СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе учителя - логопеда.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Просмотр содержимого документа
«Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе учителя - логопеда.»

МОУ «Начальная школа – детский сад №3, с. Елово»  Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения  в работе логопеда. Учитель – логопед: Зайцева Нина Петровна. 2015 г.

МОУ «Начальная школа – детский сад №3, с. Елово»

Песочная терапия

как одна из технологий

здоровьесбережения

в работе логопеда.

Учитель – логопед:

Зайцева Нина

Петровна.

2015 г.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
  • Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются: сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи; -нормализация двигательной активности  и профилактика гиподинамии; -коррекция недостатков просодической,  выразительной, эмоциональной стороны речи; - успешная социализация детей с дефектами речи.

Насущными проблемами в логопедическом направлении

современной коррекционной педагогики являются:

  • сохранение физического и психического здоровья детей

с нарушением речи;

-нормализация двигательной активности

и профилактика гиподинамии;

-коррекция недостатков просодической,

выразительной, эмоциональной стороны речи;

- успешная социализация детей с дефектами речи.

 Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам. Над ними трудились такие авторы, как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам.

Над ними трудились такие авторы, как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

Нетрадиционные логопедические технологии .   Логопедический массаж . Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.  Массаж языка .   Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.  Су-Джок терапия – взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.  Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.

Нетрадиционные логопедические технологии .

  • Логопедический массаж . Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
  • Массаж языка .
  • Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Су-Джок терапия – взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
  • Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.
 Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.  Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.  Музыкотерапия  – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.  Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.  Литотерапия  - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.   Имаготерапия  – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.  Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.
  • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
  • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
  • Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • Имаготерапия – театрализация.

Включает в себя: куклотерапию,

сказкотерапию.

  • Пескотерапия (sand-play) –

игра с песком как способ

развития ребенка.

Терапевтический эффект игры с песком  впервые был замечен  швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Терапевтический эффект игры с песком

впервые был замечен

швейцарским психологом и философом

Карлом Густавом Юнгом.

Игры с песком · развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; · снимают мышечную напряжённость; · помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; · развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации); · стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; · позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации; · преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок; · развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

Игры с песком

· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

· снимают мышечную напряжённость;

· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

· преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

· развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; · способствуют расширению словарного запаса; · помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; · позволяют развивать фонематический слух и восприятие; · способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; · помогают в изучении букв, освоении  навыков чтения и письма. Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.

· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку,

речевые возможности;

· способствуют расширению словарного запаса;

· помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

· позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

· способствуют развитию связной речи,

лексико-грамматических представлений;

· помогают в изучении букв, освоении

навыков чтения и письма.

Играть в песок можно не только

на улице – можно устроить

мини-песочницу дома,

в детском саду, в логопедическом

кабинете.

Общие условия организации песочной терапии.  В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.  Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой

водонепроницаемый ящик.

Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной

работы 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина).

Для групповой работы рекомендуется использовать

песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал . Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».  Цвет . Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
  • Материал . Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
  • Цвет . Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком, который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать. Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
  • Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком, который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать.
  • Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.  Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа
  • Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
  • Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
  • В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:  Вредных нет детей в стране —  Ведь не место им в песке!  Здесь нельзя кусаться, драться  И в глаза песком кидаться!  Стран чужих не разорять!  Песок — мирная страна.  Можно строить и чудить,  Можно много сотворить:  Горы, реки и моря,  Чтобы жизнь вокруг была.  Дети, поняли меня?  Или надо повторить?!  Чтоб запомнить и дружить!
  • Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
  • Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!
«Дорожки из песка».  «Чувствительные ладошки»
  • «Дорожки из песка».
  • «Чувствительные ладошки»
  • "Мой город" .
  • · «Чей это след?»
  • «Назови звук»
  • «Найди друга»
  • «Песочный дождик»
  • «Кто это был?»
  • «Какой звук лишний?» и другие
Закончить игры с песком можно тоже стихами:  В ладошки наши посмотри :  Мудрее стали ведь они!  Спасибо, милый наш песок,  Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
  • Закончить игры с песком можно тоже стихами:
  • В ладошки наши посмотри : Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:  - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;  - они чувствуют себя более успешными;  - на занятиях нет места монотонности и скуке. Кроме того игры с песком на свежем воздухе, на берегу реки, в благоприятных природных условиях  играют значительную роль в летнем оздоровлении и закаливании детей.
  • Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - они чувствуют себя более успешными; - на занятиях нет места монотонности и скуке.
  • Кроме того игры с песком на свежем воздухе, на берегу реки, в благоприятных природных условиях

играют значительную роль в летнем оздоровлении и закаливании детей.