологии



«Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми с ЗПР в условиях МАУ «ЦППМиСП»


«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский


По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем для 50% неуспевающих школьников, характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. На фоне сегодняшней социокультурной ситуации проблема коррекции в развитии детей является предметом повышенного внимания. Все возрастающая общественная тревога за судьбы детей риска заставляет учителей фокусировать свое внимание не только на проведении диагностического обследования с целью выявления знаний ребенком программного материала, но и на оказании помощи данной категории детей через проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием современных арт-терапевтических технологий.

Важными показателями учебной деятельности являются развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, а также правильное звукопроизношение, развитый фонематический слух, достаточный словарный запас, что необходимо для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма у детей с ЗПР. На практике это далеко не так. В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа детей с нарушениями познавательной сферы, осложненными речевым недоразвитием. Особые трудности в процессе обучения у детей с ЗПР отмечаются на письме. Дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. Различны происхождения трудностей, их причины, а также проявления и характер. Анализ всех встречающихся на письме нарушений у детей с ЗПР можно разделить на следующие группы:

- нарушения письма, связанные с дефектами звукопроизношения;

-нарушения письма, связанные с трудностями слого, звуко-буквенного анализа и синтеза;

- нарушения письма, связанные с недоразвитием фонематического восприятия;

-нарушения письма, связанные с недоразвитием зрительно-пространственных представлений.

Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудности усвоения навыка, у детей с ЗПР встречаются не отдельно, а в комплексе. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого невозможно дальнейшее обучение. Спонтанно, без помощи взрослых, ребенку трудно справиться с помехами, тормозящими формирование письма.

Наш центр является дополнительным учреждением, где дети с ЗПР получают коррекционную помощь. Одно из направлений моей работы является проведение индивидуальных коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста с ЗПР. Большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесла мне такая технология арт-терапии: как пескотерапия. В своей работе я использую кинетический песок.


Кинетический (живой, космический) песок - это совершенно новый материал для детского творчества. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки. Это невероятно приятная на ощупь субстанция, которая напоминает по ощущениям влажный морской песок, но при этом кинетический песок совершенно сухой. Он не пачкает руки, после него любая поверхность остается абсолютно чистой. Просыпанный на пол живой песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно. Кинетический песок абсолютно безвредный, он не вызывает аллергию. В живом песке не развиваются вредные микроорганизмы; он не имеет запаха.

Для игры с кинетическим песком не требуются инструкции и руководства. С ним интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей.

Для достижения результатов в индивидуальной коррекционной работе с детьми с ЗПР ставлю перед собой цель.

Цель: коррекция устной и письменной речи у детей с ЗПР.


Данную цель реализую через следующие задачи:

Задачи:

  1. Автоматизировать звуки речи

  2. Развивать фонематический слух

  3. Формировать слоговую структуру слова

  4. Совершенствовать грамматический строй речи

  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие

  6. Устранять через игру повышенную агрессивность, гиперактивность, тревожность, детские страхи

Использование игровых упражнений с песком в индивидуальной коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи очень эффективно, так как все дети с большим удовольствием играют в песок. Поэтому перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Преимущества песочной терапии сводятся к следующему:

  • во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

  • во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".

  • в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

  • в-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Основные принципы игр на песке очень точно изложены в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко «Практикум по песочной терапии».

Они считают, что для организации игр на песке необходимы следующие принципы:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.

3. Реальное «проживание»проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.


Песочная терапия в работе учителя

(методические рекомендации)

Опираясь на приемы работы и методические рекомендации в педагогической песочнице, педагог может сделать коррекционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

Артикуляционные упражнения.

-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

- «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

- «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков.

- «Сильный мотор»- произносить звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – слепить из песка  букву Р , произнося одновременно звук [р] . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

- «Слабый моторчик»- произносить звук [р‘], проводя мизинцем дорожку по песку.

- «Дорожка»- произносить заданные педагогом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

- «Совпадение»- педагог закапывает в песок игрушки с автоматизируемым звуком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть этот звук. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха.

- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.

- «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

- «Два моря» - коробка с песком  делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

- «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.



Формирование слоговой структуры слова.

-«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

-«Исправь ошибку»- педагог чертит на песке ошибочное количество полосок и показывает картинку. Ребенок анализирует количество слогов в слове, изображённом на картинке, и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

-«Раздели слово на слоги»- ребенок печатает буквами магнитной азбуки на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

-«Художник»- педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

-«Построй ступеньки» - педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее педагог предлагает детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

Совершенствование грамматического строя речи.

- «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Педагог просит ребенка запомнить картинки, расположенные на песке, а затем прячет часть картинок в песок и просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

- «Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Обучение грамоте.

- «Напиши на песке»  – ребенок лепит из песка заданные буквы, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог лепит, а ребенок читает.

- «Буква потерялась»   Можно предложить слепить из песка слово (с одним слогом, с двумя и т.д.), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Педагог угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям;

- развивается мелкая моторика рук;

- развивается фонематический слух и восприятие;

- закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

- расширяется словарный запас;

- происходит освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

- происходит освоение навыков чтения и письма;

- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

Таким образом  игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, мелкую моторику, но и способствуют развитию фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза, речи, произвольного внимания и памяти.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С КОСМИЧЕСКИМ ПЕСКОМ

Игра "Строители"

Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), теперь при использовании кинетического песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут «пархать» разноцветные бабочки.


Игра "Волшебные превращения"

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.


Игра «Необыкновенные следы».

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие».

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Ребенок должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Упражнение "Необыкновенные следы" 

Цель: развитие тактильной чувствительности. 

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 


"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

«Веселая ферма».

Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти. 
Для игры вам понадобится песочница с космическим песком и маленькие игрушки. 
Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда ребенок повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.


«Карта сокровищ». 

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения. 
Для игры понадобится песочница с космическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка. 
Сначала взрослый совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту. 
Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет.


«Учимся считать». 

Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету. 
Вам понадобится космический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза. 
Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. 
Постепенно увеличиваем количество кучек.

«Отгадай загадку». 


В эту игру можно играть даже с ребенком. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления. 
Для игры вам понадобится песочница с космическим песком и маленькие игрушечки. 
Правила очень просты –ребенок отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.


Также песочная терапия полезна, если у ребенка:
плохой сон, ночные кошмары;
истерики, непослушание, капризы;
логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
застенчивость, неуверенность в себе;
агрессия, тревожность;
нет взаимопонимания с родителями;
расстройства невротического характера;
недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);
психосоматические заболевания;
страх перед школой, садиком;
частая плаксивость (без повода);
ребенок пережил сильный стресс


Практика работы в МАУ «ЦППМиСП» и поиски новых технологий повышения результативности работы доказывают, что добиться успеха в коррекционной работе с детьми можно, если правильно установить причину возникших трудностей обучения, своевременно прийти на помощь, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Оказание своевременной квалифицированной помощи детям с ЗПР, способствует преодолению трудностей в обучении, а это в свою очередь будет являться одним из путей профилактики отклоняющего поведения и социализации.