Урок окружающего мира. 4А класс
Форма: урок-исследование
Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
Формируемые УУД:
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала
Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: презентация к уроку, материал для работы групп.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний
1. Тест (презентация слайды 1 - )
2. Работа в парах. Взаимопроверка
3. Блицопрос
- Расскажите, какие опасности угрожали России в начале 17 века?
(Польские захватчики выступили против России)
- Что такое народное ополчение?
(Народное ополчение 1612г – это добровольцы, готовые постоять за родную землю)
- Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
(Кузьма Минин – торговый человек из Нижнего Новгорода – призвал людей постоять за родную землю, первый сделал взнос. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский – возглавил народное ополчение. 4 ноября 1612г – День народного единства. Москва окончательно освобождена от врагов)
Самоопределение к деятельности
Презентация слайд (портрет Петра I)
- Знаете ли вы, кто изображен на этом портрете?
- Перед вами листочки с двумя колонками. «Я знаю./Я узнал.» В колонке «Я знаю» напишите все, что вы знаете об этом человеке.
Стихотворение про Петра I
Великий Петр, царь – реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему на страшны были войны:
Играя, строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
И что там шведы, Карл, Полтава –
Сумел стихию обуздать
И на Неве, им присмиренной,
Прекрасный Петербург создать!
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его.
-Что узнали, прослушав стихотворение? (Реформатор, мореход, строил полки и т. д.)
Открытие новых знаний
Работа в группах. Более подробно вы узнаете о Петре 1, поработав в группах.
1 группа, ответственный Сафин Юра
Вопрос: Кто такой Петр I (из какой семьи, детство, характер, увлечения)
2 группа, ответственная Джавадова Диана
Вопрос: Какие преобразования произошли в России при Петре 1?
3 группа, ответственный Фалько Арсений
Вопрос: Какой город на Неве построил Петр 1 и зачем?
(5 минут на подготовку, у каждой группы на столе план ответа, вырезка из рубрики «Это интересно»)
Первичное закрепление
Выступление групп.
1 группа слайды
2 группа слайды
3 группа слайды
Физминутка «Веселые факты» (В свое время, чтобы солдаты могли различать где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. При занятиях строевой подготовкой отдавались команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели)
Работа по новой теме
Работа в тетрадях стр. 31 – 32
1 Портрет Петра.
2 А – с 10 лет, Б – музей Кунсткамера, В – Новая столица России, Г – потешные войска
Подведение итогов урока
Мозговой штурм
Какой титул получил Петр 1 в России? (Великий)
Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (10 лет)
Какое любимое увлечение было у Петра? (Военные потехи)
Как назывался его полк? (потешный)
Из кого набирался этот полк? (из сверстников царя)
Что дала Петру эта игра?(увлекся военными науками)
Чем отличался Петр 1 от европейских государей своего времени? (он мог трудиться плотником, постигал премудрости корабельного дела)
Каковы главные черты характера Петра? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воли)
Что нового появилось в России при Петре 1? (Новый календарь, первая газета, музей, библиотека)
Какие дела Петра 1 вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы)
Зачем надо было устанавливать контакты с Европой? (Чтобы узнавать о последних достижениях культуры и науки)
Когда был заложен город на Неве? (более 300 лет назад, в 1703г)
С чего началось строительство города? (с Петропавловской крепости)
Что было возведено на берегу Невы?
Рефлексия
Заполните на листочке колонку «Я узнал». Что вы записали? (ответы детей)
Домашнее задание стр. 94 – 100 читать, рабочая тетрадь стр. 32 – 35, сообщение.
«Это интересно!»
Петр I стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отстала в своем развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя — боярами и дворянами - постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания...
Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.
******************************************************************
2. В голландском городке, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: «Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители городка, что молодой плотник Петр Михайлов - на самом деле русский царь Петр I, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь.
******************************************************************
3. При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур - промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица - Петербург.
1. Царем Петр стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр - слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.
Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовывал «потешные» полки. В 1686 году в числе «потешных» солдат оказался и сын конюха А.Д. Меньшиков, будущий ближайший друг Петра. На реке Яузе была построена «потешная крепость» Плесбург - там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.
Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, «потешные полки» -в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная русская армия.
Сколько себя помнил царь Петр - его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.
Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец, однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился.
Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители.20 октября 1696 года Боярская дума (высший совещательный орган государства) вынесла решение: «Морским судам быть». Эту дату и считают днем рождения российского военно-морского флота. А «дедушка русского флота» - неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день и хранится в музее.
1. Как известно, Петр отрицательно относился к загульному пьянству. Поэтому в 1714 году придумал, как бороться с ним. Он просто выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство. Награда эта, сделанная из чугуна, весила порядка семи килограммов и это без цепей. По некоторым данным, эта медаль считается самой тяжелой в истории. На шею пьянице эту медаль вешали в полицейском участке. А самостоятельно «награжденный» снять ее был не в состоянии. Носить на себе знак отличия нужно было неделю.
2. Из Голландии Петр I привез много интересных вещей в Россию. Среди них и тюльпаны. Луковицы этих растений появились в России в 1702 году. Реформатор был настолько очарован растущими в дворцовых садах, растениями, что учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов.
3. Во времена Петра фальшивомонетчики работали на государственных монетных дворах в качестве наказания. Фальшивомонетчиков вычисляли по наличию у него «до одного рубля пяти алтын серебряных денег одной чеканки». Дело в том, что в те времена даже государственные монетные дворы не могли выпускать единообразные деньги. А те. У кото они были — стопроцентный фальшивомонетчик. Эту способность преступников — качественно изготавливать единообразные монеты Петр решил использовать во благо государства. Горе-преступника в качестве наказания отправляли на один из монетных дворов, чтобы он там чеканил монеты. Так, в одном только 1712 году на монетные дворы было прислано тринадцать таких «умельцев».
4. Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто напросто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинков Пётр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
5. Петр I увлекался медициной. А больше всего — стоматологией. Ему нравилось выдирать больные зубы. При этом иногда царь увлекался. Тогда под раздачу могли попасть и здоровые.